Пресвитер - этимология понятия

Сергей Колибаба
Пресвитер (греч. старейшина, глава общины, старик, предок, священник, лат. presbyter) — каноническое  название второй степени христианского таинства священства; в церковных и государственных документах в России под этим термином подразумевался священник или иерей (Википедия).

1) История слова-понятия

Понятие «ИЕРЕЙ»  истолковывают из греческого языка – «жрец»,  момент появления слова фиксируется в Деяниях апостолов (14:13), где описывается сцена исцеления хромого апостолом Павлом в городе Листра, увидев исцеление хромого, жители приняли Павла и Варнаву за богов, а жрец (иерей) собирался вознести им жертву, как богам. Православная Энциклопедия фиксирует возникновение понятия в христианской среде  – «к IV веку», таким образом, связь термина «иерей-священник» с Деяниями апостолов сомнительна, до IV века слово не содержало понятие – священник, его не было в речевом обороте христиан.

В IV веке христианская церковь стала государственной, соответственно изменилась религиозно-политическая лексика, священники в это время вели активную миссионерскую деятельность – они были учителями, а не жрецами. В иврите есть корень  ЙР, ЙАРА  обучать, указывать, разъяснять; второй корень ЙИРА почитание, идол, страх (богобоязненный); от него образовано понятие БЕЙТ ЙИРА (йиереа, если читать все знаки)  церковь (дом почитания (Бога)); маловероятно, чтобы христиане IV века искоренявшие язычество  использовали языческую терминологию.

Понятие «ПРЕСВИТЕР»  впервые применяется в Деяниях апостолов (14:23), в этом стихе описывается деятельность Павла по организации новых общин в Листре, Иконии и Антиохи; в стихе не упоминаются другие должностные лица церкви, соответственно, слово «пресвитер» можно толковать как - главное должностное лицо церковного прихода. По мнению исследователей христианства первоначально понятия «епископ» и «пресвитер» имели одну степень и достоинство, а различия появилось в III веке; позже 39 Апостольское правило гласило: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их»; приписываемые апостолам правила впервые были озвучены на Никейском Вселенском соборе в 325 году.

Православная Энциклопедия считает, что во времена апостолов пресвитерами часто назывались епископы и, наоборот, епископами — пресвитеры (см. Деян., ХХ, 17—18, 28; 1 Пётр., V, 2; Тит., I, 5, 7; 1 Тим., III, 1, 2, 7; V, 17 и др.) не в смысле обозначения иерархической степени тех и других, а лишь в древнем общенарицательном смысле слов «епископ» и «пресвитер» для указания на личные качества, обозначаемые этими словами в буквальном их смысле. Если, говоря о христианском епископе, хотели указать на его старческий возраст и свойственную ему мудрость, его называли пресвитером (старец, старейшина). Тех пресвитеров, которые были поставлены самими апостолами и находились под их непосредственным руководством, хотя и без права посвящения других в пресвитеры или диаконы, называли епископами (надзирателями, управителями).

Обязанности пресвитеров, как видно из Деяний и Посланий апостольских и творений св. отцов II и III вв., были следующие: 1) преподание благословения верным; 2) председательствование в собраниях верных в отсутствие епископа; в его присутствии пресвитер занимал второе место; 3) оказывание поучений с благословения епископа, которому это право принадлежало главным образом; 4) совершение таинств и священнодействий.

2) Существующая этимология

* Библейская энциклопедия. Арх. Никифора (1891)

Пресвитер (старец или старейшина) (Деян.11:30; Деян.14:23; Деян.15:2 ,4,6,23; Деян.16:4; Деян.20:17; Иак.5:14; 1Тим.5:17 ,19; Тит.1:5) — то же, что епископ. Старцем (греч. пресвитер) называл себя и ап. Иоанн (3 Иоан.1:1). 

* Словарь иностранных слов русского языка

ПРЕСВИТЕР — (греч. presbyteros, от presbys старик). Священник, иерей; старший церковный служитель: приходский священник, пастор (лютер.).

* Большой Энциклопедический словарь

ПРЕСВИТЕР — (греч. presbyteros букв. старейшина), в раннехристианской общине лицо, управлявшее ее делами; с образованием христианской церкви священнослужитель. В протестантизме избираемый из мирян руководитель общины, правящий ею совместно с пастором. 

* Этимология по Википедии

Корень: - пресвитер. Происходит от др.-греч. «старейшина»??  Заметим, что Википедия поставив знаки вопроса «??» - сомневается в этимологии термина.

* Обобщение и вывод

Пресвитер – слово греческого (?) происхождения; пресвитер – старик, старейшина; первоначально, глава церковной общины, пользующийся всеми религиозными и юридическими правами должностного лица.

Вывод

Термин явно не "греческого" происхождения, т.к. иудеохристианство возникло в период ожесточенных вооруженных столкновений греков и евреев, как на территории Израиля, так и в диаспорах. Иудеохристианской еврейской религиозной группе, работающей с язычниками-прозелитами (новообращенными), нужно было выделить руководителей на местах, для этого надо было их обозначить особым термином (не имеющих связи с языком язычников (греков). Применили распространенный метод словообразования - сложение нескольких терминов (понятий) и их последующее сокращение - аббревиатуру (распространена в иврите).

3) Терминология иврита

ПРЕ+СВ+ИТЕР (pre+sb+yter) =  ивр. ПЕЕР прославлять (ЛХАХЕН ПЕЕР – занимать почетную должность, высокий пост) + САВ старец, старик; САБА (арам.) старик, дедушка + АТАР место, локализация; МАРА ДЕАТРА городской раввин (один корень в слове).

Таким образом, очевидно, что понятие «ПРЕСВИТЕР» не имеющее на сегодняшний день связи смысла и графики, может быть истолковано как – занимающий высшую должность (прославленный, известный) + старейшина + в данном месте (город, поселение, район); авторитетный старейшина определённого района (города).

В традиционном иудейском обществе правом на сбор людей и проведение в их среде определенных идеологических мероприятий пользовались СТАРЕЙШИНЫ, в Иудее их называли ЗАКЕНИМ (ивр. закен старейшина, мудрец).  Перед апостолами христианской общины встала проблема пропаганды нового учения, молодость их служила серьёзным препятствием для политической работы среди населения. Традиция ограничивала деятельность молодых людей, считалось, что младший в обществе должен говорить только с разрешения старших: «пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости» (Иов 32:4-7).