Повороты судьбы

Тася Сергеева
Судьба - странная штука и нам никогда её не понять: зачем она ведёт нас по жизни, постоянно окуная в водоворот событий, унося в бурном потоке горечь потерь и радость воспоминаний...

         Особая судьба досталась и Ревус Валентине Ивановне… Мать Белоус Елена Мартыновна 1916 года рождения, отец – Прокопенко Иван Иванович 1922, до войны проживали в с. Толмач Черкасской области. Обое работали в колхозе, она на буряках, он – скотником. До войны Елена не обращала внимания на ухаживания мальчишки на целых шесть лет младше её самой.
Однако война распорядилась по-своему…
        Осенью 1942 года деревню оккупировали немцы, а к зиме пришёл приказ – выслать всю молодёж в Германию. Наверно волею всё той же судьбы, уже решившей всё за Елену, она оказалась в одном вагоне с Иваном.
        «Везли нас в вагонах для скота, кормили какой-то баландой из общей кастрюли, так что непонятно было, как же её есть, толи ложкой, толи кружкой. Ехали долго, не меньше 2-х месяцев – только доедем до станции и поворачиваем назад, ехать дальше нельзя – железнодорожный путь повреждён», - с трепетом в глазах вспоминает рассказы матери Валентина Ивановна.
        Сразу по прибытию в Германию немцы вызвали покупателей, а сами стали делить людей: женатых в одну сторону, неженатых – в другую. Тут Елена и решила для себя, что пусть Иван и младше неё, но зато рядом будет родная душа. Подошла и говорит, - « Скажешь, что мы женаты».
        Хозяин попался хороший, имел свою ферму на окраине города Анштендорфа, куда их и поселил. Мать Валентины Ивановны была назначена посудомойкой, а отца отправили работать скотником в коровнике. Спустя время Елена почувствовала, что беременна, однако продолжала работать пока могла. В 4 км от фермы располагался лагерь Дахау, в котором и работала знакомая медсестра-немка. Когда Елена ушла рожать, отец Валентины был с коровами, ну а как вернулся, стал допытываться где же его жена. Два дня отказывался работать, в коровнике стояло жуткое ревище, а Иван говорил: «Пока не увижу жену и ребёнка, за работу не возьмусь!». Конечно, доложили и хозяину, тот молча взял бричку, посадил на неё упирающегося Ивана и повёз в лагерь.
        «Меня на бричку положили, Пава (Пава Эвембык – хозяин фермы) Валю на руки взял и не отпускал, Ивану приказал везти меня на ферму, а сам пошёл пешком».
        На ферме позволил новоиспечённой матери отдыхать, а отца отправил наводить порядок в коровнике. Позже наняли няньку, чтоб мать снова могла работать.
        « Я как ни приду, а Валя ни слова по-украински. А позже нянька стала упрашивать «ты мне Вальхен отдашь? Отдашь!?», а мать боялась, чтоб та не озлобилась ну и говорила мол отдам-отдам.
        А как после войны стали рассылать по домам, стала забирать ребёнка у няньки. Только приведёт домой, начнёт вещи собирать, оставит одну всего на минутку – украли! Снова заберёт и снова тоже! Хватилась, где ребёнок!? Оказалось – в больнице, нянька навсегда оставила свою метку – отрубленный палец на детской ладошке…
        Ребёнка у настырной няньки всё же отобрали, однако судьба продолжала подкидывать неприятности. Ивана забирают в Ростов – проверять добровольно ли поехал в Германию или увезён силой. С ребёнком в дороге так же было не всё просто. Привыкшая к хорошему питанию и уходу, девочка не выносила тяжёлой полуголодной дороги. За полгода, что оная длилась, на спине у Вали стали появляться раны, кожа просто расползалась, девочка разлагалась…
        А дома все ждали прибытия Елены, дед хромал, однако каждую неделю ездил за 12 км на железнодорожную станцию. Когда же наконец увидел дочку – не узнал. Дома девочку выхаживали всем селом, купали в травах, кормили через марлю, но спасли. Подходила зима, а Иван всё не возвращался…
        А после приходит письмо… «Я в лагере, приедь – забери». И Елена поехала за мужем, оставив дочь на бабушку. С большими усилиями смогла вывезти его из лагеря домой, пришлось выхаживать ещё и мужа, сильно истощённого за время проведённое впроглодь.
        В 1948 рождается сестра, а в 1951 – брат, маленькой Вали. Прокормиться в родном селе не смогли, потому выехали в Крым, сначала Капканы, после – Глазовка.
        Валентина же не смогла учиться в русской школе, украиноязычной девочке тяжело давался русский язык. Потому заканчивала свои 10 классов вернувшись к бабушке в село. Дальше  решила не продолжать образование, нужно было помогать семье работать, с огорода почти не выходила, после пошли виноградники, фермы… На одной ферме и встретила мужа, тот работал скотником. Позже Валентина Ивановна устраивается горничной в гостиницу «Керчь», где проработала 24 года, за это время родила дочь и сына. Увы судьба всё не хотела оставить в покое столько пережившую семью, Валентина теряет сына, который разбивается на машине, личная жизнь дочери так и не сложилась, хоть она и выехала в поисках лучшей доли в Россию, один за другим уходят из жизни дорогие ей люди: отец, муж, мать… Сейчас Валентина Ивановна очень одинока, что бы не сидеть дома без дела, работает в Керченском Политехническом Колледже уборщицей. Не смотря на все трудности, что пережила, остаётся общительной и открытой, всегда рада помочь и поделиться опытом.
        Вот так бывает… судьба играет в свои игры, не оставляя времени оглянуться назад, а в один момент может оказаться, что только и остаётся, оглядываться и вспоминать…