Неуверенное, агрессивное и ассертивное поведение

Гадаев Алексей Вениаминович
    Каждый человек является тем, кем он себя мысленно представляет. Неуверенному в себе человеку сложно принять ту трудную жизненную ситуацию, в которой он оказался, или поведение людей, с которыми у него сложились напряженные отношения. Ему не понятны собственные чувства  и цели, порой он не умеет любить ни себя , ни другого человека.
И наоборот, если Вы оцениваете себя положительно, то и будете чувствовать себя хорошо.
Более того, если Вы думаете, что обладаете определенными качествами и талантами, то Вы будете их развивать.
Научиться распознавать свои чувства, исследовать и проработать собственные страхи и сопротивления, которые тормозят личностное развитие и мешают достичь желаемых целей.
Уверенность в себе означает веру в то, что твоих сил и способностей достаточно для того, чтобы справиться с любой задачей и любыми проблемами, которые перед Вами возникают. Это понимание того, что Вы достойно выглядите в глазах окружающих тебя людей.
Уверенный в себе человек знает, что его желания стоят того, чтобы их реализовывать, знает, что его способностей и энергии достаточно, чтобы добиться того, чего он хочет.
Без уверенности в себе трудно достичь желаемых целей. Трудно решиться на поступок, если в голове возникают мысли: «А смогу ли я сделать это? Достоин ли я этого? Не является ли поставленная задача больше, чем я сам?»
Как показывает практика то, чего человек добивается, чаще зависит не от его способностей и таланта, но от силы его уверенности в себе.
Поэтому стоит потратить время на то, чтобы обрести уверенность в себе или усилить это качество.
7 советов как обрести уверенность в себе
1. Компетентность. Старайтесь хорошо разбираться в вопросах, которыми занимаетесь. Чем глубже вы знаете предмет, тем большую уверенность в себе вы будете чувствовать. По крайней мере, это будет уверенность в отдельно взятых вопросах.
2. Манера держаться. При контактах с людьми вы, скорее всего, легко можете определить, уверенно держит себя тот или иной человек или он не уверен в себе. Основными сигналами для вас будут его жесты, взгляды, осанка, речь. Как верно то, что внутренняя уверенность человека отражается на его поведении, так же верно и обратное: определенное поведение формирует внутренние ощущения, соответствующие этому поведению.
Определите, какое поведение для вас является отражением уверенности человека. Вы можете развить уверенность в себе, придерживаясь этих качеств в своем поведении.
Можно обозначить несколько универсальных свойств уверенного поведения. Жесты: положение тела открытое, жесты соответствуют речи по темпу и характеру. Речь: ровная, без спешки, без заминок, обращенная к собеседнику, достаточной громкости. Взгляд: открытый, направленный к собеседнику. Кроме того важны прямая осанка и твердая походка.
3. Внешний вид. Ваш внешний вид не должен вызывать у вас мыслей о том, что в вас что-то не так. Ваши мысли отражаются на вашем поведении и ваша неуверенность в своем внешнем виде наверняка скажется на вашем общем уровне уверенности в себе. Это совершенно субъективный вопрос. Если вас не устраивает ваша физическая форма, занимайтесь тем, чтобы привести ее в порядок. Если вы считаете, что ваша одежда не подходит вам, займитесь своим гардеробом с тем, чтобы взгляд в зеркало на свое отражение мог положительно отразиться на вашей уверенности в себе.
4. Образец для подражания. Лучше всего человек учится на живых примерах. Найдите себе образец для подражания – человека, который, по вашему мнению, безусловно обладает высоким уровнем уверенности в себе. Это может быть человек из вашего окружения или человек, не знакомый с вами лично, но так, чтобы у вас было достаточно материала для изучения, в том числе видеоматериала.
Посмотрите, что вы можете перенять для себя. Особенности речи, жестов, взглядов, подходов к одежде.
5. Активность. Мало что сравниться в подкреплении уверенности в себе с положительным результатом своих поступков. Когда вы захотели чего-то, проявили активность в этом направлении и добились результата, который вас устраивает.
Это большая тема и я не буду здесь ее развивать. Скажу только что важно понимать свои желания и предпринимать действия для их достижения. Важно правильно оценивать риски и свои возможности. Отрицательных результатов всегда будет больше, чем положительных, но это не должно останавливать. Отрицательный результат должен быть уроком. Важно анализировать свои неудачи, делать выводы, меняться самому и предпринимать новые попытки.
6. Найдите причину. Определите причины, по которым вам необходима уверенность в себе. Что изменится, если ваша уверенность возрастет. Изменится ваше положение на работе или ваши взаимоотношения с окружающими? Причины должны являться достаточными стимулами для того, чтобы поддерживать в вас желание к изменениям.
7. Отношение к другим. Будьте внимательны к другим. Если вы видите, что ваш собеседник держится неуверенно, постарайтесь его подбодрить. Такое отношение позволит и вам, в свою очередь, выработать больше уверенности в себе [ Андрей Ложников
Уверенность в себе путают с самоуважением. Уверенность в себе относится к определенной ситуации или сфере деятельности. Самоуважение — это способность человека нравиться самому себе и чувствовать себя достойным получать от жизни хорошее. Вполне может быть так, что человек себя уважает и хорошо к себе относится, но неуверенно себя чувствует в конкретной ситуации или при определенных обстоятельствах. Может быть и наоборот [D.J.Liberman].

Каждый человек имеет право на уверенность в себе.

Права на уверенность в себе по Manuel J. Smith
• Право на уверенность в себе № 1: Каждый человек имеет право быть собственным высшим судьей. Каждый имеет право быть оценивать собственное поведение, мысли, чувства  и отвечать за их возникновение и следствия.
• Право на уверенность в себе № 2: Каждый человек имеет право не оправдываться или извиняться за свое поведение.
• Право на уверенность в себе № 3: Каждый человек имеет право самому решать, хочет ли он брать на себя ответственность за решение проблем других людей.
• Право на уверенность в себе № 4: Каждый человек имеет право, менять своё мнение.
• Право на уверенность в себе № 5: Каждый человек имеет право, делать ошибки и отвечать за них.
• Право на уверенность в себе № 6: Каждый человек имеет право сказать «Я этого не знаю»
• Право на уверенность в себе № 7: Каждый человек имеет право, быть независимым от снисхождения  других, даже тех, от  которых он что-нибудь хочет.
• Право на уверенность в себе № 8: Каждый человек имеет право принимать нелогичные решения.
• Право на уверенность в себе № 9: Каждый человек имеет право сказать «Я этого не понимаю, я не умею читать мысли».
• Право на уверенность в себе № 10: Каждый человек имеет право сказать «Это для меня роли не играет».
В наследство от предков мы получили способность приспосабливаться к окружающей среде.  Современные цивилизованные  люди время от времени пытаются разрешить конфликты с помощью отстаивающих свои права методов (ассертивное поведение).
 Ассертивность (от анг. assert) - отстаивать свои права) - это самоутверждение и высокая готовность к решению жизненных проблем в контексте межличностных взаимоотношений.
Гулина М.А. в книге «Словарь справочник по социальной работе» пишет:

«Ассертивность, или настойчивое поведение, – поведение и представления, имеющие в своей основе стремление отстоять собственные интересы или интересы других людей.
Многим людям знакомы социальные ситуации, причиной которых служит недостаток ассертивности. Ситуации, когда человека перегружают работой или, наоборот, почти не дают заданий или поручают незнакомое дело, вредят как самому работнику, так и организации в целом. Ассертивность предполагает отстаивание своих прав и включает ряд стратегий, вербальных и невербальных. К основным правам относятся констатация своих потребностей и установление приоритетов, причем эти потребности и приоритеты должны быть не менее важными, чем у других людей:
• право на уважительное отношение к себе как личности;
• право выражать свои чувства и мнение; право на ошибки и возможность изменить мнение;
• право на ограниченность своих знаний и поиск необходимой информации;
• право обращаться с просьбами;
• право не нести ответственности за других людей.
Необходимо отличать ассертивность от агрессии. Первую очередь нужно освоить то, что агрессия предполагает пренебрежение правами других людей и при ассертивности следует отказаться от этого. Разработано множество упражнений для развития ассертивности, например умение говорить «нет», ролевое проигрывание тревожных ситуаций или поиск новых подходов к прошлым ситуациям. Цель подобных упражнений – уверенное поведение и доброжелательное отношение к себе и окружающим. Ассертивный человек поддерживает с собеседником устойчивый зрительный контакт, удобно располагается, говорит ясно и уверенно, живо реагирует на происходящее».
Ассертивность имеет параметры внешнего поведения:
• Контакт глаз – смотреть на собеседника периодически отводя глаза, взгляд открытый, спокойный, уверенный, доброжелательный, легко встречается со взглядом собеседника.
• Выражение лица – соответствует содержанию разговора, спокойное, чаще всего доброжелательное, открытая улыбка.
• Жесты – умеренные соответствуют содержанию беседы, четкие, твердые, движения рук законченные, открытые.
• Поза тела – прямая, на соответствующей дистанции, плечи расправлены, движения головой четкие (утвердительно кивает или отрицая, поворачивает голову из стороны в сторону).

• Качество голоса (громкость, тон голоса) – голос адекватно громкий, адекватно экспрессивный, твердый, уверенный, пауз мало, голос усиливается по мере того, как человек говорит.
• Беглость – фразы произносится отчетливо, без пауз, слов-паразитов мало или нет совсем, мысли излагаются ясно и понятно.
• Время реакции – реакция спонтанная в соответствии с контекстом с ситуации.
Попытки избегать  общения с неприятным в каких-то проявлениях человеком только затягивает конфликт и порождает неуверенное поведение.
Параметры неуверенного поведения:
• Контакт глаз – смотреть мимо собеседника, беспокойный взгляд, смотрит как будто снизу вверх, взгляд неуверенный, робкий.
• Выражение лица – покорное или невыразительное, задумчивое, часто беспокойное, может быть с заискивающей улыбкой, может покраснеть, быть расстроенным.
• Жесты – никаких жестов или жесты не по содержанию беседы, что-то теребит, вертит, крутит руками, жесты часто закрытые.
• Поза тела – пассивная, опущенная, отдаленная от собеседника, могут быть движения головы из стороны в сторону, как будто они говорят: «Ну я не знаю…»,  спина часто сгорбленная.
• Качество голоса (громкость, тон голоса)  – извиняющийся, тихий, монотонный, много пауз, говорит невнятно.
• Беглость – длительные паузы, слова паразиты: например, «ну наверное…», «ну, может быть…», бормотание, «мямлит» слова.
• Время реакции – реакция с задержкой, отставание от контекста.
Поведение агрессивное — форма социального поведения, включающая злонамеренное прямое или опосредованное взаимодействие между людьми, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Причиной агрессивного поведения человека могут быть слова, действия, присутствие или появление людей, к которым он испытывает неприязненное отношение. В социальном контексте агрессивное поведения характеризуется наличием намерения причинить вред. Агрессоры признаются в желании навредить своим жертвам и нередко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны.
Параметры агрессивного поведения:
• Контакт глаз – не отводя глаз упорно смотреть на собеседника.
• Выражение лица –выражение лица враждебное независимо от содержания разговора.
• Жесты – жесты чрезмерные, сверх возбужденные.
• Поза тела – прямая поза тела на слишком близком или далеком расстоянии.
• Качество голоса (громкость, тон голоса) – голос кричащий, энергичный, речь оратора.
• Беглость – Фразы резко отделены друг от друга, командный голос.
• Время реакции – реакция не учитывающая контекст, ориентирующая на свои желания.
Примеры уверенного поведения.
Утверждения, выражающие уверенность в себе.
1. Простое, базовое утверждение - это выражение чувств, мнений и прав.
"Я хочу, чтобы меня оставили в покое. Я хотел бы уйти. Вы мне очень понравились".
2. Эмпатийное утверждение - осознание чувств и позиций другого человека. "Я понимаю, что тебе не с кем поговорить, но я хочу, чтобы меня оставили в покое".
3. Растущее утверждение. Растущая уверенность в себе. От минимальных уверенных до категоричных утверждений.
"Устал, я так устал и мне хочется отдохнуть, я хочу, чтобы меня оставили в покое".
4. Конфронтирующее утверждение.
Слова оппонента не соответствуют действиям.
Описание, что оппонент собирается сделать.
А что он сделал на самом деле (фактически).
Что я хочу от него.
Например, "Вы взяли у меня деньги. Я понял, что ты принесешь деньги сегодня. Теперь ты говоришь, что денег не принес. Я хочу знать, когда они будут у тебя?"
5. Монологическое утверждение.
а) Объективное описание поведения другого.
"Вчера вечером ты обещал принести деньги". Указание на результат его действий.
б) Описание моих действий ("Я ожидал денег...")
в) Описание чего я хочу. "Я хотел бы, чтобы ты делал свою часть работы вовремя".
г) Убеждающее воздействие. Предполагается использование фактов.
"Если я не отдохну, я не смогу выполнять свои обязанности".

Литература:
1. Бишоп Сью. Тренинг агрессивности.
1. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб: ООО "Речь".
2. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. СПб.: Речь, 2008.


Ассертивность, ассертивное поведение
Материал Ассертивность (англ. Assrt – «настаивать на своем») - поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.
Например, вам по телефону (или на улице) предлагают товары или услуги, в которых вы не нуждаетесь. "У нас дешевая распродажа. Вы знаете о новых утюгах фирмы N?" Или просят о чем-то, что нужно им, не предлагая ничего интересного взамен.

Ситуация Неэффективно Ассертивно
Нужно отказать «Отстаньте! У меня нет времени об этом говорить» «Извините, я не смогу вам помочь. я сейчас занята"
"Спасибо, не надо".
"Спасибо за ваше предложение, мне это не нужно (жестче - "не интересно").
Просят снова «Что вы пристаете? Вы не слышали, что я сказала?» Выслушайте человека и снова спокойно и вежливо скажите «нет»
Человек не уступает «Оставьте меня в покое!» «Пожалуйста, не давите на меня»
Продолжает настаивать «Вы доводите меня до истерики!» Извинитесь и уйдите
Ассертивность - важная составляющая самодостаточности личности.
Ассертивные права
Полезно помнить свои ассертивные права, защищающие ваши интересы в коммуникации и отношениях - а также быть знакомым с неэкологичными для вас внушениями, лишающими вас законных прав. Эти неэкологичные внушения можно в данном контексте назвать манипулирующими суевериями.


Агрессия и агрессивность
Материал Агрессия (от лат. aggressio — нападение) - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.
По Л. Берковицу, это поведение, нацеленное на нанесение оскорбления или повреждения другому человеку или предмету;.
Проявления агрессии разнообразны;. Агрессия (агрессивность) бывает прямая и косвенная, направленная вовне и на себя, физическая и вербальная, защитная и провоцирующая, здоровая и деструктивная.
Агрессия - это вид действий или состояние, а агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.
Часто говорят, что агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Верно;, но агрессия вовсе не обязательно является формой реагирования, нередко это проактивная политика и осознанный выбор человека.
Когда человек защищает свою жизнь и свои ценности, он бывает агрессивен. Когда за этим стоит боль и желание отомстить - агрессивен неадекватно.
Почему люди бывают агрессивными и для чего люди используют агрессии - это разные вопросы. "Почему" - это про естественные причины возникновения агрессии и агрессивности, об этом смотри Модели агрессивности. При этом агрессия и агрессивность нередко бывает осознанным решением и обдуманной политикой. Люди используют агрессию, чтобы влиять на окружающих и достигать нужные цели, чтобы получить азарт новых переживаний, острых ощущений, развлечь себя яркой эмоцией... Когда-то - для того, чтобы отстоять и поднять свой статус, см. Лидеры-приматы
Нужна ли агрессивность?
Агрессивность может быть управляемой и неуправляемой. Неуправляемая агрессивность скорее вредна, как и неуправляемый страх, неуправляемая радость и любая другая неуправляемая эмоция. Агрессивность не уместна в отношениях между близкими людьми и друзьями, кроме шуточной агрессивности, когда агрессивность - это игра, обе стороны заинтересованы в такой игре, воспринимают происходящее как игру и получают от этого удовольствие.
Управляемая агрессивность может быть полезна, например, в решении конфликтных ситуаций, в которых задели ваши интересы, а на попытку решать "по-хорошему" не отреагировали. Агрессивность иногда нужна там, где вас "пробуют на прочность", и вы обязаны продемонстрировать разумную твердость, а иногда и адекватно ответить.
Подробнее на эту тему рассуждал Конрад Лоренц в своей книге "Агрессивность". См: Агрессивность по Конраду Лоренцу.
Что делать с агрессивностью в обществе
Смотри статью Контроль агрессии, контролирование агрессивности. Лучшее исследование на эту тему - Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль
Что делать с собственной агрессивностью
Агрессия не всегда вредна, но часто опасна. Собственную нежелательную агрессию желательно погасить, если это затруднительно, то притушить, сдержать, по крайней мере не разжигать. Это все - задачи контролирования агрессии. Управление агрессией - шире, чем ее сдерживание, это и вызов агрессии, и направление ее в нужном направлении, и управление ее характером и динамикой.
Что делать с агрессивностью окружающих
С агрессивными людьми лучше не связываться, но если контакт неизбежен, то...


Неуверенность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/neuverennost
Неуверенность - внутренний страх, ощущение отсутствия сил, неспособность принять решение.
Как правило, неуверенность возникает в ситуации недружественного окружения (или ситуации, которая так воспринимается). Те люди, которые чаще предполагают недружественное отношение от окружающих, чаще переживают и демонстрируют неуверенное поведение - или поведение агрессивное.
Неуверенность в детской истории и у взрослых людей
Неуверенность, как состояние, изначально детям не присуще. Все младенцы ведут себя уверенно, а неуверенное поведение выучивают в возрасте обычно от 2 до 5 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых. Неуверенность у ребенка - очень удобное состояние, помогающее ему избежать многих трудностей и гарантирующее ему внимание родителей. Смотри Теория социального психоанализа эмоций
Те дети, которые с возрастом не отказались от неуверенности, обычно превращаются в людей с проблемами. Неуверенность - типовая проблема для невротика и человека-ребенка. Для взрослых и душевно здоровых людей обычно нет проблемы неуверенности, но стоит задача наработки развития большей уверенности, поскольку это является важным жизненным ресурсом. Смотри Уверенность в себе
У взрослых и душевно здоровых людей состояние неуверенности может проявляться при освоении нового дела: если например даже очень уверенного человека поставить осваивать новый станок - он будет какое-то время чувствовать себя неуверенно. Отсюда вывод - разваивайте навыки. Становитесь профессионалом широкого круга, умелым, развитым, и чувство неуверенности исчезнет само по себе, без долгих психологических изысканий.
Неуверенность для женщин и мужчин
Когда о своей неуверенности говорят женщины, они обычно имеют в виду чувство неуверенности, ощущение неуверенности. Когда о своей уверенности говорят мужчины, они чаще имеют в виду свое поведение. Смотри Женский и мужской подход в работе над собой
Что делать с неуверенностью?
Работа с неуверенностью может быть ситуативной, снижающей неуверенность в конкретной ситуации, и стратегической, дающей долговременный эффект в широком круге ситуаций. И в том, и в другом случае работа может быть самостоятельной и в группе. В группе на тренингах результата достичь бывает проще и быстрее, при условии, что центр, куда вы обратились, имеет большой опыт проведения подобных тренингов. В России крупнейшим тренинговым центром является центр «Синтон». «Тренинг уверенности. Праздник, который всегда с тобой» направлен на создание уверенности в себе. Он позволяет поверить в свои силы и сделать уверенность фоном жизни. Рекомендуем.
Далее Работа с неуверенностью и Уверенность начинается с вас.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений
Источник: Г.Э. Бреслав «Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности» и А.А. Романов «Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей»
1. Гиперактивно-агрессивный ребенок
Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.
2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок
Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.
3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением
Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.
4. Агрессивно-боязливый ребенок
Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.
5. Агрессивно-бесчувственный ребенок
Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно. Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, - «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди извинись», - «погладь по голове», - «пожми руку», - «предложи игрушку обиженному тобой ребенку» и т.п.).