Воздухоплавание и авиация. НЛО-1. Часть 6-11-6-1

Валерий Шпинев
Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ И АВИАЦИИ. НАЧАЛО КОСМОНАВТИКИ. НЛО-1. Дайджест (до 1700 г.). Часть 6-11-6-1.

Приблизительно в 50 километрах к северо-востоку от мексиканской столицы находятся руины таинственного древнего города — Теотиуакана.
Согласно предположениям ученых, основан он был около 100 года до нашей эры и просуществовал около 850 лет. Стоит отметить, что на территории современной Мексики это был самый выдающийся город-государство. И никто точно не может предположить, почему он пришел в упадок. Также неизвестно, кто его основал, и кто им правил. Толком неясно и каково было истинное название города. То название, которое есть сейчас, появилось благодаря ацтекам, которые основали неподалеку свою древнюю столицу — Теночтитлан. Так как в Теотиуакане были колоссальные постройки с их удивительной планировкой, индейцы решили назвать город так, как он называется сейчас, что значит «божественное место». Они предполагали, что именно отсюда боги начали сотворение мира. (Диск «История древнего мира»).

Теотиуакан - "Город богов". Согласно преданиям, именно Теотиуакан был тем местом, куда боги вернулись после Потопа для того, чтобы повторно создать мир. Обратите внимание на ориентацию построек по сторонам.
(http://forum.spnet.ru/showthread.php?t=62195).

ТЕОТИУАКАН (Теотихуакан) (исп. Teotihuacаn от ацтек. «место богов»), древний город в Мексике в нескольких десятках км на северо-восток от столицы страны в долине Мехико. Был самым крупным городом классической эпохи во всей Америке. Многие сооружения сейчас реконструированы. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Небольшая горная долина Теотиуакан (с юга на север — около 7 км, с востока на запад около 15 км) находится на высоте более 2 км, примыкает к Мексиканской долине. С середины 2 тыс. до н. э. некоторые поселения земледельцев, обитавших в Мексиканской долине, значительно увеличиваются в размерах. В них начинают возводить постройки на земляных платформах, облицованных камнем. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Первые следы обитания в Теотиуакане найдены в его северной части и относятся к т.н. Позднему Формативному периоду (300-100 до н. э.). В Теотиуакане планомерные раскопки ведутся с начала нашего века… Полагают, что в начале 1-го столетия до н.э. там возникло поселение (из нескольких мелких) на месте, где находилась пещера. Пещеры играли важную роль в мировоззрении древних обитателей Мексики, так как считались местом происхождения предков, входом в подземный мир и т.д… Над ней во 2 в. н.э. было возведено самое грандиозное сооружение Теотиуакана — Пирамида Солнца. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Первые два века н. э. характеризовались монументальным строительством. В это время было завершена постройка наиболее крупных сооружений. Полагают, что первым из них была Пирамида Луны (1 в. н.э.); ее размеры — 140 на 150 метров по основанию, 45,8 м высотой. Ее лестница обращена на юг, на т.н. Улицу Мертвых, центральную улицу города, спланированную в северно-южном направлении. На площади Луны еще 14 пирамидальных структур; видимо, она была одним из главнейших ритуальных центров города. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Позже (около 200 н.э.) были возведены Пирамиды Солнца и Пернатого Змея. Археологи установили, что первоначально Пирамида Солнца имела приблизительно 215 х 215 м в основании и 63 м в высоту. Она дважды достраивалась, и сторона ее основания достигла 225 м. Стояла на восточной стороне Улицы Мертвых, ее главный, западный, фасад был обращен к улице. Центральная улица простиралась более чем на 2,5 км, ее ширина варьировалась от 40 до 95 м. Под ней был проложен канал, в который собирались дождевые воды с соседних построек и из которого они сливались в р. Сан-Хуан. Вдоль улицы на ступенчатых основаниях были возведены другие здания. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Южнее пирамиды Солнца находился большой архитектурный комплекс, получивший название Цитадель. Он представляет собой замкнутое пространство 400 x 400 м, окруженное четырьмя большими платформами с пирамидами на них. Главной была Пирамида Пернатого Змея. Все ее четыре стороны были когда-то покрыты барельефными изображениями пернатых змей с трещотками на конце хвостов (сохранились лишь на главном, западном фасаде). Изображения тел пернатых змей перемежаются скульптурными головами, которые интерпретировались как головы божеств — Тлалока, Кецалькоатля и др. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

К Цитадели примыкают два крупных архитектурных комплекса, получивших название Северного и Южного дворцов. Предполагается, что в них находились жилые помещения для знати или административные учреждения. Всего же в городе археологи насчитали более 2 тыс. жилых блоков, обнесенных стенами. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Вплоть до середины 7 в. Теотиуакан был процветающим городом. Подсчитано, что в это время он мог иметь население до 125 тыс. человек. Платформы с храмами, жилища и другие постройки образовывали правильные кварталы, усадьбы имели внутренние дворы. Улицы и площади выравнивались, утрамбовывались и покрывались известковым раствором. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Стены храмов и дворцов возводили из глины, облицовывали камнем и штукатурили; иногда в них для прочности вмуровывали деревянные балки. Известны были составные каменные колонны… Храмы и дворцы были снаружи украшены барельефами, внутренние стены помещений расписывались. Сохранились изображения божеств, танцоров и людей (возможно, жрецов) в масках ягуара, орла и койота, а также игроков в мяч и др. Рядовые горожане жили в скромных глинобитных постройках без окон. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Теотиуакан был крупнейшим ремесленным и торговым центром Мезоамерики. Помимо каменщиков и строителей, в нем процветали и другие ремесленники. Для разных целей использовалось разнообразное сырье — обсидиан, андезит, базальт, пирит, серпентин, сланец, алебастр, слюда, кость, дерево, глина, раковины, растительные волокна, минеральные и растительные красители и пр. В городе обнаружены следы нескольких сот мастерских, где обрабатывали обсидиан и изготавливали керамику.
Керамика Теотиуакана была разнообразна по формам и способам орнаментации сосудов… В период расцвета Теотиуакана керамические сосуды и фигурки изготовляли в формах. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Мужчины брили голову и украшали ее перьями, носили каски или шлемы в форме головы диких животных и птиц. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Некоторые исследователи Теотиуакана полагали, что он был ритуальным центром либо городом-государством, во главе которого стояли жрецы. Имелись и сторонники того мнения, что он являлся столицей большой империи (к этому мнению приходили на основании того, что теотиуаканские материалы широко распространены по Мезоамерике). (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

В Теотиуакане имелись такие социальные слои: жрецы, военная знать, торговцы, ремесленники; не исключено, что было и подневольное население.
Считается, что в долине Теотиуакана было эффективное земледелие. В прошлом влаги в ней было больше, чем сейчас. В горах практиковалось, очевидно, подсечно-огневое и террасовое земледелие, в долине прокладывались оросительные каналы и устраивались чинампы (насыпные острова; их изображения встречаются в настенных росписях). Возделывали кукурузу, тыкву, фасоль, перец-чилли и др., вероятно, выращивали плодовые деревья. Мясную пищу давала охота, ловили также черепах и рыбу.
Долгое время считалось, что Теотиуакан достиг своего могущества за счет того, что был важным ритуальным и торговым центром. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Многие аспекты культуры Теотиуакана свидетельствуют о том, что его обитатели в сумме обладали многочисленными знаниями. Они наблюдали за светилами (об этом говорит ориентация всего города и отдельных построек), планировали и исполняли огромные объемы строительных и инженерных работ, прекрасно знали свойства растений и минералов, рассчитывали и осуществляли художественные работы в камне, глине и красках, имели познания в медицине (в частности, известны изображения сцен удаления зубов). (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

В Теотиуакане не найдено письменных текстов, хотя, по мнению ряда исследователей, изображение чисел в виде точек и полос, а также глифы предполагаемого майяского происхождения («птичий глаз», «бирюза» и др.) подразумевают знание календаря, нумерации и письменности.
Как и в других областях древней Америки, знание не отделялось от веры, а мировоззрение находило выражение в искусстве — архитектуре, скульптуре, керамике, живописи, мелкой пластике.
Несомненно, обитатели города верили в загробную жизнь. Усопших хоронили под жилищами или во дворах… В 1980-е гг. под Храмом Пернатого Змея и поблизости от него были найдены захоронения 137 человек, очевидно, принесенных в жертву (их руки были связаны за спиной). У многих из них были ожерелья, составленные из имитаций человеческих челюстей с зубами, вырезанными из раковины. Было найдено более 2000 фрагментов обработанных раковин и многочисленные обсидиановые лезвия и наконечники, а также сланцевые диски. В центральной могиле среди приношений были найдены фигурки из зеленого камня — разных размеров и форм. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Предполагается, что главным божеством в Теотиуакане был Тлалок, бог дождя, так как его изображения постоянно встречаются на керамике, в живописи, скульптуре и др. Обычно его изображали с маской на лице, с обводами вокруг глаз и выступающими клыками. На одной из теотиуаканских росписей представлена, очевидно, обитель Тлалока Тлалокан. Там нарисованы гора, озеро, из которого вытекают две реки с рыбами. По берегам растут деревья сапоте и какао, а также кукуруза, магуэй и кусты с цветами. На берегу отдыхают люди (вероятно, усопшие), они рвут цветы, играют в мяч, ловят бабочек и стрекоз. Нетрудно предположить, что здесь воссоздана райская жизнь, какой ее себе представляли художник или его заказчик.
Часто встречаются изображения бога огня в образе старика с жаровней на голове. Богу — Пернатому Змею был посвящен целый храм. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Город погиб в результате насильственного разрушения… (это событие относят к 600-650 гг. или к 750 г.). За время своего существования Теотиуакан оказал сильное воздействие на культуру обитателей многих районов древней Мезоамерики, оно прослеживается вплоть до Гватемалы и Сальвадора. Для ацтеков он стал обителью богов, где было положено начало целого периода времени — создано Пятое Солнце. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Теотиуакан. Город богов, как его называли тольтеки. (Материалы газет).

Теотиуакан. Фрески ольмеков. (100 г. до н.э. – 400 г. н.э.). (Материалы газет).

Пирамида Луны – конец I–го тыс. до н.э. – начало н.э.
Высота 42 м. (Материалы газет).

Пирамида Солнца – конец 2 в. до н.э. – 9 в. н.э. (Материалы газет).

Пирамида Солнца (конец I–го тыс. до н.э. – начало н.э.). (Материалы газет).

Пирамида Солнца (2 в. до н.э. – 7 в. н.э.). (Материалы газет).

Теотиукан — один из крупнейших центров доколумбовых цивилизаций Центральной Америки (2 в. до н.э. — 7 в. н.э.), находится недалеко от современного Мехико. Два главных храма города посвящены Солнцу и Луне. Они располагаются на вершинах огромных ступенчатых пирамид. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными изваяниями богов. Общий вид. Слева от «Дороги мертвых» стоит Пирамида Солнца. (Материалы газет).

Главная улица — «Дорога мертвых». Длина 4 км. На ее северном конце находится Пирамида Луны, а на другом обширный комплекс построек «Сьюдадела». Теотиуакан. (Материалы газет).

Сверху Дорога Мертвых выглядит как бульвар шириной сорок метров.
Эта самая улица поднимается вверх и в конце концов сливается с Лунной пирамидой. (Материалы газет).

Пирамида Луны. Конец 1 тыс до н. э. — начало н. э. Высота 42 м. Теотиуакан. (Материалы газет).

Пирамида Солнца. Конец 1 тыс до н. э. — начало н. э. Пятиярусная пирамида, высота 64,5 м. Теотиуакан. (Материалы газет).
Фрагмент скульптурного декора Пирамиды Кецаткоатля. Теотиуакан.Фреска ольмеков. Теотиукан. 100 до н.э. – 400 н.э. Фреска ольмеков. Теотиукан 100 до н.э. – 400 н.э.
Храм Кетцалькоатля - с оперенной змeeй, чья голова окружена ореолам лучей. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Сапотеки из Оахаки и обитатели Теотихуакана из долины Мехико переживали упадок примерно в то же время, что и майя. (Ч. Галленкамп «Майя. Загадка исчезнувшей цивилизации», М., 1966 г.).

Теотигуакан — нагорье в респ. Мексике, в 23 км от г. Тецкуко; окаймлено со всех сторон, кроме В, горными вершинами; славится двумя древними пирамидами, находящимися в центре нагорья; первая пирамида (солнца) достигает 60 м высоты, вторая (луны) — 46 м. (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона).

Теотиуакан (Teotihuac;n), город в древней Мексике, один из крупных центров раннеклассового общества в долине Мехико (на территории современного штата Мехико). Возник, видимо, во 2 в. до н. э. Культура Т. в 3—6 вв. н. э. оказала большое влияние на культуру др. народов Мексики и Гватемалы. В середине 7 в. н. э. в результате нашествия племён с севера Т. был разгромлен и сожжён. В ацтекское время около развалин Т. было небольшое поселение. Площадь развалин Т. свыше 15 км2. Основные памятники архитектуры находятся близ прямой «Дороги мёртвых», у северного конца которой сохранились руины «Пирамиды Луны» с комплексом храмовых зданий у подножия, «Храма Земледелия» (с фресками), «Храма Тлалока», «Сьюдаделы» («Храма Кецалькоатля»). К В. от «Дороги мёртвых» — «Пирамида Солнца» (см. илл.). Археологический музей Т. В долине Т. — Акольман с монастырём Сан-Агустин (1539—60, черты «платереско»). (Лит.: Bernal I., Teotihuacan, Mex., 1963). (Большая Советская энциклопедия).

Теотиуакан. Построили инопланетяне. Посредине города – площадка для посадки космических кораблей. В ХIV в. его нашли ацтеки. Он уже лежал в руинах. Пирамидам – 5 тысяч лет. Мегалиты Южной Америки – 130 т. (передача «Космонавты древности – это реально?»).
Теотихуакан лежал в руинах во времена ацтеков. Они считали, что здесь когда-то было место погребения их древних богов. У ацтеков существовала легенда о возникновении Теотихуакана. "Под покровом ночи, до восхода солнца, явились боги в то место, которое называется Теотихуакан". Совет богов включал в себя четверых членов: богиню звездного неба, бога звездного одеяния, учителя Кетцаль-коатля и бога дождя Тлалока. Небесный консорциум принял решение о сотворении человека. Тогда натерлись его участники белым мелом и оделись в дорогие одежды из перьев. Тем временем другие боги разожгли огонь в "божественной печи". Среди дыма и пламени двое из богов вознеслись на небосвод.
Прежде чем отправиться в космос, боги разработали план создания огромного города, который только сегодня постепенно становится понятным.
Никто не знает, кем были те жрецы-архитекторы, ответственные за строительство Теотихуакана. Наверняка известно лишь то, что Теотихуакан являлся первым очагом цивилизации на мексиканском плоскогорье и что его строительство началось около 1000 года до Рождества Христова - за двести пятьдесят лет до основания Рима. В то время в Египте правила 21-я династия, в Греции возник классический эллинистический мир богов, а в Палестине, согласно Ветхому Завету, юноша-пастух Давид победил великана Голиафа.
Теотихуакан появился не в один день. Археологи разделяют период его строительства на пять этапов. В эпоху расцвета - около 600 года нашей эры - число его жителей достигало двухсот тысяч.
Из собственного опыта всем нам хорошо известно, насколько хаотичным, беспорядочным и неорганизованным может быть процесс строительства города. В Теотихуакане все было по-другому. Существовал четкий план, который строго соблюдался при последующем расширении города. Тысяча лет - долгий срок. Власти современных городов могут только мечтать о том, чтобы их планы претворялись в жизнь спустя такой период времени.
Для археолога Лоретт Сежурне, в течение нескольких лет проводившей раскопки в Теотихуакане, происхождение такой высокой культуры представляет загадку. Откуда мог взяться столь выдающийся интеллект - задается она вопросом, - позволивший осуществить подобное планирование?
Никто не знает, кем были эти загадочные проектировщики и строители. Их называют по названию города: теотихуаканос.
С севера на юг пролегает улица три километра в длину и сорок метров в ширину. Называется она Камино де Муэртос (Дорога Мертвых). По обеим сторонам ее стоят пирамиды и платформы храмов. В северном направлении улица поднимается вверх на протяжении тридцати метров, и у наблюдателя, находящегося в ее южном конце, возникает оптический обман: он видит бесконечную лестницу с равномерно расположенными ступенями, которая через три километра сливается с Лунной пирамидой и уходит в небо.
Если же смотреть со стороны Лунной пирамиды, видна лишь совершенно прямая улица - словно по мановению волшебной палочки все ступени исчезают.
Согласно мнению официальной науки, этими загадочными проектировщиками и строителями Теотихуакана, по всей очевидности, являлись люди каменного века. Любой современный геодезист подтвердит, насколько это трудная задача - проложить трехкилометровую трассу таким образом, чтобы через равные промежутки в два метра располагались по шесть ступеней и одной плоской платформе, которые в конце поднимающейся вверх улицы с сантиметровой точностью сливались с гигантской пирамидой. Все ступени, платформы и промежутки должны были иметь точные размеры. Проектирование в каменном веке?
Камино де Муэртос - Дорога Мертвых - заканчивается перед ступенчатой Лунной пирамидой с площадью основания 150 х 200 метров - более двух футбольных полей. Сооружение состоит из пяти главных террас и имеет высоту сорок четыре метра. Располагающаяся посредине широкая лестница ведет на верхнюю платформу на которой когда-то, должно быть, блистала золотая статуя бога.
С левой стороны от пирамиды высится самое грандиозное сооружение Центральной Америки - Солнечная пирамида. Она имеет почти квадратное основание 222 х 265 метров, а ее высота превышает высоту Лунной пирамиды на двадцать метров. Тем не менее при взгляде с ее верхней платформы создается впечатление, будто две пирамиды одинаковы по высоте. Оптический обман возникает вследствие уклона улицы.
Солнечная пирамида в Теотихуакане имеет больший объем, нежели пирамида Хеопса в Гизе. Ее вес оценивается в один миллион тонн известкового кирпича и камня, Фронтоны обеих пирамид изначально были отделаны штукатуркой и окрашены, о чем свидетельствуют остатки краски. Вершину Солнечной пирамиды венчала покрытая золотом и серебром статуя бога. Ее еще застали испанские завоеватели, но францисканский монах Хуан де Сумаррага, первый епископ Мексики, приказал снять и переплавить колоссальную фигуру. Золото было важнее всего.
Далее вдоль Дороги Мертвых следуют различные усеченные пирамиды, платформы, зачастую богато украшенные рельефами оперенных змей, обезьян, ягуаров, жрецов с непонятными предметами в руках или с крыльями за спиной.
Сохранились лишь фрагменты нескольких фресок. (Эрих фон Дэникен «По следам Всемогущих»).

Третьим по величине сооружением Теотихуакана является цитадель с храмом Кетцалькоатля. Название "цитадель" я нахожу абсурдным, поскольку под ним подразумевается оборонительное укрепление. Цитадель Теотихуакана так же похожа на крепость, как индуистский храм на вокзал во Франкфурте. Однако названия в Теотихуакане происходят не от строителей, а из нашей эпохи. Мы не знаем, как все эти сооружения называли их создатели.
Длина стороны так называемой цитадели составляет четыреста метров. На северной, южной и западной сторонах некогда стояли по четыре пирамиды, от которых сегодня остались лишь основания. Храм Кетцалькоатля красиво отделан штукатуркой. На фризе извиваются оперенные змеи, с лестничных стен и рельефов смотрят маски демонических существ, и даже по цоколю храма ползут все те же змеи. Головы змей окаймлены стилизованными ореолами лучей, а лица напоминают морды огнедышащих драконов. Между прочим, в Древнем Китае боги спускались с небес как раз на огнедышащих драконах. (Эрих фон Дэникен «По следам Всемогущих»).

То, что сегодня в лучах солнца предстает в бело-серо-коричневых тонах, раньше радовало глаз яркими красками всех цветов радуги. Каждый бог имел свой цвет, а рельефы не только служили украшением, но и выполняли функцию религиозного посыла.
Орнаментальные мотивы храма Кетцалькоатля подтверждают тот факт, что символ оперенной змеи был известен задолго до эпохи ацтеков и майя.
Сзади храмовых платформ и пирамид, обрамляющих Дорогу Мертвых, когда-то стояли здания, которые использовались для жилья. В ходе раскопок выяснилось, что, как правило, они включали тридцать комнат, но были и исключения - сто семьдесят пять комнат. В Теотихуакане имелись и небольшие храмы с молитвенными помещениями, и огромные жилые кварталы с настоящим водопроводом. Археологические находки свидетельствуют о том, что город был разделен на кварталы по профессиональному признаку его обитателей. В одном квартале жили гончары, в другом - камнерезы, в третьем - ткачи. Улицы были абсолютно прямыми и пересекались исключительно под прямым углом. Теотихуакан представлял собой Нью-Йорк Центральной Америки.
На склонах и вершинах окружающих Теотихуакан гор археологи обнаружили вырезанные на поверхности скал борозды. Их продолженные линии образуют над городом сеть. Если 21 марта, в первый день астрономической весны, посмотреть с вершины Солнечной пирамиды на запад, солнце сядет за горизонт точно под отмеченным камнем. Подобные метки присутствуют в Серро Чиконаутла в четырнадцати километрах от города, а также в тридцати пяти километрах от него.
Под Солнечной пирамидой имеется коридор, тянущийся на четыре километра и заканчивающийся четырьмя помещениями, которые называются Святыми Пещерами. Археологи полагают, будто весь комплекс был воздвигнут именно над этими Святыми Пещерами, ибо он указывает местонахождение входа в подземный мир и одновременно символизирует пуп мира Центральной Америки, к которому приходят паломники, купцы и местные жители.
Неподалеку от Солнечной пирамиды были обнаружены подземные помещения, куда доступ туристам закрыт. В них сокрыта настоящая тайна, по поводу которой специалисты хранят упорное молчание. Помещения изолированы посредством толстого слоя слюды. Какую же тайну они могут хранить?
Можете вы себе представить потолок подвала, состоящий из двух каменных плит, между которыми заключен слой слюды толщиной пятнадцать сантиметров? Эта конструкция напоминает сандвич: хлеб, ветчина, хлеб.
Один сторож открыл мне стальной люк. В тот самый момент, когда луч солнца упал в отверстие, слюда отразила ослепительный пучок света. На сегодняшний день открыт тридцатиметровый участок этого слюдяного покрытия. Слюда - слоистые минералы на основе силикатов с содержанием калия и алюминия, и их месторождения встречаются, главным образом, вблизи месторождений гранита. Нам, швейцарцам, она известна благодаря горному массиву Сен-Готард. Большие запасы слюды имеются в Индии, на Мадагаскаре, в Южной Африке, Бразилии и в Скалистых горах. Небольшие залежи имеются в швейцарских и тирольских Альпах. Что же касается гор Центральной Америки, они складываются преимущественно из вулканических пород.
Слюда имеет высокую прочность при растяжении и вместе с этим эластична, выдерживает до 8 000°С и резкие перепады температур, отличается стойкостью по отношению к органическим кислотам, образующимся в почве в результате воздействия дождевой воды на останки животных и растений, является прекрасным изолятором и надежно противостоит электрической дуге, утечке электричества и электрическому разряду. Пластины слюды можно в буквальном смысле слова перелистывать, словно книжные страницы.
Ее тонкие слои прозрачны и жаростойки, и их вставляют в окна печей. В электротехнике слюду используют в качестве изоляционного материала при изготовлении радиоламп и телевизионных трубок. Она находит применение в трансформаторах, радарах и даже в компьютерных технологиях. Слюду не очень высокого качества размельчают в порошок, который используют в качестве наполнителя в электрических утюгах, тостерах и стиральных машинах.
Каким образом и с какой целью попала слюда в подвальный потолок в Теотихуакане? Один археолог полагает, будто ее использовали в качестве рефлектора, потому что она красиво блестит на солнце.
Вряд ли. Ведь слой слюды находится между двумя каменными плитами и не вступает в контакт с солнечными лучами. Кроме того, если бы слюда выполняла функцию рефлектора, достаточно было бы лишь тонкого ее слоя, а пластины общей толщиной пятнадцать сантиметров в данном случае - откровенное излишество.
Может быть, в подвальных помещениях размещались чувствительные приборы, требующие изоляции? Инструменты, нуждающиеся в защите от электрических разрядов - например, молнии, - а также кислотных дождей и высоких температур?
Откуда строителям каменного века могло быть известно о свойствах слюды? Жители Теотихуакана не имели дела ни с кислотами, ни с высокими температурами, ни с электричеством. Геологи установили, что искусственный слой слюды под Теотихуаканом представляет собой мусковит, или белую кальциевую слюду, которую наши ученые называют "московским стеклом".
Кто-то должен был знать источник импорта этой слюды, а также располагать сведениями о ее свойствах. Едва ли подобные знания могли быть доступны строителям каменного века.
На международном конгрессе американистов, проходившем в 1974 году в Мехико, мистер Хью Харлстон сделал доклад, вызвавший смятение среди специалистов. Харлстон искал в Теотихуакане единую меру, которую можно было бы применить ко всем зданиям. Он определил эту единицу измерения - 1,059 метра - и дал ей название "хунаб", что на языке майя означает "единица". Этой "единицей" в Теотихуакане измерялись все сооружения и улицы. Пирамиды Кетцалькоатля, Лунная и Солнечная, имеют высоту 21, 42 и 63 "единицы" соответственно. Таким образом, эти величины находятся в соотношении 1:2:3. Мистер Харлстон поработал с компьютерной программой и получил поразительные результаты. Он выяснил, что расстояния от средней линии цитадели до располагающихся вокруг нее пирамид соответствуют средним параметрам орбит Меркурия, Венеры, Земли и Марса. Среднее расстояние от Солнца до Меркурия составляет 36 "единиц", до Венеры - 72, до Земли - 96, до Марса - 144. Недалеко за цитаделью протекает ручей, который строители Теотихуакана заключили в трубу. Она тянется под Дорогой Мертвых и насчитывает в длину 288 "единиц" - расстояние до Пояса Астероидов. Эти несколько тысяч обломков камней движутся между Марсом и Юпитером, словно в русле канала.
В 520 "единицах" лежит фундамент неизвестного храма. Эта дистанция определяет расстояние от Юпитера. Далее, в 945 "единицах" находятся остатки другого храма, обозначавшего Сатурн.
В 1845 "единицах", в конце Дороги Мертвых, стоит Лунная пирамида, соответствующая Урану.

Дорога Мертвых представляет собой модель Солнечной системы.
Сверху Дорога Мертвых выглядит как бульвар шириной сорок метров.
Эта самая улица поднимается вверх и в конце концов сливается с Лунной пирамидой.

Если продолжить линию Дороги Мертвых, она упрется в вершину Серро Гордо. Там тоже находятся руины небольшого храма, а также башни, стоящие на древних фундаментах. Их расстояния от средней линии цитадели 2 880 и 3780 "единиц" соответствуют средним параметрам орбит Нептуна и Плутона.

На линии продолжения Дороги Мертвых высится холм. За ним находятся развалины сооружений, чья отдаленность соответствует параметрам орбит Нептуна и Плутона. Более поздняя башня стоит на фундаменте эпохи Теотихуакана.

Итак, Дорога Мертвых в Теотихуакане представляет собой модель Солнечной системы. Весьма примечательно, что Солнечная пирамида не является ее составной частью - она стоит в стороне от Дороги Мертвых.
Включение в систему холма Серро Гордо проектировщики Теотихуакана предусматривали с самого начала. Но откуда они знали параметры орбит планет? Уран был открыт в 1781 году, Нептун - в 1845, а Плутон - лишь в 1930. Не оставили ли эти знаки будущим поколениям человечества Всемогущие? Разумеется, я не утверждаю, что Теотихуакан построили инопланетяне своими руками. Вероятнее всего, они просто нарисовали модель Солнечной системы и указали архитекторам, на каких расстояниях друг от друга следует возводить сооружения, которые должны были служить каменными посланиями в будущее.
Для того чтобы яснее видеть, зачастую достаточно изменить угол зрения. (Эрих фон Дэникен «По следам Всемогущих»).

ТОЛЬТЕКИ (исп. toltecas), - древний народ Мексики. Их история записана в 16-17 вв. индейскими и испанскими историками на основе более ранних устных традиций и индейских кодексов. Главным городом тольтеков стал Толлан (историческая Тула в мексиканском штате Идальго). Считается, что это произошло в первой половине 9 в. (Гусман). (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Тольтеки говорили на одном из языков науа. Пришли с севера в Центральную Мексику на закате одной из самых цветущих культур древней Мексики, Теотиуакана. Иногда тольтеков даже считают разрушителями этой культуры. Во всяком случае, они унаследовали многие ее элементы, в том числе, видимо, и возведение монументальных храмов на пирамидах. Тольтеки сооружали оросительные каналы и чинампы (насыпные острова), они возделывали кукурузу, бобы, перец, хлопчатник и др. растения, было развито строительство каменных сооружений, ткачество, керамическое производство, изготовление мозаик из камней.           Среди народов Мексики слово тольтек стало синонимом искусного мастера. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Тольтеки образовали государство, которое простиралось, полагают, от берегов Мексиканского залива на востоке до берегов Тихого океана на западе. Разные источники называют разные города, с которыми Толлан был в союзе или которые зависели от него. В одном из них перечислены 20 городов, которые были, выражаясь языком документа, его ногами и руками. Разные источники называют разных правителей Тулы. В частности, один из них, Митл (или Тлакомихуа), седьмой по счету в одном из списков, оставил по себе память тем, что построил храм Богини Воды, которая была представлена в образе огромной лягушки из зеленого жадеита. Наибольшую известность среди народов Мексики приобрел внук Митла, Се Акатль Топильцин Кецалькоатль, что означает Первый Тростник (дата рождения) Наш Принц Пернатый Змей (по имени почитавшегося бога). Некоторое время он был правителем Кулуакана, затем обосновался в г. Тула. Разные исследователи, пользуясь разными методами соотнесения индейского и европейского календарей, пришли к выводу, что начало его правления могло быть в 843, 845 и 947 г. Кецалькоатль был правителем и первосвященником. При нем, согласно преданиям, Толлан достиг наивысшего расцвета. В храме Кецалькоатля было будто бы четыре помещения. В одном из них стены были отделаны золотыми пластинками, оно выходило на восток. Другое было отделано бирюзовой или изумрудной мозаикой и выходило на запад. Стены третьего были искусно выложены из морских раковин и отделаны серебром, смотрело оно на юг. Четвертое помещение было украшено красными камнями, раковинами и яшмой, обращено оно было к северу. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

По словам другого текста, у Кецалькоатля было в изобилии кукурузы, Кукурузные початки были столь велики, что их можно было переносить только в охапку, при этом маленькие початки в пищу не шли, ими топили бани. Там будто бы рос хлопок самых разнообразных цветов, а тыквы едва было можно охватить руками. При перечислении богатств Кецалькоатля на первом месте поставлены перья, затем названы золото, серебро, изумруды и какао (тоже различных цветов). Ему приписывали открытие питья, приводящего в экстаз и вызывающего и блаженство, а также шоколадного напитка. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Судя по некоторым индейским преданиям, в правление Топильцина Кецалькоатля среди тольтеков имел место раскол на религиозной почве — будто бы Кецалькоатль был против человеческих жертвоприношений, которые были свойственны тольтекам. За старые традиции вступились тольтекские боги, главным из которых был Тескатлипока, бог ночи, и хитростями вынудили того отказаться от власти и уйти из Толлана. Кецалькоатль ушел со всеми своими людьми. По одному из преданий, он бросился в костер и превратился в Утреннюю звезду, Венеру. По другому — придя на побережье (нынешнего Мексиканского залива), построил плот из змей и отправился в страну мудрости, предположительно на Юкатан. Согласно еще одной версии, Топильцин Се Акатль Кецалькоатль умер в Толлан Колуакане в 935. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

После Топильцина Кетцалькоатля в Толлане правило еще несколько государей, последним из которых был человек, также носивший имя Кецалькоатля; он находился у власти до 1116, когда Толлан был разрушен. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).
Известный американский археолог Дж. Вайан считал возможным отождествлять ранних тольтеков с носителями культуры Теотиуакан, однако раскопки в г. Тула опровергли это мнение. Сейчас археологи относят первые следы пребывания тольтеков в долине Мехико к 9 в. Тула, видимо, была основана в 10 в., и, как показывают раскопки, погибла от пожара во второй половине 12 в. При исследовании развалин г. Тула были найдены две пирамиды, служившие основаниями храмов, с прилегающими постройками.            
Одна из них, названная пирамидой Кецалькоатля, имеет длину стороны основания около 40 м. и высоту 10 м. Она ступенчатая, в ней пять ярусов, на верхнем находился Храм утренней звезды, посвященный Венере; с южной стороны к нему вела лестница. Перекрытие храма, очевидно, из растительных материалов, когда-то поддерживали массивные базальтовые колонны из нескольких блоков общей высотой 4,5 м. Четыре из них были изваяны в образе воинов. Они совершенно идентичны — у них одинаковые головные уборы, завершающиеся перьями, одни и те же большие пекторали (нагрудные пластины) в виде какого-то крылатого существа, одинаково затянутые широкие пояса, перевязи под коленами и у щиколоток, сандалии и многие другие тщательно проработанные детали. Поразительно, что на этих массивных фигурах с очень условными лицами и едва намеченными в блоках частями тела почему-то выделены колени — в виде круглых выступов. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Стены пирамиды и храма украшены фризами с изображениями самого Кецалькоатля, а также ягуаров, койотов, орлов и черепов. С южной стороны фасада пирамиды сохранились следы портика — несколько рядов квадратных колонн. До тольтеков ни один народ не использовал так интенсивно каменные колонны в архитектуре. В Туле было также сооружение для игры в мяч, украшенное скульптурами и рельефами, которые представляли воинов и игроков в мяч. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Археологи пришли к выводу, что в 11-12 вв. тольтеков вытеснили с занимаемых ими в то время земель племена, пришедшие с севера. Возможно, что было два исхода тольтеков из Толлана (Тулы). Об этом как будто говорят письменные источники не только из Центральной Мексики, но и Юкатана, а также археологические свидетельства из земель, располагающихся от древней столицы тольтеков далеко на восток и юго-восток. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

На археологических материалах прослеживается движение в 7 в. носителей теотиуаканской культуры в область Гватемалы и даже дальше, в Копан (западный Гондурас). В этом последнем была найдена стела с маской Тлалока, почитавшегося в Теотихуакане. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Тольтеки составили третью волну, которая достигла земель майя, как считают археологи, в конце 10 в. При этом тольтеки на несколько веков подчинили себе Юкатан. Особенно их влияние просматривается в г. Чичен-Ица, который на долгое время стал столицей пришельцев. Этот факт нашел отражение в книгах жрецов майя (Чилам-Балам), записанных после испанской конкисты, но сохранивших древнюю традицию. Там говорится о приходе людей ица и их утверждении в 987 г. в майяском городе. Вторжение тольтеков-ица привело к возрождению севера Юкатана в 10-12 вв, находившегося в то время в упадке. Оно особенно заметно в г. Чичен-Ица и Майяпан.
Хотя пришельцы восприняли многие элементы местной культуры (в частности, каменный свод, неизвестный другим народам Америки), Чичен-Ица после прихода чужеземцев стал больше походить на Тулу, чем на какой-то майяский город. Сходен план Храма воинов в Чичен-Ице с планом Пирамиды Утренней звезды в Туле… При этом крытое пространство занимало площадь почти 750 м2. в начальный период, а вместе с ансамблем колонн — 1300 м2. Даже в столице тольтеков не было таких построек.
Тольтекские элементы в архитектуре Чичен-Ицы встречаются повсеместно… — фигуры богов Кецалькоатля, Тескатлипоки, Тлалока и др. Изображения Пернатого Змея Кецалькоатля (известного у майя под именем Кукулькан) в Чичен-Ице можно встретить везде.
Упадок Чичен-Ицы наступил около середины 13 в. Главной его причиной была междоусобица с другим городом, в котором также правила тольтекская династия, Майяпаном. В этой борьбе Майяпан вышел победителем. В самом Майяпане многие здания были построены по образцу построек в Чичен-Ице. Из исторических источников известно, что Майапан был разрушен восставшими подвластными городами в 1441. На этом, видимо, кончилось господство тольтеков на Юкатане. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). (Э. Александренков).

Тула — древняя столица тольтеков, одной из главных доколумбовых культур Месоамерики. Нередко её отождествляют с мифическим городом Толланом. Тула расположена в 65 км к северо-западу от Мехико.
Говорящие на языке науатль тольтеки пришли как кочевники с севера Мексики, что в истории Месоамерики случалось часто. В течение времени они стали главной силой в районе Тулы, находившемся ранее в сфере влияние Теотиуакана.
Наиболее известным из сохранившихся сооружений является Пирамида Утренней Звезды (также Храм Кетцалькоатля, Храм Тлауискальпантекутли, или Храм Б), на платформе которой стоит группа из пятиметровых каменных воинов, нёсших когда-то крышу храма.
У входа стоят крупные статуи змей. Впечатляющим является и сохранившийся большой фриз, на которым изображены ягуары и орлы, пожирающие человеческие сердца. В колонных залах дворцового комплекса видны сохранившиеся оригинальные рисунки.
Мифическая история города повествует о том, как в 947 году был рождён Кетцалькоатль («пернатый змей») и в 980 году он взошёл на трон.
Тескатлипока («дымящееся зеркало») организовал мятеж, и Кетцалькоатль с большим количеством тольтеков был вынужден покинуть Тулу.
Часть из них поселилась на территории миштеков. Другая часть мигрировала во владения майя на полуостров Юкатан, где основала город Чичен-Ица. В архитектуре далёких друг от друга городов и в самом деле прослеживаются многие параллели.
В XIII веке Тула была окончательно разрушена. Огромные фигуры воинов у подножия пирамиды были ритуально закопаны и благодаря этому сохранились до сегодняшнего дня. 
Теокали* - (от ;;;;: — бог, и ;;;;; — жилище) — название, данное археологами памятникам религиозной архитектуры древних обитателей Центральной Америки толтеков и ацтеков. Эти сооружения представляют собою по большей части четырехгранные усеченные пирамиды, обращенные своими сторонами правильно на С, В, Ю и З. Обыкновенно пирамида состоит из нескольких уступов, образующих террасы, или же имеет идущий вокруг нее спирально или зигзагом подъем на вершину; в первом случае одна крутая лестница — или четыре, по одной с каждой стороны — ведут на верхнюю площадку пирамиды, где высится самое святилище, в котором находились идолы божеств и алтарь для жертвоприношений...
ТЕОКАЛИ - мексиканские религиозные сооружения. Теокали в Гватуско. Теокали в Тусапане.
Т. стояли среди обширных дворов, обнесенных стеною; там же находились, жилища жрецов и постройки для потребностей культа. Подобных памятников сохранилось доныне довольно много, хотя и в полуразрушенном состоянии. Во время пришествия испанцев в Мексику существовало огромное количество Т. во всех пунктах этой страны. В одной столице ее, Теночтатлане, их было до 2000, в том числе 7 или 8 колоссальной величины. Торквемада насчитывал их во всех бывших владениях Монтесумы до 40000. Некоторые из Т., дошедших до наших дней, относятся к VII и VIII вв. по Р. Х. Особенно любопытны пирамиды, находящиеся близ Сан-Хуана де-Теотигуакана (в 50 км к С от Мексико, при жел. дороге из этого города в Вера-Крус); одна из них (Тонатиуг-Итзакальская) имеет в каждой стороне основания 193 м и вышину в 50 м. Ширина Холульской пирамиды у ее подошвы равняется 405 м в каждую сторону, а вышина — 49 м. Папантлакское Т. в Вера-Крусе состоит из семи террас, отделенных одна от другой широкими, сильно выступающими вперед карнизами, 36 м в каждой стороне основания и 25 м вышины. Ср. Lord Kingsborough, "Antiquities of Mexico" (Лондон, 1831); J. D. von Braunschweig, "Ueber die altamericanischen Denxm;ler" (Берл., 1840); M.-E. Rivero у J.-D. de-Tschudi, "Antiguedades peruanas" (Вена, 1851). (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона). (А. C—в).

Эрих фон Деникен, знаменитый исследователь палеоконтакта, в своей книге «Небесные учителя» пишет: «Еще один пример непонятной мне технологии представляют собой статуи Тулы, стоящие на искусственной платформе в семидесяти километрах к северо-западу от Мехико. Статуи — их называют «Атлантами» — снабжены «пучком стрел» и «метательным устройством» и имеют «головные уборы в форме коробки». На груди у них археологи рассмотрели «символ бабочки», а на обуви — «цветы».
У меня статуи вызвали совершенно иные ассоциации. Я вижу на их головах шлемы с очками и наушниками. В руках они держат заостренные предметы, напоминающие сегодняшние электрошокеры. На груди у них отнюдь не «бабочки», поскольку поверх плеч явственно видны устройства для подвешивания. И, наконец, я не сумел различить на обуви статуй «цветы», а увидел вместо них, скорее, регулируемые зубчатые колеса.
… Я не утверждаю, что мои взгляды, основывающиеся на современных знаниях, абсолютно верны. Но я утверждаю, что все высказывавшиеся до сих пор взгляды ни в коем случае не могут являться истиной в последней инстанции».


Продолжение: http://proza.ru/2012/04/14/1175.