Граждане и гражданки

Геннадий Гаврилов
По мнению В.Путина, именно эти слова предшествовали знаменитому сталинскому обращению к «братьям и сестрам»  в первые дни Отечественной войны.
Если быть точными, то обращение Сталина начиналось так: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!
К вам обращаюсь я, друзья мои!»
Случайно ли само воспоминание об этом обращении? Случайно ли то, что вспомнили это обращение на встрече с главами религиозных конфессий?
Не означает ли это, что ситуация в стране подобна той, в которой оказалась страна перед началом войны?
Если придавать некоторым самым недавним высказываниям  В. Путина и патриарха Кирилла   даже только их буквальный смысл, то надо признать, что страна практически не заметила признаков важнейших перемен в политическом климате.
А если учесть, что у людей такого масштаба слова редко обозначают только их буквальный смысл, то можно утверждать, что страна проигнорировала заявления своих лидеров о кардинальных переменах не только во взаимоотношениях церкви и государства, но и в принципах формирования нравственного климата.
Конечно, надо иметь в виду, что сказано это было в ответственный период предвыборной борьбы. Чего не скажешь ради победы… А В.Путин сказал:
«Нам нужно деятельное, прямое, эффективное, ежедневное участие религиозных организаций в жизни общества и государства. Я знаю, что церковные организации, религиозные организации к этому готовы и хотят такой работы с государством. И конечно, сегодня задача и обязанность государства не только в том, чтобы возвращать награбленное когда-то у церковных организаций государством, а и в создании условий для совместной эффективной работы по возрождению и укреплению нашей страны, прежде всего, конечно, в духовно-нравственной сфере, в деле воспитания молодых людей, в помощи тем людям, которые в этой поддержке нуждаются».
Патриарх Кирилл в своём выступлении заявил:
«Я хотел бы сказать, что то, через что страна прошла в 1990-е годы, сопоставимо с другими, самыми значительными катаклизмами в истории нашей страны: со смутой XVII века, с наполеоновским нашествием, с гитлеровской агрессией и с Гражданской войной, потому что всякий раз стоял вопрос: быть или не быть самой стране, быть или не быть народу. А если сравнивать разрушения и ущерб, который был причинён народу и экономике в течение этих 1990-х годов, то ясно, нужно подчеркнуть, что всё это сопоставимо с потерями в Великой Отечественной войне».

В той или иной форме многие из нас уже слышали подобные выводы. Слышали и более впечатляющие своей трагичностью слова о том, что принесла с собой перестройка и чего мы лишились с её приходом.
От церкви давно и безуспешно ждали не только подведения итогов столь мрачного периода нашей истории. Ждали объяснений, советов, призывов…
Хотя бы ответов на вопрос «Кто виноват?». Патриарх попытался дать такой ответ:
«Существуют разные точки зрения. Есть некая такая конспирологическая теория, что существует некий проект против России. Я не берусь оценивать эти конспирологические теории, насколько они соответствуют действительности, насколько нет, пускай специалисты в этом разбираются…»
Специалисты бывают разные, и по-разному относятся к этой проблеме. И кого же предпочёл патриарх?
Одной из упомянутых «конспирологических теорий» является мнение покойного митрополита С.Петербургского и Ладожского Иоанна (Сычёва).
 «Политика еврейской нации неоднократно носила черты заговоров, интриг, распространения ересей, направленных на разрушение Русского государства».
 «15-летнее наблюдение над разрушением нашей Родины воочию показало всему миру, как поработители русского народа верны программе масонских лож по борьбе с Богом, с Церковью, с христианской нравственностью, с семьей, с христианским государством, с христианской культурой и со всем тем, что создало и возвеличило нашу Родину».
Митрополит Иоанн писал и говорил эти слова, практически, комментируя деятельность своих современников, руководителей и прорабов перестройки, и, в частности, Б.Ельцина.
«Ныне народ русский находится на грани духовной гибели. Последними действиями президента (Б.Ельцина) поставлена на грань государственного распада и сама Россия. Тщеславные и властолюбивые амбиции одержали верх над понятиями чести и совести, да и просто велениями здравого смысла. Так более продолжаться не может»
Митрополит Иоанн высказал всё, что он думал о книге «Протоколов сионских мудрецов»:
"Подлинны "Протоколы" или нет, но восемьдесят лет, прошедших после их опубликования, дают обильный материал для размышления, ибо мировая история, словно повинуясь приказу невидимого диктатора, покорно прокладывала свое прихотливое русло в удивительном, детальном соответствии с планом, изложенным на их страницах. Не миновала на этот раз общей участи и Россия".
"Оглянемся вокруг: какие еще доказательства нужны нам, чтобы понять, что против России, против русского народа ведется подлая, грязная война, хорошо оплачиваемая, тщательно спланированная непрерывная и беспощадная. Борьба эта – не на жизнь, а на смерть, ибо по замыслу ее дьявольских вдохновителей уничтожению подлежит страна целиком, народ как таковой" (Битва за Россию, "Советская Россия", 20.02.1993 г. Сборник, стр. 73).
Реакция на подобные рассуждения не заставила себя долго ждать: митрополит был объектом травли и при жизни, и после скоропостижной смерти.  А.Собчак демонстративно не пришёл проводить архиерея в его последний путь, хотя был свидетелем самых последних минут его жизни.
Первый съезд Конгресса еврейских организаций и общин заявил, например, о своем намерении обратиться к Патриарху Алексию II с требованием «принять неотложные меры в связи с публикациями митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна».
Российский еврейский конгресс приветствует инициативу Общественной палаты, которая вновь требует запретить распространение в стране книги «Протоколы сионских мудрецов».
Русская Церковь за рубежом также  резко осудила масонские интриги. В специальном послании ко всем православным людям Собор архиереев Русской Православной Церкви за рубежом высказался очень определенно:
«Одним из самых вредных и поистине сатанинских лжеучений в истории человечества является масонство. О нем мы и намерены по архипастырскому долгу нашему поведать православному русскому миру. Масонство есть тайная интернациональная мировая революционная организация борьбы с Богом, с христианством, с Церковью, с национальной государственностью».
 «Собор Русской Православной Церкви Заграницей…с грустью устанавливает, что несмотря на такое явное осуждение высшей церковной властью противохристианской сущности франк-масонства, некоторое число русских людей, почитающих себя православными, продолжают состоять и вновь вступают в это тайное общество, а также, принимая во внимание, что связь мирового масонства с воинствующим безбожным движением, тождественным с III интернационалом, поработившим Россию, является бесспорной, определяет:
всех именующих себя православными русскими людьми, состоящими членами противохристианского и враждебного Святой Руси сообщества франкмасонов, буде они не принесут в своем заблуждении установленного раскаяния при таинстве исповеди, почитать извергнутыми из лона Святой Православной Церкви со всеми вытекающими из сего последствиями».
В книге О.А.Платонова «История русского народа в XX веке» говорится:
 «Крушение Российской державы в 1917 году было неожиданным и вызвало резкое разочарование. Даже некоторые добросовестные историки заговорили о внутренней слабости России, ставшей причиной ее гибели, имевшей якобы неизбежный характер. Заблуждение это бытует и до сих пор.
Однако непредвзятое изучение исторических источников, и прежде всего ранее недоступных архивов, в том числе масонских, позволяет полностью опровергнуть это заблуждение. Россия пала не потому, что была слаба и сильны были ее враги, а от удара в спину в результате заговора многочисленных антирусских сил как во вне, так и внутри страны. Заговор этот был инициирован западными странами, с глубоким беспокойством наблюдавшими за возвышением России, видевшими в ней угрозу своим национальным интересам и колониальной политике
…Космополитический режим Ельцина стал ширмой, прикрываясь которой мировая закулиса руками мафиозно-предпринимательских авторитетов, теневых дельцов и серых кардиналов (типа Бурбулиса, Чубайса, Гайдара и т.п.) пытается управлять Россией. Преступная конспирация этих сил принесла нашей стране огромный урон, однако не сумела достичь главного – полностью расчленить Россию и поработить Русский народ».

Это цитирование сделано с одной целью: выразить полное недоумение тем, что патриарх Русской православной церкви воздержался от комментариев о причинах того упадка, к которому пришла наша страна. Недоумение тем, что патриарх выразил сомнение в достоверности «теорий», объясняющих причины этого упадка, не упомянув ни одной причины, по его мнению, достоверной.
Патриарх Кирилл сказал, что « в 1990-е годы произошел трагический разрыв между образованием и воспитанием, между школой и воспитанием. Семьи оказались неспособными воспитывать детей в очень большом количестве случаев, потому что информационный поток разрушал все эти усилия семьи, иногда даже, кстати, не очень умелые. Ну, разный уровень родителей — и интеллектуальный, и нравственный, и духовный, и поэтому конкурировать было невозможно»
Ранее, в Рождественском  послании, Патриарх говорил:  «Сегодня человека пытаются убедить в том, что он и только он мерило истины, что у каждого своя правда и каждый сам определяет, что есть добро, а что — зло. Божественную истину, а значит, и основанное на этой Истине отличие добра от зла, пытаются заменить нравственным безразличием и вседозволенностью, которые разрушают души людей, лишают их жизни вечной.
Ничего у нас хорошего не будет, пока мы действительно не изменим свое умонастроение, пока у нас не будет другое сердце, пока мы не научимся уважать друг друга.
Эти слова Церкви повисают в воздухе — хотя мы стараемся говорить громко, но не все нас слышат…
Это вошло в плоть и кровь людей: люди в церковь приходят, как в магазин, — свечку купить, записочку написать, помолиться и уйти...
Сегодня употребляются огромные усилия, чтобы приход стал общиной, чтобы такие люди, вставшие на путь твердого противостояния злу, могли найти в приходе своих единомышленников, чтобы они могли вовлекать в это Церковь, задача которой заключается в том, чтобы печаловать, то есть бороться за права обижаемых людей. Приход может и должен стать этим очагом, опорной точкой нравственного преображения общества.
. Мы должны иметь действительно систему социальной солидарности. И когда все это связано с духовной жизнью, с высокими нравственными и жизненными принципами, когда все это оплодотворяется молитвой, тогда у человека появляется реальная способность и возможность сопротивляться злу и в личной, и в общественной жизни.
Лозунг такой: архиерей и священник должны быть ближе к народу. А как это сделать, если один храм — на 10 тысяч? Не будет же архиерей по улице ходить вместе с батюшками и, подобно некоторым заезжим сектантам, предлагать свои религиозные услуги! В первую очередь нужно увеличить количество приходов и количество священников".
 
Патриарх предложил не ограничиваться литургическим служением, а после службы, за чашкой чаю, обсуждать с «батюшкой» насущные вопросы общественной жизни.
Напрашиваются, как минимум, два вопроса к предстоятелю церкви:
может ли община быть «опорной точкой нравственного преображения общества», если её руководство  не знает ответа на вопрос о причинах бед, постигших страну в последние десятилетия? Если церковь видит причины этих бед  лишь  в «трагическом разрыве между воспитанием и образованием», лишь в подмене Божественной истины вседозволенностью, не желая замечать организованной и вооружённой силы, насаждающей этот разрыв и эту подмену? Может ли она возглавить нравственное преображение?
Да и речь то уже должна идти не о преображении, а о защите от беспрецедентного насилия! Признавать ущерб от перестройки равным послевоенному и не назвать его виновников  означает, как минимум, неадекватность или какую-то лукавую дипломатию.   
Второй вопрос ещё проще: почему Христос мог проповедовать в любом доме, на любой местности, а «батюшки» с архиереями не будут ходить по улицам, чтобы не уподобиться сектантам? – Организация богослужений по всем правилам требует в первую очередь немалых финансовых затрат. Понятно, что аскетизм не должен стать правилом. Но правильно ли проповедь начинать со строительства храмов?
Тем более, ещё неизвестно, а будет ли проповедь?
В самые тяжёлые до сего дня годы страна не услышала от церковных предстоятелей ничего, что могло бы помешать свершиться тому, что свершилось, или, хотя бы, помочь пережить это с меньшей болью и потерями. Сегодня уже не кажется случайным, что в дни расстрела здания Верховного Совета патриарх оказался далеко за пределами страны, а приехав, ничем не мог помешать кровопролитиям.
Во все великие праздники церковь слушала отвлечённые нравоучения тысячелетней давности, принимала первых лиц страны в свои объятия, как бы утверждая, что всё происходящее одобряется ею.
Под впечатлением от некоторых высказываний иерархов, перестройка может показаться восстановлением справедливости после безбожной революции 17 года.
Церковь фактически приняла участие в фальсификации истории, обвинив в разрушении России партию большевиков и не желая признавать бесспорных доказательств участия в нём той самой тайной силы, которая привела современную Россию к перестроечным бедствиям.
Ко всем тяготам лишь добавились обвинения народа в том, что он попустил свершиться революции 17 года, отрекшись от царя и «боготворил» своего вождя, И.Сталина.
Разумеется, главный вывод из подобных недоумений таков: само по себе внешнее возрождение церкви может означать компромиссное соглашение с властью: в обмен на молчаливое согласие со всеми реформами, которые привели страну на край гибели, церковь получает режим благоприятствования и позволение на безвредную для этих реформ проповедь.
Мнение о том, что церковь кормится за счёт жажды истины прихожан, становится распространённым. И это ещё бы ничего, что только кормится – «трудящийся достоин пропитания» - она, иногда, жирует.
По большому счёту, церковь ничего не сказала такого, чего бы не говорили лидеры КПРФ в своих обличениях нашей действительности. Но вокруг церкви есть ореол мученичества, а над КПРФ висит обвинение в непосредственном соучастии в разрушении России.  Причём, силами современной пропаганды не делается различий между властью, которая организовала революционный террор и повергла страну в гражданскую войну, и властью, которая  организовала Победу над немецким фашизмом и вывела страну в короткий срок из послевоенной разрухи.

Патриарх призвал прихожан не ограничиваться формальными проявлениями участия в церковной жизни. Надо полагать, что и проповедь в храмах теперь будет более приближенной к нашим земным реалиям и более нацеленной на активное противостояние христиан всему, что не согласно с проповедью самого Христа.
Стандартные толкования священного Писания, конечно, для   многих могут быть полезными.  Но для «реальной способности и возможности сопротивляться злу и в личной, и в общественной жизни», как то предлагает патриарх, необходимо ещё живое соучастие и понимание всего происходящего в этой жизни.
Зависит ли это понимание от количества колоколов, крестов и священников? Станет ли наша страна более нравственной и справедливей, если на обслуживание внешнего устройства церквей начнут работать ещё парочка фабрик, подобных Софрино?
Как бы то ни было, призыв сделать церковный приход «опорной точкой нравственного преображения общества»,  невозможно недооценить.
Потому что, если за ним ничего не кроется, кроме намерения изобразить благонамеренность и озабоченность проблемами страны, то это означает верх лицемерия. Если же разъяснения и достойные истинной веры дела последуют в ближайшее время, то мы станем свидетелями событий такого драматизма и такой значимости, как последняя война и победа в ней. – Это следует из сравнения патриарха последствий перестройки с последствиями войны.
Только не ясно, что будет с теми «опорными точками» безнравственного воспитания, которые повсеместно расплодились по стране?
Не ясно, что будет с принципами толерантности и «свободы совести», от которых вдруг понадобилось спасаться с помощью традиционных религий?
Что будет с теми, кто непосредственно виновен в организации развала страны, но продолжает без страха и упрёка пользоваться своими дивидендами от этого?
Захотят ли попить чайку вместе с «батюшкой» после богослужения все те, кто голосовал за коммунистов?
Но сказано то, что сказано: «Нам нужно деятельное, прямое, эффективное, ежедневное участие религиозных организаций в жизни общества и государства» - со стороны президента.
«Приход может и должен стать этим очагом, опорной точкой нравственного преображения общества». – со стороны патриарха.
Если ни президент, ни патриарх ни одним словом не обмолвились о том, по чьей вине общество оказалось лишённым участия религиозных организаций, а приходы не могли быть опорными точками нравственного воспитания, то невозможно себе и представить, что ждёт нас в ближайшее время на этом поприще.
Фронт нравственных преображений на столько широк, что без определения приоритетов мы ещё сто лет будем барахтаться в пышной фразеологии без заметного влияния на реальности.
Разногласий   в понимании нравственных категорий даже среди тех, кто себя считает верующим, так много, что чаепитиям с «батюшками» не будет конца до скончания века…
Между тем, злободневным названо служение церкви в медучреждениях по уходу за инвалидами, в психбольницах, в домах престарелых… Школа, детсад, тюрьма  и армия тоже названы среди направлений главных атак православия, но там и не предвидится конфронтаций с теми, кто виновен в сегодняшних общественных бедах. Там многие годы без проблем и с аншлагом можно читать детскую библию и толкования дьякона А.Кураева, который считает признаком истинности учения внешнюю привлекательность одежд  священника и всех атрибутов богослужения от свечек до колоколов… 
Всё это несколько напоминает реформы Петра, обязавшего монастыри приносить общественную пользу. Для более полного сходства  не хватает  разоблачения мироточивых икон.  Что-то подобное «потешным играм» с переодеванием в священнические одежды и с пьяными забавами мы уже наблюдаем в храме Христа Спасителя в Москве. В храме, который  патриарх назвал символом возрождения веры, «увы, иногда проводят мероприятия, которые не могли бы здесь проходить, если бы храм принадлежал Церкви». Там  открыт ресторан, платная парковка. Зал Церковных соборов сдаётся в аренду для увеселительных мероприятий частных фирм». 
В последнее время народный протест против правящий партии и её методов руководства заявил о себе так, что его уже невозможно недооценивать. С целью оседлать протестное движение,  как хищники на наживу, к этому протесту потянулись те самые люди, которые недавно руководили развалом страны.
Не хочет ли и церковь увести свою паству от реального протеста  в кропотливое изучение догматического богословия, которое и будет считаться началом нравственного преображения?
Восстал народ против торговцев наркотиками, восстал против беспринципной и продажной милиции, а ему за чаепитием расскажут, как надо подставлять правую щёку, если ударят по левой…
Поймали какого-нибудь столичного или провинциального чиновника на казнокрадстве или взяточничестве, дали ему спокойно уехать за границу с награбленным, а жаждущий справедливости народ пусть читает Псалтирь и «Жития святых»…
Среди главных направлений ожидаемых перемен в отношении власти к нравственному климату страны названо создание общественного телевидения.
Создаётся впечатление, что власть позволяет существовать некоторому количеству мерзостей, чтобы в нужный политический момент, как балласт с воздушного шара, сбросить часть их к всеобщей радости народа…
 При этом всё то, что с нравственной точки зрения считается беззаконием, в большинстве случаев может быть законным с юридической точки зрения. Как, например, та самая приватизация, которая положила начало всем бедствиям страны, и отменять итоги которой В.Путин принципиально не собирается, а всех «передовиков и ударников» грабительской приватизации для подстраховки взял под защиту закона о давности преступлений… Не теряя дружеского расположения предстоятелей церкви.