3 Как я был мелким коммерсантом

Заирбек Саша
                Как  я был мелким коммерсантом.               
                ( Из  цикла  « Невыдуманные  рассказы» )
                Репортаж  Жака  Рюеффа  и  Андре  Пьетра через месяц –другой  после  введения  реформ  Эрхарда:
                « С  совершенной  неожиданностью исчез  черный рынок. Витрины были завалены товарами, дымились фабричные трубы и улицы были заполнены  грузовиками . Вместо  мертвой  тишины  развалин повсюду раздавался  шум  стройки. Уже  размер восстановления вызывал удивление, но еще большее удивление вызывала его неожиданность. Это восстановление началось во всех отраслях  хозяйственной жизни точно в день валютной реформы.  Только  очевидцы могут рассказать  о том мгновенном  действии, которое оказала валютная реформа  на заполнение складов и богатство  витрин. Со дня на день стали наполняться товарами  магазины и возобновлять работу заводы.  Еще накануне немцы бегали  бесцельно по городу, чтобы разыскать  дополнительно какие-нибудь жалкие  продукты питания .  А на следующий день мысли  уже концентрировались  лишь на том, чтобы заняться  производством  этих продуктов питания. Накануне на лицах немцев была  написана  безнадежность , на  следующий день  целая армия  с надеждой  смотрела в будущее».
                Из  книги  «Хозяйство без чудес», вышеуказанных  авторов.
                Пройдет и это  время…  Время  всеобщей  купли- продажи, т.е.  коммерции  или  , выражаясь
по-советски,  спекуляции. И  тогда  я  быть  может с улыбкой  вспомню  о том, как  я был  мелким коммерсантом…
Но   прежде я должен  отметить  ( как  отмечали  до меня  и будут  отмечать после меня), что  на плохое и на
хорошее  нас  почти всегда толкают женщины. Так вот , моя жена  (я  подозреваю, что она в этом не исключение)
все ныла и ныла, что я , как другие, не делаю деньги, сижу на голой зарплате, которой  ни на что не хватает. Это,
надо сказать, мне порядком надоело, но сдался я не сразу. Вообще , я не из тех , кто быстро сдается женщинам.
Наверное , это  от моего  не слишком большого, но достаточного опыта  обращения с ними, который  я начал
обретать  еще с трехлетнего возраста.  Тогда мы  с родителями жили  во  Фрунзе (ныне-Бишкек)  на проспекте Мира
в  двухэтажном кирпичном доме. У меня  нет никакого сомнения  в том, что  я уже  тогда был  вполне самостоятельным. И вот , когда однажды в ясный зимний день я  самостоятельно  прохаживался  ( несомненно , с
определенной целью: вообще,  я никогда ничего не делал  бесцельно) перед  домом, меня  окликнули с  балкона
второго этажа две сестры – Надя и Света, примерно  13-14 лет. Звали  они  меня Сашей. (Видимо, им было так  удобнее, а я и тогда, как и сейчас,  не кичился , как некоторые, относящиеся к разным национальностям, своим
национальным  происхождением.)  В руках они держали по длинному ломтику хлеба  со слоем смородинового варенья. Конечно,  мое появление , как появление всякого галантного кавалера, не могло не    отразиться  на поведении  дам: их планы сразу  изменились. Первой  обратилась  Надя:
                -  Саша, ты меня любишь?
                - Да,- ответил я, потому что  сразу  сообразил к чему идет дело (  да и признаться, и тогда, как мне
помнится,  я ничего не имел против  любви).
                Раздался взрыв веселого хохота и через минуту-другую ее ломтик  хлеба со смородиновым вареньем
оказался в моих руках. Правда, мне пришлось  на  мгновение закрыть глаза, чтобы меня спокойно, без смущения,
поцеловали ( несмотря на юный возраст, я был щепетилен к проявлениям женских чувств).
                Кушал  я не спеша, смаковал: варенье приятно таяло  во рту,  ягодки смородины , мягко вдавливались
в  хлеб…  (Вообще ,тогда ,в советское время, основная масса населения питались неплохо).
                Света терпеливо ждала. Потом очередной повтор того же вопроса ( о, женская наивность!), очередной мой  положительный ответ, очередной взрыв хохота,  о поцелуе я уж не говорю – и  я, смакующий уже второй ломтик хлеба со смородиновым  вареньем.
                Конечно, человек с таким опытом не так-то легко сдается женщинам, но и если  сдается, то  сдается , не
теряя своего  достоинства. Словом, я стал присматриваться, как люди делают деньги, читать популярную литературу, в которой  давались рецепты на сей счет. 
                Ехать  куда-то мне  не хотелось: я с детства не любил поездки. И сейчас куда-то поехать, сорваться с
привычного места – для меня  поначалу целая проблема, даже настроение перед  отъездом портится, но потом
все образуется и я прихожу  в свое обычное состояние. Помню, как по этой причине, в детстве меня иногда
оставляли сторожить дом (в то время мы жили в Кара-Су), когда семья на день –два уезжала отдыхать  в Арсланбоб.
Впрочем,  у родителей был небольшой выбор: старшего оставлять нельзя- беспокойный слишком- натворит
что-нибудь, младший –мал еще, а вот  средний как раз- и сам согласен , и спокоен. И я мужественно оставался дома.
Правда, перед тем как лечь, со столовым ножом в руке я обходил все комнаты, осматривал все углы, заглядывал под
кровати и , ложась спать,  клал его под подушку.
                Таким  образом, оставалась на мою долю мелкая купля –продажа, когда есть товар и посредничество
в реализации какого-либо товара. Но какая коммерция без связей?  По этой причине я стал захаживать  в  комок
к  Ганыжан-ака,  которого  знал по совхозу, где я работал до перестроечных  времен. Надо сказать, что в лице
Ганыжан-ака  я нашел для себя неплохого учителя по части  коммерции, но главное – у меня была точка, где я мог
реализовать  свой товар.
                Товар не заставил себя долго ждать . Выяснилось, что  у жены есть  новая костюм-юбка « Монтана»,
которую ей подарила сестра, и которая была ей великовата. Она пролежала у Ганыжан-ака больше месяца по цене
1220 руб. ( хотя по договоренности цена продажи не должна была превышать 1000 руб.), пока  я не сторговался  на
800 руб. с расчетом, что он весной продаст ее  подороже.
                Вот тут я сделаю первое отступление. Не нужно  быть  семи  пядей во лбу или принимать участие в
семинаре по рыночной экономике в Москве, где известный японский бизнесмен утверждал, что не цена товаров, а
скорость  оборота- главный фактор для получения максимальной прибыли, чтобы разобраться в наших партнерских
отношениях с  Ганыжан-ака. На своем примере я убедился, что он не заботится о своих клиентах, которые приносили  ему свой товар для реализации, так как превышение на 200 рублей и даже больше цены  реализации  приводило к  тому, что товар  залеживался. В свою очередь я понял ,что, имея комок или арендуя его, можно было  «крутиться» только на посреднических услугах, привлекая быстрой  реализацией все больше и больше клиентов, благо  сейчас  каждый третий куда-то едет и что-то привозит.
                И второй товар , как ни странно,  тоже находился у меня дома. А продал  я коготь  беркута. Вот тогда
я понял, что почти  все может быть предметом торговли. Дело  было так: через  Ганыжан-ака  я искал  покупателя на
живого беркута, который имелся  у одного из родственников жены. И вот однажды объявился покупатель, но ему
нужен был не сам беркут, а только коготь  беркута. Дело в том, что  коготь беркута используется для некоторых
целей. Например, кладется к изголовью ребенка, чтобы он хорошо спал. Также утверждают, что , если носить коготь
под одеждой, он придает человеку силу и храбрость.  И еще рассказывают , что его используют в деликатных случаях, когда хотят проверить верность жены.  Мне кажется, что коготь  нужен был покупателю именно для этого последнего случая. Впрочем, это его дело… Ганыжан –ака, обращаясь к нам обоим, сказал, что он человек нейтральный между нами, а товар очень нетипичный, и что поэтому цену он поставит сам, произвольно. Он назвал цифру- 3 тысячи рублей. Покупатель  спустил  на 500 рублей, и на этой цифре мы остановились, но и эта цифра, я думаю,была завышенной для старого когтя. На следующий день я с когтем, который жене дала моя теща при рождении нашей дочери, и который теперь бесполезно  лежал в шкафу, сидел в комке у Ганыжан-ака. Покупатель- молодой человек спортивного вида, почти непрерывно пританцовывающий , имитируя  перед друзьями движения из каратэ, еще  более возбудился при виде когтя, как увидевший нечто так необходимое ему. Он забрал его из рук Ганыжан-ака и  обещался приехать через полчаса, мол, покажет его: годится или нет. Больше часа его не было. Приехал он без когтя и какой-то весь подавленный, выложил 2500 рублей. Я не стал спускать цену, а он устыдился еще раз спускать ее, так как уже спускал, но на его лице была досада по этому поводу. Когда он вышел, я отдал 100 рублей Ганыжан-ака за посредничество ( на эту сумму в то время можно было четыре раза хорошо покушать  в обычном  кафе). Хотел дать больше, но он не согласился.  Уходя с базара,  я отдал 15 руб. кайырчыларга ( Божьи люди, попрошайки- кырг). Вот так произошла моя вторая маленькая коммерческая сделка.
                Здесь я должен сделать второе отступление. Мне открылась  одна из истин коммерции, о которой
говорил  Харви  Маккей в своей книге « Как уцелеть среди акул» : « Дело не в том, сколько  это стоит. Дело в том,
сколько за это готовы заплатить».
                Третьей сделкой была продажа туфель  Атыргуль, симпатичной сотрудницы управления занятости, где я работал. Тоже не без пользы для себя и Атыргуль. Она была приятно обрадована, когда я ей вручил сумму на  600 руб. большую, чем она ожидала. На свои   комиссионные   я  купил плитку шоколада за 300 руб. к чаю для моего «гарема»-маленького дружного женского коллектива (куда входила и Атыргуль) в том же управлении и девушки тут же  заварили чай.   
                Потом продал  детскую форму – « Монтану».  Она оказалась  лишней на  дне рождения  моей  дочери,
которая  жила  с  моими родителями : я и мой отец , оказывается , купили по форме. Выгодно продать форму не
составило большого труда, так как разница  в ценах между Ошом и с. Масы была  в мою пользу.
                Так все шло по мелочам, пока не наклюнулась более крупная сделка. Это было посредничество в
продаже  люстр. До меня дошли сведения от моей жены, что ее сестра собирается переговорить с ребятами из
одного комка тут на  Текстиле, чтобы отдать им люстры на реализацию. Оказывается, ее муж, т.е. мой  бажа
(свояк-кырг.), достал восемьдесят люстр по цене 400 рублей и хотел продать  их по 600 руб. Я не стал торопить
события,  лояльно относясь к перспективе стать посредником в реализации их. Прошло около месяца, когда жена
сообщила, что люстры до сих пор не реализованы, и что сестра и бажа не против, если я возьмусь за реализацию,
лишь бы они получили свои 600 рублей за каждую люстру. Тут  я быстро стал действовать, помня русскую поговорку:
«Куй железо пока горячо». И , как потом  оказалось, я был совершенно прав. Когда мы приехали с сыном  Ганыжан-
ака, предварительно переговорив с моим  бажа, домой к младшей сестре моей жены, где  находились  люстры, ее
муж уже собирался кому-то их  отдать. Мы забрали  люстры и отвезли их к Ганыжан-ака  домой . На этом мои
функции посредника были  полностью исчерпаны. Оставалось только получить свои  законные 4 тысячи  рублей
(за каждую люстру мне должны были дать по 50 рублей). Казалось бы, оставалось самое легкое, но не тут-то было.
Это оказалось самым трудным делом.  В течение месяца я наведывался в комок к Ганыжан-ака. То не было денег, то не было самого Ганыжан-ака и т.п. Словом, потребовалось огромное терпение, чтобы благополучно завершить сделку, не испортив отношений с партнерами.
                Тут я сделаю третье отступление. Приведу слова  К. Москаленко , генерального директора  Московской экономической  школы: « Будьте доброжелательны. Ведь любой чиновник, любой деловой  партнер, любой ваш подчиненный –это такой же человек, как и вы. С каким человеком вам лично приятнее иметь дело? Вот таким  будьте сами и не требуйте от людей всего и сразу».
                Не могу не написать еще о том, как продавал чеснок в Кочкор- Ате.  Правда, перед этим десять
килограммов продал на рынке в  с. Масы, но  это не в счет: оптом и дешево по полтора сома за  килограмм. Дешево, потому что еще не наступил  сезон салатов, когда цена  чеснока быстро поднимается, как говорили чесночные  старожилы. Прошлой осенью мы с женой посадили около семи  килограммов чеснока в  деревне на площади не больше одной сотки.  Сначала посадили пять килограммов, потом еще два, чтобы из урожая осталось и матери, которая должна была присматривать за чесноком. Урожай уродился средним и мелким. Как потом мне объяснил один старожил: « Бакал адам кенеш бериптир» (« Плохой  человек совет дал»-кырг.) Дело  в том, что , когда  клубни стали с величину грецкого ореха и чуть больше,  матери соседка  посоветовала связать листья сверху у каждого чеснока. И  она , не подумав ( я часто замечал за ней такую привычку), хотя  до этого  уже сталкивалась  с  выращиванием чеснока, связала их, а нужно было лишь оторвать сверху конец стебля. Сразу  же после этого листья  высохли и опали, и клубни прекратили  свой рост. Тот же старожил говорил мне , что это очень крупный сорт чеснока, и что его просто испортили. 
                Вообще я  должен  остановиться  на этом особо. Не слушайте советов каждого.  Сначала подумайте:
« Какой человек  вам советует?»  В  сельской местности  развито вредительство такого рода.  Помню, перед  посадкой   и мне  советовал один сельчанин, что надо очистить дольку чеснока от кожуры, разрезать его  на две  части  и потом  садить, мол, тогда много чеснока  уродится. Да , каким бы  я  идиотом  выглядел  прими тогда  я тот совет! Тогда мать  восприняла тот совет, как шутку, когда я рассказал об этом (в то время, когда я видел за этим грязную душу человека), а потом сама попалась на такую  « шутку»  соседки.
                Впрочем , мир не без добрых людей.  Мой мелкий чесночный бизнес познакомил меня с Алымом,
парнем из Таджикистана, с которым у нас возникла почти братская дружба.
                Явившись на базар с хозяйственной сумкой , где было около десяти  килограммов чеснока, я обратился
к парню лет двадцати с просьбой , чтобы он продал мой чеснок. Его лавка была занята картошкой, которую он продавал (кстати, тут же покупал  и перепродавал), поэтому он предложил положить несколько кучек чеснока  по
пять штук  на  свободное между  лавками узкое в две доски место напротив , у опоры навеса. Потом , обвыкнувшись   с порядками, я сам сел за продажу чеснока, перенеся  кучки на свободную часть соседней лавки, где лежал в знак
занятости полный мешок с чем-то, а самого продавца не было. И у меня бойко пошла торговля. Даже отбил несколько покупательниц  у  старика , который сидел  через лавку  от меня. Потом понял, что этого не надо было делать, так как двоих или троих покупателей он отбил у меня,  критикуя качества моего чеснока. Я спросила, почему он плохо говорит  о моем чесноке. Он сказал, что  мне не нужно отбивать покупателей у него: « Когда подойдут к  твоей лавке, тогда и разговаривай с ними, а с моей лавки не отзывай!» Я согласился с ним, и  мир был восстановлен.   Завидя  красивую девушку или молодую женщину, я зазывал  ее: « Возьмите чеснок! Он такой же симпатичный, как вы сами!» Надо сказать, что  почти все красавицы попадались на этот прием. Они , улыбаясь ,уходили , а потом возвращались и  покупали мой  чеснок. Когда покупатель колебался на него большое действие оказывало то , что я говорил ему  что добавлю специально для него один-два чеснока. Я сортировал и откладывал чеснок похуже в кучку  рядом, чтобы  иногда добавлять покупателю. Продавал иногда  и килограммами. Продавал и дешевле: жалко было пенсионеров, особенно бабуль.
                В конце я так насобачился продавать чеснок, что Алым с восхищением сказал: «Да вы настоящий
продавец!» Мне было приятно  слышать от него такое и , конечно, я скрыл от него, что я в первый раз торгую на
рынке. Но  я думаю это было не так важно.
                Когда продал все, оказалось, что вышло 27 сомов за десять  килограммов, т.е. килограмм я продал за
2 сома 70 тыйынов. Да, как сказал Алым : «Рынок- это место , где водятся деньги».
                Алым был одет в черную футболку и джинсы. Это был худой , чуть выше среднего роста парень  лет
двадцати с  шевелюрой черных волос, с худым скуластым лицом, ясными голубыми глазами и с открытой душой
молодого советского человека. Он рассказывал, что из шестерых друзей, когда Таджикистан разделили войной на
две части, осталось двое, четверых убили…
                Много у нас было общего. Оба мы были простые люди, обоим не нужен был развал  Союза, обоим не
надо было этих национальных воин, бед, оба мы прекрасно общались на русском языке, в обоих нас было что-то
общее, советское, которое уже  из нас не вытравится.  В  одночасье мы лишились  нашей  Великой Родины –Советского Союза- государства рабочих и крестьян, государства   большинства населения ,государства  для простых  людей. Видно и государства  имеют свои судьбы… Были бессовестно оплеваны наши  советские ценности ,как  коллективизм, дружба  народов, интернационализм, честность , нравственность…  в которых во главу угла ставились духовные ценности.  Перестала существовать историческая общность людей- советский народ  -один из величайших народов  во всей истории   человечества.
                Завершая свой рассказ, я бы хотел сказать несколько слов  о сегодняшних   коммерсантах,
предпринимателях,  бизнесменах, словом, о  деловых людях- предпринимателях разного рода. Не будет
преувеличением , если я их назову героями сегодняшнего дня, хотя , конечно, большая часть из них сейчас только и
занимается  тем, что надувают друг друга или оставшуюся часть общества, и поэтому в большей части  общества
предприниматель ассоциируется с человеком, который обозначается словом « надуватель». Так пока оно и есть,
но не за горами время цивилизованного бизнеса, когда надувательство станет не выгодным. Но  поясню  первую
часть предыдущего предложения. При сегодняшнем беспределе законов, органов , налогов, таможни и т.д.  и
представляющих их различных чиновников , инспекторов и проверяющих, которые только и умеют что держать перед ними, протянутые в молчаливом требовании « дай», руки, как  « Попрошайка» ( Скульптура Каныкей, героини кыргызского эпоса « Манас») перед  въездом в центральную часть нашего древнего города , да  если к этому прибавить  рэкетиров, «прозрачность» границ СНГ, собственную валюту (сомы), то можно удивляться, как они  еще выживают в такой обстановке. А у одного крупного предпринимателя в Бишкеке я  слышал вообще  дикую для меня новость, что  почти  у каждого высокопоставленного государственного мужа есть свои «спортивные мальчики», т.е. рэкетиры, которых они  сами же и наводят на предпринимателей, и что  этих «мальчиков» обходит стороной  милиция. Оставлю это, как  услышанное мною, но не подтвержденное, зато расскажу о виденном. Такие же «мальчики» на моих глазах избивали  двоих молодых продавцов на   Ошском  рынке, видимо , только потому, что они были  некыргызами, а  милиция спокойно  взирала,  не спеша вмешаться. Рынок моментально опустел, хотя время было далеко не  вечернее. Тихое возмущение продавцов некыргызов, скорбный вид  опустевшего рынка говорил мне, что  существование «спортивных мальчиков» вовсе не вымысел. Американские и японские бизнесмены в наших условиях давно бы вымерли как виды: недаром они только посмотрят и смываются. Чтобы не быть голословным приведу пример-быль, которым поделился один из предпринимателей, который оказался случайно моим соседом в автобусе  «Ош-Джалал-Абад». Передаю его рассказ : « Однажды я вывозил машину с хлопковым маслом из Узбекистана в Ош. В Узбекистане на первом посту выложил 5 тыс. рублей. Больше они не спрашивали. И сейчас не жалею, что выложил. Они поблагодарили меня и почти до границы с Кыргызстаном впереди меня  ехала патрульная  машина, чтобы меня не трогали на других постах. Словом, почетно меня проводили, Переезжаю границу: выкладываю на одном, на  втором, а на третьем выложил- и все равно не пропускают. « В чем дело?!»- спрашиваю постового, а он  говорит : «Начальник попросил добавить еще 2 тысячи».  Я взорвался: « Что вы с меня дерете?! Ведь масло я с Узбекистана везу  в Кыргызстан!» Но делать нечего, пришлось добавить 2 тысячи. Хуже нету наших постов!»
                Вот тут  я сделаю еще одно отступление, четвертое по счету, но первое для государственных мужей.
Как  выразился один предприниматель, для того, чтобы насытить рынок товарами, надо разрешить ввозить все и
без  всяких  пошлин. Если надо , пусть ввозят даже уйдун богун ( коровий помет-кырг.): надо контролировать вывоз.
А чтобы повернуть нас к производству, увеличить количество товаропроизводителей, надо уменьшить налоги. У нас
же  все делается наоборот: нет у нас своего Эрхарда (государственный деятель, реформатор-рыночник в послевоенной Германии), чтобы открыть дорогу товарам и товаропроизводителям. Пока же наше правительство
сделает большое одолжение всему народу, если не будет ничего предпринимать, так как, чтобы оно ни делало-
все делает во вред. Пусть даже ворует и берет взятки, руководствуясь  крылатой фразой : «Не воруют  и не берут
взятки только ленивые и  дураки » , но только пусть ничего не предпринимает. Придет наш  Эрхард- он  разберется!
                А ему есть с чем разбираться…  Приведу несколько  выдержек  из публикаций в газете Замиры
Сыдыковой ( одной из двух самых «ненавистных ведьм» нашего времени). Вот одна из них. Пишет С.Абдылдаев:
«Сегодня внутренняя политика правительства в сфере налогообложения, финансово-кредитной системе,
законотворческой деятельности , к сожалению, пока стимулирует только движение финансово-материальных
капиталов в теневую экономику и , соответственно, провоцирует дальнейший рост коррумпированности в
структурах госуправления официальной  экономикой  и скрытое срастание государственной машины с бизнесом,
представляющим интересы теневой экономики. И, как правило, силовые структуры, призванные уничтожать
подобные негативные тенденции , в этом бессильны, а факты, публикуемые в прессе, наводят на предположение
 о перспективе глубокой коррумпированности самих силовых структур, т.к. они сами находятся в  системе исполнительной власти. Тем более, что  в борьбе против   госкоррупции  силовые структуры столкнулись  с
непреодолимой стеной в виде парламента и правительства, т.к. источником многих крупных финансовых и политических махинаций являются данные учреждения».
                А вот вторая. Тамара Слащева приводит слова Харви Холлека, директора по  внешним связям фирмы
«Профессионал Адвентурес  инк» :  «… за все время своего пребывания здесь  мне пришлось столкнуться с вашими
проблемами.  Это распространение коррупции и взяточничества, начиная  с правительственных кругов до самых
низших структур.  И никто в республике не задумывается, какие последствия это может для вас иметь. А благодаря
местной прессе, складывается впечатление, что в этом виноваты иностранные партнеры, покупающие ваших чиновников. Не могу сказать, что  у нас  в США нет  коррупции. Есть. Но  мы ловим таких людей, и разница с вами в том, что  у нас их наказывают, а  у вас нет, и на смену им приходит другое начальство, которое занимается тем же самым.
                Все что  мы пытались делать в вашей стране, было рассчитано на помощь простым людям, но, как
оказалось, от работы нашей фирмы выгода только верхам».
                И наконец третья. Это уже Нарын  Айып : «Бюджет любого цивилизованного государства составляется
на 90 % из налогов, но эти налоги- отчисления с производства и предприятий, дающих прибыль. Наше же правительство и Национальный  банк сделали максимум возможного, чтобы бизнесмены и другие деловые люди
полностью ушли в «тень» и оперировали только наличными –когда ни одного тыйына  с их сделок или операций в
государственный карман не попадает.  Зато миллионы накапливаются в карманах чиновников, дающих  жить  этим дельцам. « Государство Кыргызстан» собирает налоги только с тех ,кому само же и выплачивает  зарплату».
                И он же о том , каким должен быть наш Эрхард: «… одного желания  для этого мало. Нужно иметь  и
волю , и авторитет, и , наконец,-хоть какие-то принципы».
                Для полной картины приведу и мысли  «врага нации» Кубана  Мамбеталиева: « Президент  А.Акаев
постоянно  говорит о необходимости создания условий для движения товаров,  а премьер- министр Т.Чынгышев
постоянно вводит раздутые пошлины и налоги, пытаясь этим пополнить  казну. Для промышленников и
предпринимателей эти силовые методы есть не что иное, как удары ниже пояса. За такое на ринге следует
моментальная  дисквалификация. Союз промышленников и предпринимателей , совместно с  конгрессом бизнесменов, публично выразил  протест бойцовским  действиям премьера, но главный рефери, в виду  своей
«одинокой усталости», не отреагировал. А казна же от таких ударов катастрофически опустошается».
                Приведу еще слова господина Гюлера, казаха, родившегося в Турции, живущего в Швейцарии, владельца туристического агентства, когда корреспондент «Азии» спросил его: «Живя в Швейцарии, ощущаете ли вы или  ваша  семья какие-либо притеснения, связанные с расовыми , национальными предрассудками?»
                - Швейцария- одна из самых демократических стран в мире.  Людей там по национальному признаку не
делят. К тому же,  я бизнесмен, а бизнес  наднационален . Для меня  бара бер, кто  передо мной – немец, француз
или  китаец . Лишь бы дела  со мной он вел открыто.
                Пройдет и это время… Многое будет вспоминаться…  И слова  студентки, торгующей чаем: « Ак  нан
жегибиз  келет да!» («Хотим кушать белый хлеб!» -кырг.)  И слова , которые сказала  Тажикан  ( она  работала в нашем управлении) одна состоятельная дама, муж которой состоял при ней водителем ее собственной «Тойоты», а в селе ею была выкуплена почти улица домов: « Бир  нерсе  кылбайсынбы?!»  ( «Делай что-нибудь?!» - кырг.)
                Пройдет и это время… Но пройдет не бесследно для каждого из нас. Что-то в нас изменится к лучшему,
что-то  к худшему… Мы станем другими.  Кто-то в большей , кто-то  в меньшей степени… Даже та мелкая коммерция, которой я занимался, учила меня быть жестким в жизни, искать партнеров и доброжелателей, ладить  с разными  людьми. Есть мнение, что для подобной деятельности нужны  какие-то особые человеческие склонности, особый характер. Я так не думаю.  Нужны те  же качества , которые позволяют сделать дело наилучшим образом. (По крайней мере в мелкой и средней коммерции . Я не говорю о крупной коммерции, где зачастую вокруг «больших денег»  идет « большая игра». Там  свои мерки и жизнь больше похожая  на игру в покер. Впрочем, разница только в степени риска: одно дело- рисковать тысячами рублей, другое дело- миллионами ). Вот и все. А по мне- лучше уж пусть поскорее наступит время, когда каждый получит возможность заниматься своим делом : производитель  -производить, коммерсант- делать свою коммерцию, преподаватель – преподавать  и т.д. И будет  делать его  наилучшим образом. И при этом- самое главное –будет получать соответствующее  этому  вознаграждение. А вот этого наше  государство  обеспечить пока не  в состоянии, потому что оно, как хорошо сказал  Шералы Назаркулов (независимый экономист), все  пытается « накормить народ» вместо того, чтобы дать  ему свободу, создать условия , чтобы он  накормил себя. И поэтому мы все сейчас  понемногу коммерсанты, жизнь заставляет. Но  разве назовешь  коммерсантом бабулю, которая  разложила на тротуаре свои старые вещи в надежде, что  кто-то  купит?..  Словом, не от хорошей жизни все мы стали коммерсантами…
               5 декабря 1993 года.                Заирбек  Саша.
                Р.S.  2011г.  Теперь  нам  нужен  не только  наш  Эрхард  ,но и  наш  У. Пальме  ( У.Пальме-премьер-министр Швеции,социал-демократ, развивал идеи  социальной справедливости , реформизма ,  основатель  современной модели шведской демократии , «шведского  социализма», был убит в 1986 г.,находясь  на своем  посту.)  Правительство  А. Атамбаева  делает  все возможное  для  обеспечения  будущего  процветания  Кыргызстана!
                Развивая  рыночную  экономику , надо вернуть  государству  его  обязанности по  обеспечению  основных  прав  граждан : на  жизнь, на труд , на    образование , на  лечение, на  обеспеченную старость .Надо  вернуть государству,  утерянные ею рычаги, через  сохранение и увеличение эффективной государственной  собственности развития всяких форм коллективных собственностей, через  повышение  ответственности   частной собственности
перед  государством , так  как  частная  собственность  сама по себе  не заинтересована  в  обеспечении  социальной  защиты  широких слоев  общества. Осмелюсь напомнить слова В.И.Ленина: «Человеческое  достоинство,-этого в мире  капиталистов искать  нечего». Надо  вернуть  простому , рядовому  человеку  чувство  собственного  достоинства  , обеспечив  его работой, вернуть к нему уважение за то ,что  он законопослушный гражданин, несмотря  на  его  социальное , национальное,  возрастное  и  т.п. положение.  Наш  мир  должен стать  миром  социальной  справедливости  для  широких  слоев  населения –рядовых  граждан, а  не  только  для  тех, кто  сегодня  оказался  на верху социальной  лестницы.  Надо  раз и навсегда  выбрать  путь  реформизма государства  и общества, путь  отрицания всяких социальных  потрясений ,путь  ответственности  и  законопослушности , путь  возрождения  , а  не разрушения  - выбрать  путь  для  процветания, опираясь  и  отталкиваясь от  всего  положительного, что  уже  сделано  в  этом  направлении. О Всевышний , помоги  моим соотечественникам, направь  их на  правильный  путь и  сделай  его   легким !