Дни революции

Борис Резун
Они тоже мечтали о демократии

  1876 год. Страна захлёбывается от насилия и беспорядков. Мексика особо не славилась кротким нравом, восстания были и были не раз. Волна преступности захлёстывала эти края, да так, что порой в крови утопали не только корабли, но и само море.

  Порфирио Диас. Человек пусть и не самых честных правил, но хотя бы вовремя осознавший, что если ситуацию не взять под жёсткий контроль, можно потерять весь флот, навсегда. Именно тогда этот человек, не долго думая, пришёл к власти. Он был капитаном 34 года, он вырулил свой корабль в тихую гавань. Он вернул народу нормальную жизнь. Мексиканцы, собственно как всегда, после продолжительного криминального гнёта, в очередной раз вздохнули полной грудью, и опять ненадолго.

  Проносятся воспоминания перед моим взором, когда вокруг я вижу тех крестьян и солдат, которые по большей части не понимали, за что боролись. Выставка в НГУ, организованная при помощи Мексиканского посольства в России даёт возможность совсем чуть-чуть узнать историю той страны, единственного в мире государства, где до сих пор отмечают праздник Смерти. Но дело не в празднике, и даже не в чуть-чуть. Дело в характере мероприятия. На нём нет живописных рисунков, есть только фотографии. Их немного и они конечно же, чёрно-белые, но им удалось сохранить дух того времени, беспокойного, бурного, и столько же непонятного. Сапатисты, федеральные войска, горожане; все слились в одну кучу, объединённые общей бедой. Они замерли, на время, достаточно малейшей доли внимания и фантазии, и снова поедут автомобили, закричит толпа, кто-то даст залп из винтовки, надеюсь в воздух.

  Дамиро, он же «просветитель», он же демократ, он же свергнул правительство, действовавшее до него, он же был расстрелян, уже после своего свержения. Мы видим его в толпе студентов, с личным секретарём, с министрами. Мы видим противников Дамиро, и его сторонников. Может показаться, что перед тобой развернулся целый политический театр Мексики, образца первых шагов 20-го века. Правда, подобное ощущение теряется. Теряется из-за старика, смотрящего вдаль, сквозь маленькое окошко захламлённого вагона. Падре сидит с ружьём, высунутым в это самое окошко, обвешанный патронами, и ждёт. Странно, о войне никто не объявлял, но она уже идёт. Уже составами отправляют на поле брани женщин, да, даже женщин. С первого взгляда, кажется что в товарном вагоне находится толпа цыганок, уставших, сонных, нет это не цыганки, мексиканки. Обнимая свинцовые ленты, они тоже ждут своего часа. Странно, женщина должна дарить жизнь, эти женщины вынуждены её отнимать.

  Со свистом проносится табун лошадей, возле, шумят земледельцы. С десяток широкополых шляп ликует, во имя революции. В ответ, по центральной улице марширует группа горожан, но уже против революции.  Зачем им революция? Революция уже была, в 1876-ом году. Государство совершило прыжок на новую высоту. И теперь, по воле американских банкиров должно снова ввергнуться в пучину анархии? Или революция это игра? Повод нарядить ребёнка в солдатскую униформу, а потом сфотографировать, на память.

  Уэрта не смог восстановить порядок должным образом, его быстро убили. Но по его лицу мы видим внутреннюю озабоченность, на нас смотрит достойный человек, человек, который сохранил разум, несмотря на творящийся в Мексике беспредел. Таких лиц много, его сподвижники осознают всю серьёзность проблемы. Они понимают своего руководителя и в курсе того, что значит для мексиканского народа слово свобода, и слово демократия. В противоположность им, мы усматриваем одиозные взгляды слабых, но «продвинутых» людей. Взгляды тех, чьи глаза наполнены тоской или безумием. Взгляды тех, кто оказался между двух огней, и пытается выжить, всеми силами, на столь враждебной Родине. Мы рассматриваем представителей одной нации, оказавшихся, по разные стороны баррикад. Их поступки оценит история, нам же, просто решили продемонстрировать крупицы того, что творилось в далёкой Мексике, в начале самого бешеного для человечества века.