Музыка чужой жизни Глава 3

Оксана Швецова
«Губки бантиком, бровки домиком...»

Песни которые слагают люди отражают действительность, сохраняют историю традиций, складываются в эпосы. И конечно, сопровождают нас всюду, даже если мы не хотим.

Удивительная была поездка, неожиданная во всем.

Екатеринбург, ласково Катенька – сильный и красивый город. Город «каменщиков», мастеров художественной ковки, широких проспектов и стандартного метро.

Поездка в поезде поздней осенью, напоминает путешествие внутри кинематографической пленки. Окна вагонов как кадры, только не ты просматриваешь их «на свет», а как будто сам запечатлен на одном из них и «свет» смотрит на тебя. Скользишь, постукивая колесами из пункта К в пункт Е.

Долгая жизнь у негативов при должном хранении. Маленький кусочек застывшего времени и пространства, способный воспроизводить событие практически бесконечное количество раз. Старая технология проявления фотографии – процесс полный таинства и колдовства. Помните? «В темной, темной комнате...».

 Мы воспроизводим прошлое, впитывая сетчаткой глаза образы, воссоздавая ситуации, восстанавливая события. Сердце бьется чаще, улыбка блуждает по лицу...иногда накатывают слезы. Прошлое становится объемным, цветным, настоящим. И мы возвращаемся на время, или возвращаем время?

Именно на пути в Екатеринбург, я впервые   столкнулась, с явлением смены часовых поясов в "живую", некоторым периодом «когда время неизменно». Ты смотришь на часы: 13.00, через час, ты понимаешь, сейчас все еще  13.00, через два -  ощущение «дежавю». Дорога дарит тебе два часа «безвременья».

Машинист был «меломаном», судя по всему. Вагон старого образца, рычажок отключения звука «вещательной» системы поезда – заклинило. Практически 24 часа из 36 в пути с завидной настойчивостью:

«Губки бантиком, бровки домиком...» и еще 11 песен, но донимала больше всего эта.

Судьба опять свела нас вместе,  «раскидав» перед этим, по разным участкам работы, в одном учреждении. Дала нам попутчика, еще более удивительного чем сама поездка. Творческая командировка от музея, в составе трех человек, год 2003.

Первый раз работали командой, за сутки в поезде, у нее была сложная задача, погрузить меня в содержание. Нам  необходимо было «спеться» в  прямом смысле,  и отработать диалоги.  Все сделали четко и слаженно, « как часы» и остались собой довольны, вплоть до момента воплощения.

Огромный вокзал чужого города, мы, не попадали в такт и ритм его жизни, расстроенной клавишей «брюзжа», в гармоничном и слаженном звучании.

Собственно  и город , сам увидели мельком, стараясь, как  с умели вместить в один день, все планы расписанные на полных четыре. Вместо ожидаемого пребывания в центре, оказались за его пределами на трое суток. Принимали участие в фестивале «шоуменов». По профессиональным качествам наше участие можно оценить «не множко мимо».

«Винцом, пивцом, сладкой вочкой...»

Пел наш попутчик, в общем то, «тертый жизнью калач», за пять минут до выхода на сцену, потерявший костюм, за 30 секунд до выхода, натянувший на себя вышитую косоворотку, чудом обнаруженную в последний момент.

Козалось бы «бес пройгрышный»  вариант: детская образовательная программа по фольклору «Горенка». Одно из интересных занятий «Святочные гадания» - не выстрелила,абсолютно! То ли «порох отсырел», то ли фитиль «перетерся».

Не смотря, на не веселые события, пишу и улыбаюсь. Тогда было не смешно – переживали страшно! Таких абоюдно-одинаковых  эмоций: разочарования, недоумения и стыда,  мы не испытывали больше никогда. Все, что мы делали с ней совместно, в музейной деятельности, до этого и после , сколько «запускали» мероприятий, проводили и продвигали все получалось и получается, до сих пор, но тогда...

Наш коллега был деловит и напорист. Видел он в жизни много. От его рассказов, временами становилось жутко, а временами возникали колики от смеха. Рассказчик идеальный – сто процентов удержания  внимания аудитории.

Он был до невозможности навязчив, намеков не понимал, прямых предложений провести свободное, от деловой командировки время, на свое усмотрение не слушал. К окончанию, последнего четвертого дня, посвященного осмотру местных достопримечательностей, вводил меня в состояние бешенства, одним только  своим видом. Совершено, не понятно зачем, ходил вместе с нами, постоянно «канюча»: «может в кинотеатре отсидимся?»

Ничего, не бывает просто так. Два часа до поезда на Красноярск, часть пути до вокзала, решили проехать на метро, взглянув, на него, хотя бы «одним глазком».

Метро глубокое, как в Санкт – Петербурге. Вертели головами, внимание от усталости было ослабленным. Эксколатор вверх – на выход. На три «ползущих» ступеньки раньше на него встал человек, социального статуса «без определенного места жительства». Сосредоточились на прорезиненных с железными острыми зубьями пластинах, чтобы встать ровно, с сумками. Практически делаем шаг в унисон и...кто то хватает за руку, силой выдергивая обратно!

«!!?», -эмоции -  ярость! Поворачиваюсь лицом к «непутевому»  коллеге.  За спиной глухой стук, остановка бегущей вверх лестницы,кровь, милиция.  Если бы не он, попутчик наш, «привалило бы» обеих, этим «местным жителем», не известно, с какими последствиями.

В памяти всплывают некоторые детали без которых повествование будет не полным. Моей напарнице «тотально» не везло. На ней, все заканчивалось, хлеб в столовой, раздаточный материал на фестивале, наборы подарочных открыток в магазинах и даже свободные места в вагоне, что практически вынуждало отправлять, третьего собрата «по нелепостям» этого выезда, на дальнее место в соседнем вагоне, настойчиво напоминая ему о том, что он мужчина.

Я отправлялась в Екатеринбург со смешанным чувством. Дело в том, что где то в этом городе живут и работают, мои кровные братья и сестра «по отцу», как принято говорить. Самого папашу я не помню, стандартный трагифарс: мама выгнала его, когда мне было два месяца. Описывать все «уникальности» своей судьбы не буду. Скажу, что кроме всего прочего, на эту поездку у меня были свои виды, которым как и многому не суждено было сбыться.

Возвращались ошарашенные, я к дочери и мужу, она к сыну. Ощущение было: нас «не приняли», даже двери не открыли, а в конце еще и напугали, шепнув, неожиданно резко,  на ухо: «Бу!!!»

Поездка была по делу, но все таки уводила в сторону от прямого музейного направления, кто-то стоял на страже, у выхода из храма муз, египетского храма, на берегах Енисея. Может не «не приняли», а  «не отпустили»?