145. ВИ. Агошков. Становой Колодезь. АС. Пушкин1

Василий Иванович Агошков
145. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
 
 
Наш великий поэт, издатель А.С. Пушкин тоже мог побы-вать в Становом Колодезе в 1829 или 1830 годах. О своей по-ездке на юг Александр Сергеевич пишет в очерке «Путешествие в Арзрум» (1835г). О причинах поездки существуют разные версии: большевики, видевшие во всём классовую неприязнь, считали, что Пушкин отправился на юг, чтобы встретиться с опальными декабристами.
 
К.Б. Бедлинский, автор книги «Страницы дней перебирая. Пушкин и Калужский край» (Тула, 1992г) утверждал вслед за ка-лужским краеведом В.С. Зеленовым, что целью поездки Пуш-кина «на Калугу» была встреча с А.Н. Гончаровым, дедом Ната-ли, «чтобы заручиться на брак с его внучкой».
Преподаватель В.Чириков из Воронежа не поддержал версию, отметив, что это не согласуется с всегдашним рыцар-ским поведением Пушкина. И всё же. Пушкин, получив согла-сие на брак, пишет в Полотняный Завод деду невесты письмо:

«Милостивый государь, Афанасий Николаевич! С чувством сердечного благоговения обращаюсь к Вам, как главе семейст-ва //выделено нами. –В.А//, которому отныне принадлежу. Благо-словив Наталию Николаевну, благословили Вы и меня. Вам обя-зан я больше, нежели жизнию. Счастие Вашей внучки будет священная, единственная моя цель и всё, чем могу воздать Вам за Ваше благодеяние».

Использовали деда и для наветов на Пушкина, поэтому тот не сразу согласился на помолвку поэта со своей внучкой».

Сам А.С.Пушкин о своём решении – выехать 1 мая 1829г на Кавказ – через год, 5 апреля 1830г, сообщал в письме тёще:

«В ту же ночь я уехал в армию: вы спросите меня зачем?
Клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы; я не мог там вынести ни вашего, ни её присутствия…».
 
Как видим, поэт не сразу всё же добился руки и сердца своей избранницы Наталии Гончаровой, жившей под Калугой.

Один пенсионер-кромчанин рассказывал мне, что он как-то после крупной размолвки с женою, вышел поздним вечером из дома и пошёл прямой дорогой по снежному полю, куда глаза глядят. Так что можно понять и Пушкина, отправившегося в сердцах на юг, чтобы хоть как-то успокоиться…
 

А. С. ПУШКИН.
ПУТЕШЕСТВИЕ В АРЗРУМ
ВО ВРЕМЯ ПОХОДА 1829 ГОДА
 
 
«Из Москвы поехал я на Калугу, Белёв и Орёл и сделал та-ким образом 200 вёрст лишних; зато увидел Ермолова. Он живёт в Орле, близ коего находится его деревня. Я приехал к нему в восемь часов утра и не застал его дома... Через час я снова к нему приехал. Ермолов принял меня с обыкновенной своей лю-безностию.

 ...Мне предстоял путь через Курск и Харьков; но я своротил на прямую Тифлисскую дорогу, жертвуя хорошим обедом в Курском трактире (что не безделица в наших путешестви-ях) и не любопытствуя посетить Харьковский университет, кото-рый не стоит Курской ресторации. До Ельца дороги ужасны.

Несколько раз коляска моя вязла в грязи, достойной грязи одесской. Мне случалось в сутки проехать не более пятидесяти вёрст. Наконец увидел я Воронежские степи и свободно пока-тился по зелёной равнине... Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показыва-ются птицы, неведомые в наших лесах; орлы сидят на кочках, означающих большую дорогу, как будто на страже, и гордо смотрят на путешественников»... (отрывок).

Напомним, что А.С. Пушкин выехал на юг 1 мая 1829г (или 13 мая по новому стилю), во время весенней распутицы. Ясно, что чем южнее, тем теплее и суше, поэтому до Ельца доро-ги ужасны, а далее – лучше. Можно вспомнить и Т.Г. Шевченко, который добирался из Москвы в Киев по весенней распутице.