138. ВИ. Агошков. Стан. Колодезь. Путь Екатерины2

Василий Иванович Агошков
138. ВИ.Агошков. Стан.Колодезь.

ПО КАКОЙ БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ
ЦАРИЦА ЕКАТЕРИНА II ДОБИРАЛАСЬ В КРЫМ
 

 
Современное поколение орловцев твёрдо усвоило мысль о том, что шоссе Москва-Крым в пределах нашей области про-ходит от Мценска на Орёл и Кромы. Не доезжая до села Тросны – районного центра одноимённого района – 4 км, можно уви-деть ответвление трассы и на Киев – столицу Украины.

Но до середины XIXв Боль-шая Курская дорога в пределах Орлов-ской губернии от города Орла шла не на Кромы, а на Ста-новой Ко-лодезь,  Змиёвку, исток Оки и далее на село Оль-ховатку уже Курской губернии. На город Кромы тракт тоже устремлялся, од-нако на с.Тросну он уже не шёл, а уходил в сторону г.Дмитровска - Орловского и далее на г.Севск, ныне Брянской области. Эта трасса связыва-ла Москву с Киевом. Почему же теперь Большая Курская дорога не проходит через Становой Колодезь? Мало того, исток Оки и с.Ольховатка не связаны до сих пор трассой с асфальтовым покрытием, нет его и между г.Малоархангельском и пгт. Поныри Курской обл..
 
Ответ, видимо, в том, что чиновники Петербурга времён царя Николая I думали не об орловцах и курянах, а в первую очередь о себе и об экономии средств. А посему проложили объединённую трассу и в Крым, и в Киев – через Кромы.
Потом, когда прокладывали железную дорогу из Москвы в тот же Крым, вспомнили и Становой Колодезь, хотя южнее его нужно было делать очень большую насыпь для выпрямления пути. Прошла через с.Становой Колодезь и трасса, но не в Курск, а в Ливны-Елец-Тамбов.

Кстати, ранее тракт в Ливны из Орла пересекал хутор … Ильинский, т.е. шёл в 5 км восточнее от Станового Колодезя. Так что не будем обижаться на царских чиновников, ибо они не забыли всё-таки и Становой Колодезь и перенесли сюда дорогу на Ливны-Тамбов. В последующем трасса на Ливны стала от-ветвляться от дороги Орёл-Курск чуть южнее с.Хотетово. Сейчас дорога на Малоархангельск и на Ливны из г.Орла раздваивает-ся чуть южнее пгт. Змиёвка. В общем, что ни царь, то новая до-рога – без учёта интересов местного населения.

А ведь каждый тракт – это деревни и сёла…
Так что мы, становоколодезьцы, должны знать о том, что в царское время, но только до середины XIXв, в России сущест-вовала Большая Курская дорога, которая из Орла следовала на с. Становой Колодезь! Поэтому все, кому нужно было добирать-ся до Курска и далее, непременно следовали через наши зем-ли, любовались их красотами, ночевали в постоялых дворах, в том числе и Редькинском, обедали, интересовались последними новостями. Постоялый двор был и гостиницей, и кафе-столовой, и клубом, и местом встреч, и почтой, т.е. центром округи. По-этому хозяин постоялого двора был известен многим людям, был в курсе всех событий и новостей.

Царица Екатерина II ехала по Большой Курской дороге, и путь её был через Становой Колодезь=Бутырки тожь. Такого большого села, как сейчас, здесь, конечно, не было, но постоя-лый двор, несомненно, имелся, как и какие-то строения вокруг него. Можно предположить, что окрестное население собралось на Большаке и с большой опаской, и с превеликим любопытст-вом озирало великолепно одетую царицу, её колесницу, свиту, лошадей.

Нам не известно, останавливалась ли Особа у Стано-вого Колодезя, разговаривала ли с населением. Но не ошибём-ся, если скажем, что тракт был подготовлен местным населени-ем идеально, и другой транспорт на нём не появлялся, пока ца-рица не проедет.

Создавались ли Потёмкинские деревни, т.е. красиво отделанные всякой мишурой, вряд ли. В книге «Тросна» (1994г) я уже писал о том, что выражение «Потёмкинские де-ревни» было сочинено врагами России и Потёмкина. Можно, конечно, на скорую руку «разукрасить» 3-4 дома, но где взять столько средств даже Потёмкину, чтобы создать «лжедеревни» на всём пути следования царицы из столицы в Крым?!