Обзор альбомов Майка Олдфилда часть 2

Мария Сергина
Tubular Bells II (1992г.)
Продолжение знаменитого дебютного альбома Майка. Альбом с достаточно разноплановыми композициями, которые показывают различные грани таланта Майка. На открывающую альбом композицию  “Sentinel”  был снят клип, в котором фигурирует девушка в наряде, стилизованном под индейский, кроме того античные развалины и Майк, играющий на гитаре. Казалось бы, вещи несовместимые, но в клипе все прекрасно гармонизировано. Только в варианте композиции для клипа  женский этнический вокал не только в конце. На альбоме можно услышать и гитарное мастерство Майка в композициях “Dark Star”,  “Blue Soloon”  и ‘ Sunjammer.” Причем последняя слегка перекликается с  “Outcast.”  В  “Red Dawn” можно услышать немного женский  вокал  в оперной манере и акустическую гитару. В композиции “Bell’ довольно интересно  объявляются звучащие инструменты.  Такой же элемент присутствует в дебютном альбоме Майка.  В  “ Tatoo” можно услышать кельтские мотивы.  Заключительная композиция  “ Moonshine”  –  в стиле кантри. В общем, в альбоме можно найти трек на любой вкус. Но все же я думаю, этот альбом больше придется по душе тем, кто любит или вырос на раннем творчестве Майка.
   Две композиции из альбома  “Sentinel “ и “Sunjammer “ названы в честь одноименных произведений фантаста Артура Кларка. Известно, что Майку очень нравился фильм Стэнли Кубрика “Космическая Одиссея 2001 года”, в сценарии которого Кларк использовал сюжет  своего рассказа  “Страж” / “ Sentinel.”

The Songs of Distant Earth / Песни далекой земли  (1994г.)
Это альбом космической музыки, с точки зрения научной фантастики. Слушая его, будто оказываешься на космическом корабле, путешествуешь по космосу и слышишь соответствующие мелодии. В некоторые композиции вплетено этническое пение, как, например, в  композициях  “Supernova”,  “Only time will tell”, заключительную  “A New Beginning.”  Кроме того грегорианские хоралы в композициях “Let there be light” и “Hibernaculum.”
На альбом “The Songs of Distant Earth” Майка вдохновил научно-фантастический роман Артура Кларка “Песни далекой земли.” Демо-версию альбома Майк выслал писателю. Тому он очень понравился, и он написал вступительную статью для буклета диска. Кроме того Майк купил дорогостоящее оборудование по тем временам и  создал небольшую видео-игру с новыми на тот момент компьютерными технологиями 3D, которая вышла в 94г. как приложение к альбому, своеобразный видеоклип. Майку в то время очень нравилась игра “Myst”, и ему захотелось поработать с подобными технологиями.
Позже, в 2002 и 2004гг. Майк выпустит еще две игры  “Tres Lunas” и “Maestro.”  Причем, по словам Майка, ему очень не нравятся игры, где присутствует насилие, поэтому он хотел выпустить то, что ему самому нравится. 
Помнится, когда я купила альбом “The Songs of Distant Earth” где-то  в 2005г., то ожидала услышать что-то наподобие “Tubular bells 3”, который слышала до этого. И когда я послушала “The Songs of Distant Earth”, я подумала, что может я как-то неправильно имя запомнила автора того альбома. Майк Олдфилд  - это  тот автор, по которому совершенно невозможно судить по одному альбому. Многие музыканты наоборот стараются повторять успешные находки в последующих альбомах, что в результате нередко идет во вред. Но Майк каждый альбом хоть и делает в стиле инструментальной музыки, но он создал альбомы, наверное,  во всех существующих подстилях. И что поразительно, все получается одинаково сильно и пригодно для массового слушателя. Нельзя сказать, что музыка Майка под какое-то конкретное настроение. Потому что у него найдется музыка абсолютно под любое настроение.


Voyager  / Путешественник (1996г.)
Альбом открывает потрясающая композиция  “The song of sun” (кавер Bieito Romero), которая будто рисует пейзажи с бескрайними зелеными лугами и прохладой  гор. В музыке присутствуют фолковые  элементы (кельтская музыка), как и во всем альбоме. Недаром Олдфилд наполовину ирландец. Очень живописное оформление альбома, на котором Майк напоминает некого Конана  или горца.
Альбом наполовину состоит из каверов  и наполовину из композиций, написанных самим Майком. (Это треки под номером 2, 5, 8 и 10)
Песня "Women Of Ireland"  - это кавер песни The Chieftains из саундтрека к фильму 1975г. Стэнли Кубрика  “Барри Линдон” (Barry Lyndon.) Этот фильм считается одним из эталонов исторического (костюмного) кино. 
По словам самого Майка, этот его альбом достаточно размеренный, спокойный, похож на красивую картинку. В то время как в других его альбомах нередко зашкаливает электрогитара и есть очень бурные моменты. На альбоме можно услышать звуки ирландской волынки, мандолины, флейты, скрипки …
   Кроме “ The song of sun”  и  “Women Of Ireland”, на мой взгляд, жемчужинами альбома является также “Dark Island” и последняя композиция альбома “Mont st. Michael”  –  очень эпическое начало и она немного более печальная, чем в целом альбом.  Mont st. Michael  - это скалистый остров, превращённый в остров-крепость, на северо-западном побережье Франции.
     Еще один из примеров кельтской музыки, но с вокалом, это семейная группа  “Clanned.” Оттуда кстати вышла певица Enya. Но только у Энии при записи музыки очень много раз  накладывается ее собственный голос, поэтому такое звучание возможно лишь при студийной на работе. Певица и сама называет это причиной отсутствия концертов. В то время как Олдфилд может спокойно воспроизводить свою музыку на концертах ,  без каких либо потерь в звучании, только что требуется приличное число музыкантов.

Tubular Bells 3 (1998г.)
Один из моих самых любимых альбомов. Майк сочинял его, проживая на Ивизе (Ибице) и это в какой-то мере сказалось на его более ритмичном звучании в целом, несмотря конечно на то,  что практически все треки инструментальные, с некоторыми вкраплениями вокала. На альбоме можно услышать певицу Амар, поющую в индийском стиле. Сама она родилась в Англии, но у нее индийские корни.  Потрясающе звучит электрогитара в  “Outcast.”  “Serpent Dream”  –  в стиле испанской гитары. Потрясающая композиция, сыгранная на фортепьяно  “The Top Of The Morning.”
 Песню “Man in the rain” Майк написал еще за десять лет до выхода этого альбома.  Текст отражает его личную историю. На альбоме песню исполняет Cara Dillon – ирландская фолк певица. 
Мой перевод песни  “Man in the Rain” :
Ты один кто почти разбил мое сердце
Ты имел возможность, ты только бросил это все прочь
Живя в мире, которого ты никогда не будешь частью
И сейчас время уходить

Ты не можешь остаться, ты не можешь остаться
Ты не проиграешь, еще есть время ехать поезду
И ты должен быть в пути ночью
Правильно думать снова, ты человек под дождем

Что нам вешаться в окружении стен
Лампы горят, но никого дома
Новый день рассветает, в то время как холодный дождь падает
И сейчас время идти одному

Как это чувствовать, когда время помнит
Голые ветви одинаковых деревьев в ноябре
Как это чувствовать, когда время помнит
Голые ветви одинаковых деревьев в ноябре

   Меня очень впечатлил просмотр видео с концертом  “ Tubular bells 3” в Лондоне. Я была просто поражена, как весь альбом сыграли на концерте по порядку и настолько идеально. А казалось бы, такую музыку сложно воспроизвести.  Думаю, что  потрясающе эта музыка звучала вечером в Лондоне. Если уж видео так впечатляет, то представляю как оно при живом звуке. Несмотря на дождь, люди не расходились и песня “Man in the rain” пришлась весьма кстати. Очень интересно было наблюдать как извлекают звук ведя рукой по наполненному бокалу, немного на ветер что ли похоже, интересно было посмотреть как звучат знаменитые “колокола” –трубы, по которым били молотком. Здорово пробили часы Биг Бена к окончанию концерта. В общем, есть что посмотреть и послушать…
В 1998г. также вышел саундтрек  сериала  “X-Files” с участием различных известных музыкантов. В европейскую версию саундтрека была включена композиция  “Tubular X.”  Это сочетание главной музыкальной темы сериала Mark Snow's  "The X-Files Theme” и знаменитой мелодии трубчатых колоколов Майка Олдфилда. Майк сделал этот трек сам, после того как к нему обратились с этим предложением. Тем не менее, сам он сказал, что не большой поклонник сериала, так как там много мрачных и грустных вещей. В принципе, я согласна с Майком. В свое время тоже этот сериал смотрела, и некоторые серии были интересные, а некоторые действительно похожие на некий полтергейст с элементами ужастиков. Но музыка неплохая. Одно время даже у некоторых на телефонах звучала. Помнится, много поклонников было  Дэвида Духовного. Когда-то году в 1999г. у меня даже выпрашивали один плакат, потому что на другой стороне был Духовны.  Пришлось отдать.  Сейчас актер, конечно,  кардинально сменил  амплуа.  Показывали как-то давно по ТВ фильм, который он сам снял. Фильм конечно на любителя… Неплохой фильм “Семейка Джонсов”  с Дэвидом и Деми Мур  2009г. Не блокбастер, но посмотреть можно. О фиктивной  образцовой семье, цель которой была в скрытой рекламе различных товаров.

Guitars  (1999г.)
Когда я перед первым прослушиванием этого альбома взглянула на его обложку, то поняла, что уж больно она мне знакома. Скорее всего, я видела рецензию на него в каком-либо музыкальном журнале в те годы. Композиция “B. Blues”  колоссально напоминает  “Outcast”  с предыдущего альбома "Tubular Bells 3." Думаю, это сделано намеренно.
При записи этого альбома использовались исключительно гитары. А у Майка их целая коллекция. Майка в окружении гитар, можно увидеть на фото к диску. Кроме того Майк лучше всего владеет именно гитарой и считает себя в первую очередь именно гитаристом.


The Millennium Bell (1999г.)
Прекрасный альбом, который можно смело рекомендовать тем, кому понравился “Tubular Bells 3. “ Альбом цельный, гармоничный и вместе с тем разноплановый в музыкальном выражении. Есть и классический хор  – “ Santa Maria”,  “The Doge's Palace”,  что-то немного в стиле госпел -   “Sunlight Shining Through Cloude”, оркестр в  “ Lake Constance”, меланхоличное фортепьяно в “ Broad Sunlit Uplands”,  атмосфера близкая научной фантастике в композиции  “Mastermind”  и конечно некоторые элементы этники в  “Pacha Mama”  и  “Amber Light.” Заключительная композиция  “The Millennium Bell”  включает в себя ремикс на  “Pacha Mama”  и будто пробегается по композициям всего альбома.
Лично мои фавориты альбома это композиции “Pacha Mama”  и  “Broad Sunlit.”
В этом альбоме Майк хотел отразить некоторые важные события в истории человечества, через музыку.
Большинство композиций этого альбома присутствуют на видео концерта  “The Millennium bell”  в Берлине. Концерт проходил аккурат перед Новым Годом, в Millennium в 1999г. На концерте также можно услышать песню  “Moonlight Shadow.”  Правда исполняет ее  не Мэгги, как это часто бывает и с другими популярными песнями Майка на концертах, но исполнено хорошо. Просто конечно не всегда оригинальные исполнители сами соглашаются петь. Какие-то планы не состыковываются или они  не хотят ехать, например, в турне, чтобы одну песню исполнить. Поэтому нередко их исполняют у Майка певицы, которые исполняют и бэк-вокал.

Tr3s Lunas / Три спутника (2002г.)
Потрясающий альбом в стиле new age.  Название с испанского переводится как “Три спутника”. На это названия Майка, по его словам, сподвигло похожее название одного известного  ресторана на Ивизе.
      На альбоме есть композиции преимущественно электронного звучания, несколько “космического”, но вполне с ярко выраженной мелодией. Есть композиции с легким звучанием гитары, и даже саксофона (синтезаторный звук.)  В плане звучания  саксофона -  потрясающая композиция  “Misty”, открывающая альбом.  Также акустическая гитара в “Turtle Island”, преимущественно электрогитара в “ Tres lunas.”  В  “To be free”  поет джазовая певица Jude Sim.  Женский речитатив принадлежит сестре Майка Салли Олдфилд, у которой в дискографии немало собственных альбомов. В  “Thou art in Heaven”  также можно услышать женский голос. Интересно, что название песни на английском, но в слове art  “r” как-то по-французски сказано. В целом этот альбом можно рекомендовать широкому кругу слушателей.
Следует отметить что альбом  “Tr3s Lunas”  связан с видео игрой от Майка Олдфилда  “ MusicVR “(Music Virtual Reality.) Всего было выпущено  две игры под названиями Tres Lunas (2002г.) и Maestro (2004г.)  Над игрой работала команда программистов во главе с Майком. В играх,  конечно же,  можно услышать музыку Майка. В 1994г. Майк уже выпускал клип с использованием 3D, который работал на  Apple Mac OS 9 и ранними ее вариантами.
Мною была уже  опробована  игра “Tres Lunas”. В целом, несмотря на то, что она на первый взгляд кажется несложной, без инструкций не легко  понять, как действовать. В игре очень красивая цветовая гамма. Ты изначально находишься на острове с кактусом и различными предметами. Нужно, как я поняла, собрать кольца. Если что-то не так сделаешь можно понаблюдать апокалиптическое извержение вулкана или быть снесенным в пещеру муравьями. Но эти проблемы решаемы. И конечно в игре звучит прекрасная музыка Майка Олдфилда.


 Light + Shade / Свет + Тень  (2005г.)
Альбом, состоящий из двух частей, двух дисков. На первом  “ light”  представлены по большей части медленные релаксационные мелодии.  Неторопливая музыка, рисующая неповторимые пейзажи в воображении. Второй диск “shade”  представляет ритмичные мелодии, нередко походящие на клубную музыку, но изысканную, с развитой мелодией. На эту часть альбома, несомненно, повлияла и жизнь Майка на Ивизе.  Конечно соприкосновение его с модными электронными музыкальными тенденциями безусловно было важно для того чтобы лучше передавать свое вдохновение, и развиваться, не останавливаясь только на каких-то старых технологиях.  Тем не менее, на  “shade”  есть также несколько релаксационных треков ( “Surfing”  и “Tears of an angel”).  Кроме того  “Ringplace”, наводящий воспоминание о старом добром блюзе. (Кстати, эта песня выходила отдельным синглом.)  Также на альбоме присутствует вокал, но он компьютерный и является “дополнительным инструментом” в создании общего звучания.
 Безусловные жемчужины  диска “ light” –  это композиции  “Angelique”  и  “First Steps.” В “ Shade “,  на мой взгляд,  великолепны  “ Quicksilver”,  “Tears of an angel”,  “Slipstream”  (композиция  “ночного города.”) Кстати,   рабочее название альбома было  “Quicksilver.” 
   В альбоме немалое место занимает фортепьяно, хотя и конечно неизменная гитара также присутствует. Альбом легкий и создает просто неземную, чарующую атмосферу.
   А вот что сам Майк сказал в преддверии выхода этого альбома  “С удовольствием сообщаю, что недавно заключил контракт с компанией Mercury Records  (подразделение Universal Music Group) на три альбома. Первый альбом, которому остались лишь финальные штрихи  –  это двойной диск, выход которого запланирован на сентябрь 2005. Первый диск записан в стиле Ambient и Chillout, второй получился ритмичнее и порой более мрачным. Всего будет 18 композиций, записанных с помощью моей новой виртуальной студии, но основные мелодии сыграны гитарами или клавишными. Голос сделан с помощью виртуального вокалиста нового поколения.”

Music of the Spheres / Музыка сфер (2008г.)
Потрясающий альбом  классического звучания. Великолепная музыка Майка в оркестровом исполнении звучит потрясающе. Также очень красивый женский вокал. (Композиции  “The Tempest” , “ On My Heart”. ) Хотя спето в оперной манере, но достаточно мягко, вкрадчиво.  Вокал принадлежит певице Hayley Westenra .  В целом альбом напоминает очень сильный музыкальный  саундтрек  к  какому-то фантастическому фильму.  В композициях  “The Tempest” и  “Prophecy” играет известный китайский пианист Lang Lang.
Также мне очень понравилась композиция  “Musica Universalis.”


 В заключении  обзора альбомов Майка Олдфилда хочу добавить, что ряд из них  переизданы,  под руководством самого автора. Он сам занимался ремастерингом,  добавлял какие-то бонусные редкие вещи. Например, были переизданы альбомы  “Hergest Ridge” , “Ommadawn”,  “Incantations”  и др. Подробную информацию о этих переизданиях можно найти на официальном сайте Майка Олдфилда http://www.mikeoldfieldofficial.com/

Музыка Майка Олдфилда мне нравится потому, что в отличии от большинства музыки нью эйдж  и популярного инструментала она совершенно не примитивная.  Конечно, может  краткость  -  сестра таланта, но все же владение Майка инструментами, большой опыт дает ему более широкие возможности творческого выражения. И мне нравится, что Майк своей музыкой не проповедует никакие философские воззрения. Безусловно, какая-то его личная концепция, взгляд на мир есть, но его музыка -  это прежде всего музыка. Если он использует индийское пение, он не проповедует тем самым какое-либо синкретическое мировоззрение на базе индуизма , каких-нибудь гуру, которые даже в Индии запрещены.  Майк считает, что музыка может помочь, но не может решить реальные проблемы человека. Что для этого нужно предпринимать какие-то действия. Также он считает что единственное, что общего у него с музыкой  нью эйдж  –  это инструментал. А в целом то,  что он слышал в нью эйдж, он считает пустой музыкой и скучной, хотя оговаривается, что,  быть может, он не слышал надлежащих композиций.
Редко можно встретить такую игру на электрогитаре, как у  Майка Олдфилда.  Он может играть на гитаре как рок, так и эмбиент композиции. Просто настолько привычен звук электрогитары в каких-то метал и рок песнях, где она образно выражаясь, просто нередко создает много шума, что удивительно, какое неповторимое звучание она придает инструментальной  композиции. Нечто такое неземное, фантастическое…  Сам Майк также отмечает в интервью, что электрогитара не всегда используется так хорошо, как могла бы. Что она может быть выразительной и красивой, если не красивее, чем скрипка или альт. Что это может быть не обязательно рок с безумными воплями. Что она может быть красивой.
Майк начинал в 70-ых годах. А именно тогда был рассвет рок музыки. Майк безусловно интересовался ей,  например, The Who.  На начальных порах он сам играл в рок  группах. Но как мне кажется, для Майка важно было полностью контролировать процесс создания собственной музыки. Он хотел создавать именно что-то свое от начала и до конца, выражать свой внутренний мир, фантазии и у него хватало на это вдохновения и умения. Кроме того сам Майк говорил что ему все проще сделать самому, чем длительно объяснять кому-то то,  что ему необходимо.  Что на это уходило бы очень много времени.  Конечно,  он сотрудничал с другими музыкантами, с исполнителями. Он мог быть  просто  автором популярных песен или играть в группе, но он предпочел достаточно сложный путь. Казалось бы совершенно некоммерческий. Ведь как бы было легко завоевать популярность, и деньги много  гастролируя или сочиняя песни на заказ. Но Майк пример того как, казалось бы, некоммерческая  музыка, может  вызвать массовый интерес и пользоваться большим спросом.
© Мария Сергина. Все права защищены. Использование всей статьи или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора.
http://sergina.wordpress.com
http://proza.ru/avtor/mariasergina
E-mail:allan9@bk.ru