Группа Аквариум. 4000 лет, как один день

Александр Хлупин
       «Не плачь, Маша, я здесь;
        Не плачь – Солнце взойдет;
        Не прячь от Бога глаза,
        А то как он найдет нас?
        Небесный град Иерусалим
        Горит сквозь холод и лед.
        И вот он стоит вокруг нас,
        И ждет нас, и ждет нас….»

        Песня группы АКВАРИУМ


       Введение в танец.

       6 апреля 2012 года, в Москве, в Крокус Сити Холле, состоялся концерт группы АКВАРИУМ, приуроченный к 40-летию их творческой деятельности. Концертная программа именовалась вполне символично – «4000 лет». Справедливости ради стоит отметить, что исполнилось 40 лет не самой группе, а личному творческому пути ее бессменного лидера и автора брэнда «АКВАРИУМ» Бориса Гребенщикова. За это время, состав группы менялся многократно. Музыканты приходили, уходили, некоторые возвращались, как например бас-гитарист Александр Титов. Нынешнему составу группы от силы 6 лет. Мне посчастливилось видеть группу в разное время, в разных составах. И, на мой взгляд, нынешний состав, наиболее сильный из всех, виденных мной.
      В рамках юбилейных торжеств, уже привычный состав АКВАРИУМа – БГ (автор, вокал, гитара), Игорь Тимофеев (гитара, саксофон, флейта), Борис Рубекин (клавишные), Олег Шар (перкуссия), Андрей Суротдинов (скрипка) плюс присоединившиеся к группе несколько лет назад, но формально не входящие в ее состав Титов (бас), Брайан Финнеган (флейта), Лиэм Бредли (ударные, вокал), был расширен крепкой духовой секцией.
      Команда вышла на сцену, над которой висел стяг с изображением Будды, держащего в руках музыкальный инструмент и сходу грянула «Назад в Архангельск», открывающую их новый альбом, вышедший осенью 2011 года. Затем последовала блестящая и точная, как удар в глаз композиция «Слова растамана».  БГ был облачен в красную рубаху, привычные уже темные очки и кожаную бандану. Было заметно, что Маэстро находится в прекрасном расположении духа, был бодр и общителен. АКВАРИУМ отыграли два с половиной часа без антракта. Действо пролетело на одном дыхании. Стоит отметить хороший звук и грамотный свет на концерте.
      БГ порадовал не только песнями из нового альбома, но и старыми хитами – «Чай», «Она может двигать собой», «Я змея», «Дубровский» и др. Из относительно недавнего, но уже горячо любимого, было исполнено «Скорбец», «Лошадь белая», «Анютины глазки» и «Сокол».
      Необходимо также отметить непревзойденное мастерство всех музыкантов, которые были в этот вечер на сцене вместе с БГ. А особенно – Бориса Рубекина, Игоря Тимофеева и Олега Шара, которые искрометно импровизировали и поддерживали Маэстро во всех его начинаниях.
      Свет  и бесконечный позитив струились со сцены! И поэтому чрезвычайно жаль констатировать тот факт, что аншлага не случилось. Во всяком случае, на балконе, было довольно много свободных мест. Но это свидетельствует не о том, что БГ сегодня не актуален, что он стар и немощен. Нет и еще раз нет! Столько позитива, светлого юмора и энергии, сколько выдает он и его команда – еще поискать! Просто люди у нас не отдают себе отчета мимо чего они проходят в своей жизни, какие чудесные мгновения они халатно упускают, погрязнув в рутине и дрязгах!
       Кроме собственно песен, в ходе концерта была исполнена блестящая импровизация в четырех условных актах, под названием «Термозубы». На подобные мистификации был большим мастером Сергей Курехин, легендарный музыкант и один из самых необычных людей своего времени. Курехин, как это часто случается с гениями, ушел из жизни рано, в 1996 году. К слову, он немало лет отыграл в АКВАРИУМе и был большим другом БГ. И как мне кажется, «Термозубы» было негласным посвящением Курехину. Думаю, что ему бы понравилось.

        Мой АКВАРИУМ.

        Впервые с творчеством Бориса Гребенщикова, я познакомился в 1991 году, когда побывал со своей старшей сестрой, ее мужем и ее подругой на концерте БГ Бэнда в Петербургском БКЗ «Октябрьский». В тот момент группы под названием «АКВАРИУМ» по разным причинам не существовало в природе. Но была группа БГ Бэнд, во главе которой стоял Гребенщиков. В том году у них как раз вышел легендарный «Русский альбом».
        Впрочем, на тот момент, я, по сути, еще ребенок, ничего этого не знал. Все эти подробности я выяснил много позднее. Тогда я просто пошел на концерт неизвестного мне Гребенщикова за компанию с сестрой. Мне посчастливилось сидеть на местах во втором ряду партера, вместе с мужем сестры. А у сестры с подругой места были на балконе. Какие звучали песни на том концерте, какие музыканты были с БГ на сцене, я не помню. Мне запомнился только сам Гребенщиков, которого моя сестра все время называла «Гребень». Он фактически весь концерт играл на акустической гитаре и пел, поставив правую ногу на стул, стоящий около микрофона.
      Следующее знакомство с творчеством БГ произошло у меня двумя годами позже, когда я проживал в городе Хабаровске. Ко мне сначала попала аудиокассета с записью какого-то концерта АКВАРИУМа. Помню, что там была песня «Небо становится ближе», которая также прозвучала на юбилейном концерте. Затем мне кто-то подарил виниловую пластинку, выпущенную фирмой «Мелодия», на конверте которой было написано просто «АКВАРИУМ» и было нарисовано маленькое дерево. Как я понимаю, это был своеобразный сборник лучших песен группы. И еще через какое-то время у меня появилась запись сборника «Библиотека Вавилона». Последняя запись мне понравилась больше других. А песни «Глубоко в джунглях», «Козлы», «Глядя в телевизор», «Сестра», «Серебро Господа моего» и «Ангел всенародного похмелья», надолго вошли в число моих самых любимых.
       В том же году я второй раз в своей жизни попал на концерт группы, уже вернувшей себе историческое название – АКВАРИУМ. Концерт проходил в Хабаровском доме офицеров, при большом стечении людей. В зале был переаншлаг! БГ был благостен и весьма общителен. Когда какой-то парень крикнул из зала, что хотел бы после концерта обязательно выпить с БГ, последний ответил ему на распев, в своей фирменной манере: «Сходиии в магазииин!». Концерт длился более двух с половиной часов, что было редкостью для заезжих столичных артистов.
      Но по-настоящему я увлекся творчеством АКВАРИУМа в 1998-м году. В то время я снова жил в Питере и как раз приобрел только что вышедший в рамках серии «Легенды русского рока» монументальный сборник лучших песен группы. К тому моменту я окончил школу и учился в институте. То есть, уже был вполне взрослым человеком, с определенным интеллектуальным и житейским багажом за плечами. И поэтому я стал значительно лучше понимать те вещи, о которых поет БГ. В том же году я побывал на традиционном летнем концерте группы в ДК Ленсовета, с программой «Электрический пес». А еще через некоторое время побывал на презентации нового альбома «Пси» в БКЗ. Программа при этом называлась «Стопмашина». Помню, в одном из интервью того времени, БГ объяснил этот факт со свойственной ему иронией: «Когда встал вопрос о том, как назвать концертную программу, мы решили назвать ее по одной из песен из нового альбома, то есть «Стопмашина». Просто устроители концерта опасались, что люди не поймут название «Пси». Типа, что за «Пси» такие? Это которые гав-гав?».
     С этого момента я начал внимательно следить за творчеством группы, приобретать выходящие в свет альбомы и периодически посещать концерты. Конечно, лично на меня оказали, куда большее влияние альбомы группы 2000-х годов, чем те, которые выходили раньше. Альбомы «Сестра Хаос», «Песни рыбака», «Zoom Zoom Zoom», «Беспечный русский бродяга» и «Лошадь белая» стали для меня отражением и саундтреком той эпохи, на которую пришлась моя юность, время становления моей личности и зрелости.
     Чрезвычайно приятным сюрпризом для меня стали «Книга песен БГ», вышедшая в 2007 году и трилогия «Аэростат», изданная по следам одноименной авторской радиопередачи Бориса Гребенщикова, выходящей в эфир на «Радио России». Первая книга представляет собой наиболее полную подборку песен БГ (а всего он написал свыше 500!) с самого начала его творческой деятельности и по 2007 год включительно. Здесь были альбомные вещи и песни, в официальные альбомы не вошедшие. В книгах «Аэростат» Маэстро четко, емко и чрезвычайно интересно рассказал о своей любимой музыке, о наиболее знаковых музыкальных группах XX столетия, а также о философских, религиозных учениях и о субкультурах. Благодаря этим книгам я открыл для себя  много интересной музыки и весьма обогатил свой интеллектуальный багаж.
      БГ на сцене уже 40 лет. Все эти годы он регулярно выпускает альбомы, как с АКВАРИУМом, так и совместно с другими интересными людьми. Его любят и ненавидят. Но совершенно точно, он никого не оставляет равнодушным. В его песнях, житейской мудрости едва ли не больше, чем во всех философских трудах вместе взятых. Она раскидана здесь и там, в разных песнях и куплетах, спрятана внутри, на первый взгляд, абсолютно ироничных стихов. Но кто ищет, тот всегда найдет.
      Многие люди, как правило, совершенно далекие от музыкальных реалий, пытаются упрямо утверждать, что якобы БГ всю жизнь поет одни и те же песни, и что лучшая песня в его исполнении – «Город золотой». Специально для таких персонажей, которых, наверняка немало найдется среди читателей данной статьи, считаю необходимым пояснить, что песню «Город золотой» или просто «Город» написал не БГ, он лишь исполнил ее в свое время. Авторы данной композиции – Алексей Хвостенко и Анри Волохонский, люди сами по себе знаменитые, оставившие яркий след в мировой культуре. Я слышал эту песню в исполнении Хвостенко. И думаю, что это как раз тот редкий случай, когда авторское исполнение не является абсолютно обязательным и адекватным применительно к конкретному произведению. Кто бы что ни говорил про вокальные данные БГ, голос у него мелодичный и что самое  главное - узнаваемый. Этот неоспоримый факт высоко оценили в свое время, в том числе музыкальные люди с Запада. В том числе и по этой причине БГ смог осуществить несколько весьма удачных  зарубежных музыкальных проектов. Среди последних отдельного упоминания заслуживает концертный проект «АКВАРИУМ International», в который помимо музыкантов группы вошел целый ряд музыкантов из Индии и Европы. Благодаря их участию старые и новые песни группы зазвучали иначе, обрели новые краски и смыслы. В материальном виде этот проект увидел свет в 2011 году, на DVD и двух CD, содержащих запись уникального выступления этого проекта в Киеве, в 2008 году.
     Борис Борисович Гребенщиков де-факто причисляется у нас к рок-музыкантам. На самом же деле, он давным-давно вырос из этих узких штанишек. То, что он делает в музыке, не вписывается ни в один стилистический жанр, как таковой. Но если уж кому-то нужна определенность в этом вопросе, то возьму на себя смелость утверждать, что АКВАРИУМ играет world music. В их композициях смешение музыки Востока и Запада. Кельтские мелодии гармонично соседствуют с авангардом и электронными экспериментами. Панк-рок стоит рядом с акустическими балладами. Индийские мелодии переплетены с ирландскими и джазом. БГ никогда не стеснялся смешивать все то, что ему нравилось в музыке. Почему нет? Именно поэтому Гребенщикова можно смело назвать музыкальным просветителем. Он открыл для своих слушателей великое множество отличной музыки, которую, скорее всего, они бы не смогли услышать в другом месте. А самое главное, как мне кажется, состоит в том, что абсолютно все, что сделано руками этого человека и его, безусловно, талантливых коллег по группе, несет в себе колоссальный заряд позитива. Даже в его задумчивых балладах нет места тоске, унынию и отчаянию, которые насквозь пропитали русскую песенную традицию. БГ, как может, расшатывает ее изнутри. И получается это у него вполне успешно. Сколько можно тосковать и плакаться, в самом деле?! Жить нужно и радоваться жизни, несмотря на все невзгоды!
     Что касается текстов песен Гребенщикова, то они вызывали и вызывают ожесточенные споры, едва ли не больше, чем музыка группы АКВАРИУМ. Я знаю немало людей, которые утверждают, что не понимают смысла его текстов. При этом, эти люди не сожалеют об этом, не связывают это с недостатком в собственном интеллектуальном уровне, а ставят это БГ в упрек! Типа, это он, БГ, сочиняет какую-то заумную муть, а я ничего в ней не понимаю и поэтому его песни отстой!
     Друзья! Что может быть глупее подобных обвинений и утверждений? В конце концов, каждому свое! О вкусах, как известно не спорят. Не любо – так и не слушай, кто тебя заставляет?! Кроме того, в одном интервью Андрей Макаревич, рассуждая о творчестве своего друга и коллеги Бориса Гребенщикова, справедливо заметил: «Боря ведь не виноват в том, что многие из тех, кто не понимают его текстов, просто не читали тех книг, которые читал он!». На мой взгляд, вполне исчерпывающее замечание. Что касается меня лично, то я в полной мере начал понимать и сопереживать тому, о чем поет БГ уже после двадцати пяти лет, когда приобрел определенный житейский и культурологический опыт и прочитал солидное количество разнообразной литературы. Каждому овощу свое время!
     Чтобы у непосвященных не возникло превратного мнения о том, что БГ сочиняет песни только по мотивам прочитанных им книг, скажу, что это, конечно же, не совсем так. БГ пишет песни о жизни, о том, что происходит вокруг, о том, что его волнует. Просто зачастую, в его песнях встречается немало аллюзий на какие-то известные литературные памятники, фильмы и даже мультфильмы, которые могут быть непонятны тем, кто далек от предмета. Человек за свою жизнь написал 500 песен! Они у него все разные. Построены по разному принципу. И каждый найдет среди них свою песню. Ну, если, конечно же, захочет искать!

      Назад к свету!

      Позволю себе привести здесь мою рецензию на альбом группы АКВАРИУМ – «Архангельск», вышедший осенью 2011 года, которую я написал для одного Интернет-портала.

      Именно под таким девизом – «назад к свету!», воспринимаются песни нового альбома АКВАРИУМа. Именно к этому, так или иначе, призывает всех нас БГ. Да, мы живем в социуме и вынуждены, так или иначе, следовать его законам и правилам. Но как быть, если уже каждому разумному человеку понятно, что в мире творится явно что-то не то?! Что все мы катимся во тьму?! Что попраны все мыслимые законы этики и морали?! Что природа планомерно уничтожается в угоду добычи последних природных ресурсов и частной наживы?! Что вокруг бездушье и по...зм?!! Что же делать, а?!
      Ответ есть. Нужно начать с себя. Если каждый начнет думать не только о своих проблемах, и будет стараться изменить мир к лучшему, хотя бы вокруг себя, мир так или иначе начнет меняться к лучшему. Не может не начать! К тому же, «Тайный Узбек» уже здесь!
       Если говорить об этих песнях отвлеченно, как о художественных произведениях, то особых изменений в музыкальном плане, здесь не наблюдается. БГ и Ко продолжают развивать свои же традиции, заложенные двумя предыдущими номерными альбомами - "Бродягой" и "Лошадью".
        «Архангельск» - хороший альбом, который располагает к размышлениям о том, что происходит вокруг нас. "Как нам не стыдно так погрязнуть в рутине?!" - лучшая фраза альбома!

        4000 лет, как один миг.

        В ходе юбилейного концерта АКВАРИУМ исполнил все песни из нового альбома, кроме «Красной реки». Наибольшее воодушевление зала вызвали такие новые песни, как «Марш священных коров», на которую снят забавный анимационный клип, «Огонь Вавилона» и «Капитан Беллерофонт».
       На бис команда исполнила «Стаканы», «Растаманы из Глубинки», «Отец яблок», «На ход ноги» и «День радости».
       «Бооог есть свет! И в нем нет никакооой тьмы!» - допел зал вместе с БГ и на этой светлой ноте концерт был завершен. Это было весьма символично в связи с тем, что концерт состоялся накануне двух больших христианских праздников – Благовещение и Вербное Воскресенье.
        На протяжении всего концерта, БГ обращался к залу, не иначе, как «Любимые! Вы прекрасны сегодня как никогда!». До чего же приятно! Хочется адресовать эти же слова самому БГ и всем музыкантам, которые были вместе с ним в этот вечер на сцене Крокуса: «Любимые! Вы были сегодня прекрасны как никогда! Вы – лучшие! Спасибо вам за все! Мы желаем вам еще 4000 лет творчества на радость всем нам!».

       По вопросам возможной публикации статьи или ее отдельных частей в печатных изданиях и на интернет-порталах, обращайтесь к ее автору в личку!