О. М. Топлэди. Воскресение Христа

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА
Огастас Монтэгю Топлэди
 «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Иоан. 2.19.
http://www.the-highway.com/resurrection1_Toplady.html

Мы рассмотрели самое ужасное и значительное событие, когда-либо случившееся, смерть и распятие Господа славы. Но мы должны вспомнить и другое дивное событие, радостное и всем памятное утро, когда наш Всемогущий Спаситель восстал из гроба, ибо гроб уже не мог удерживать возвышенного Пленника, и когда Солнце Правды, которое на краткое время затмилось тьмой, победоносно вышло из этого печального, но краткого затмения и воссияло ярче прежнего.
Об этом было собственное пророчество Господа, о котором повествует Писание, когда, указывая на Себя, Он сказал:  «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Он имел в виду Свое Тело, и дал понять евреям, что в некотором смысле они смогут уничтожить Его, но Он восстанет на третий день.
Причина, по которой Сын Божий уподобляет Свое Тело Храму, состоит в том, что Иерусалимский Храм был построен по указанию Самого Бога, как и создана человеческая природа Христа. Поэтому Он представлен в псалмах в обращении к Отцу: «Тело Ты приготовил Мне», то есть Его явление во плоти было связано с Его предназначением у Отца и Его собственным добровольным решением.
Как Храм был торжественно освящен и поставлен отдельно для поклонения и служения Богу, так было и с Человечеством Христа. Во все время Его пребывания на земле Его жизнь была непрерывной преданностью и послушанием. Это было основой Его характера, и всякий, кто когда-либо жил, может сказать, что Он не совершил никакого греха, а напротив, дивно исполнил всю правду и всегда делал то, что угодно Отцу. Как Бог, хотя и присутствует всюду, более непосредственно присутствует в храме, так человеческая природа Христа была непосредственной обителью Божества, ибо в Нем, как говорит апостол, обитает вся полнота Божества телесно. Однако, хотя Храм был своеобразным местом обитания Бога, это обитание не было единством Бога с человеком, тогда как Божественная и человеческая природы Христа соединились в таинственный союз, в соответствии с которым Он есть Бог и Человек в одном Лице. Его пребывающее Божество проявлялось в каждом сказанном Им слове, и в каждом чуде, которое Он сотворил, и также именно Его Божество придало бесконечные заслуги и действенность Его послушанию, страданию и ходатайству как Посредника.
Иерусалимский Храм непосредственно охранялся ангелами, и вполне возможно, что эти возвышенные духи невидимо обитали в месте, где Сам Бог благоволил дать такие особые проявления Его присутствия. Христос, как Человек, во всем Его уничижении на земле, также воспринял служение ангелов, которые были рабами Его воли и защитниками Его личности. Поэтому Давид пророчествовал о Нем: «Ангелам Своим заповедает о Тебе хранить Тебя на всех путях Твоих, и на руках своих понесут Тебя». Таким образом мы видим, что после Его искушения в пустыне, Ангелы приступили и служили Ему, и во время Его агонии в саду, Ангел явился укрепить Его. Когда же Он воскрес из мертвых, ангел опустился на отваленный камень у двери гроба, и когда Он вознесся на Небеса, несомненно, мириады ликующих ангелов сопровождают Его престол.
Храм был зданием несравненной красоты и великолепия, и псалмопевец, говоря о Христе в Его человеческой природе, говорит о Нем: «Ты прекраснее сынов человеческих»;  и действительно, есть основания думать, что тело Христа, которое было сформировано непосредственным действием Святого Духа, и которое было принято в союз с Божеством, было сверхъестественно дивным и прекрасным.
Это правда, что пророк Исайя, предсказывая о страданиях Христа и муках, с которыми Он встретился, говорит: «нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его». Но это относится к Его явлению в страданиях, когда Он был истощен постом, угнетен горем и изуродован ранами, когда сбылись слова Иеремии: «Его Лицо покрылось слезами, и смертная тень пала на него» (KJV).
Храм был прообразом Христа, это было место молитвы и жертвоприношения, и так же в Своей человеческой природе благословенный Спаситель предложил Себя в жертву за наши грехи, и в настоящее время Он ходатайствует за нас одесную Бога. Как храм был местом, к которому стремились все евреи, чтобы предстоять величию небесному, так ко Христу мы стремимся верою, во имя Его мы молимся и от Его всепревосходства зависят все наши блага, благодать и слава.
Господь наш предсказал, что евреи получат возможность уничтожить сей Храм, то есть предать Его смерти. Они пытались это сделать в ходе Его публичного служения, и наконец, они осуществили свой замысел. Поскольку я уже в значительной мере рассмотрел обстоятельства Его распятия  в предыдущей речи и показал, с какой беспримерной жестокостью Его умертвили, я не буду повторять здесь то, что уже было сказано, но обращу внимание на утверждение Христа, что после того как храм Тела Его будет разрушен, Он восставит его в третий день. Это значит, что Христос говорит о Себе как о Том, Кто столь могуществен, что воскреснет из мертвых. «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Это одно из многих доказательств Его истинной и славной Божественности, которые дает нам Писание. Никакая сила, кроме Бога, не воскресит мертвых, и только та всемогущая энергия, что даровала жизнь, может ее восстановить, когда она потеряна. Таким образом, если Христос был Автором Своего Воскресения, то это неизбежно означает, что с точки зрения Своего Божественного Всемогущества Он должен быть равным Отцу и Святому Духу.
Как в Своей жизни, которая была посвящена наставлению людей на путь спасения и счастья, Он выступал как Пророк Своей Церкви, как в Своей смерти, которой Он искупил наши грехи и обеспечил наше спасение, Он действовал как Первосвященник Своей Церкви,  так в Его Воскресении явилась истина Его Царства. Он явил Себя, как говорит апостол, как Князь жизни, и Он держит в Своих руках ключи от могил, и являет Свою способность сохранять до конца всех, кто приходит к Богу через Него.
Великое событие Его Воскресения, столь важное для нашей веры и блаженства,  было предсказано пророками, как они предсказали и Его Воплощение и страдание задолго до него. Псалмопевец, говоря о Посреднике, писал: «Ты не оставишь души моей в аду и не дашь святому Твоему увидеть тление». В Псалме 109 он говорит о Мессии: «Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу». «Пить из потока» - это значит быть обремененным самыми горькими и беспримерными страданиями, а «поднять главу» - значит, что Он должен подняться над Своими скорбями, и в частности, явить доказательства Божественности Своей личности, бесконечных заслуг искупления и истины всего Своего учения через то, что Он поднимется со смертного одра и восторжествует над смертью в Своих владениях.
И как Его Воскресение было предсказано, так есть и его прообразы в целом ряде ветхозаветных событий. Исаак был Его прототипом. Когда он был связан и положен на алтарь, и Авраам уже занес руку, чтобы убить его, он был спасен голосом с небес, и следовательно, говорит апостол, Исаак воскрес из мертвых в переносном смысле. Также его освобождение от неизбежной смерти произошло на третий день после того, как его отец замыслил принести его в жертву.
Также прообразами воскресения Христа были освобождение Иосифа из тюрьмы и его возвышение в Египте, судьба царя Езекии, который пришел в храм на третий день после угрожавшей ему смерти, чудесное избавление Даниила от льва и возвращение детей Израиля в Иерусалим после Вавилонского плена. Отдельно мы должны упомянуть пророка Иону, о котором говорил Сам Господь, заметив, что как Иона был три дня и три ночи в чреве кита, так Сын Человеческий три дня будет в сердце земли.  И как смерть Христа была прообразована по закону в нескольких еврейских обрядах, так и Его Воскресение. Так, в Книге Левит, глава 14, мы читаем, что по закону для очищения прокаженного к священнику приносили двух живых птиц, одну из которых убивали, а вторую отпускали на волю. Та, которую убивали, была тенью Христа как Искупителя; та, которую отпускали, была Его прообразом как Победителя, могущества Которого было достаточно для нашего очищения от проказы греха.
Воскресение Христа само по себе было самым славным событием, когда-либо случившимся, но оно дало нам наивысшие преимущества. Оно послужило подтверждением и укреплением нашей веры в Него как истинного Мессию и Спасителя грешников. Он был похоронен в пещере, высеченной в скале, куда был лишь один вход, который был завален камнем огромного размера и веса. Камень также из опасений охранялся солдатами днем и ночью, и тем не менее, несмотря на все препятствия, Он воскрес во храме тела Своего, который, как думали, был уничтожен, и все меры, которые предприняли люди в надежде предотвратить это, только добавили к славе Его триумфа, ибо, как возвестил апостол, Сын Божий явился в силе.
Его Воскресение было бесконечным утешением для верующих и доказательством того, что Его Жертва, которой Он принес Себя Богу во очищение грехов наших, была принята в суде Небесном. Временная смерть, как и вечная, есть возмездие за грех, и Христос, как Безгрешный, не мог бы умереть, если бы Он не принял милостиво на Себя наши грехи ради их искупления. И как Он умер как наш Заместитель, так Он воскрес как наш Представитель. Он был предан за грехи наши, говорит св.Павел, и воскрес для оправдания нашего, так как Он тем самым подтвердил силу нашего Искупления и доказал, что Его страдания отвечали цели, ради которой Он претерпел их, и что через них наши грехи были прощены, и с беззакониями нашими покончено. Если бы Христос не воскрес, не было бы твердого основания сделать вывод, что Он полностью удовлетворил правду Своего Отца за грехи людей. Заслуга Его смерти и Его примирения Своего народа с Богом могла быть засвидетельствована только исходом Христа, нашего Поручителя, из тьмы могилы.
Воскресение Христа есть также побуждение к святости. Поэтому апостол говорит: «Если вы воскресли со Христом», то есть духовно возрождены, «ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога». В другом месте он также утверждает: «"Мы погребены с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни". "Знаем", говорит св. Павел, что «Христос, Который был воскрешен из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти, ибо в том, что Он умер, Он умер однажды для греха, но в том, что Он жив, Он живет для Бога. Также и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога, через Господа нашего Иисуса Христа» (KJV). 
Воскресение Христа есть залог нашего воскресения в день Суда. Как истинно, что Христос принял Свое Тело снова, так мы можем быть уверены, что мы примем наше, когда воззовет труба к земле и морю, чтобы выпустили своих мертвецов. Теперь, говорит апостол, Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо как смерть Адама была человеческой, так через Человека, Христа Иисуса, и воскресение из мертвых. Как в Адаме все умирают временной смертью за неповиновение, так во Христе оживут все, и праведные и нечестивые, будучи оживотворены и подняты Его силой из праха земли.
Как Христос, когда он оставил свою гробницу, вознесся на небо, и вошел в его славу, так все, кто верит в Него, войдут во славу вместе с Ним. Их души прославлены сразу после смерти, их души и тела будут прославлены в воскресение праведных, как сказано: «Если мы верим, что Иисус умер и воскрес, и тех, кто умер в Иисусе, Бог воскресит с Ним»; и это точно гармонирует с великолепным пророчеством Исайи, где Христос представлен Церкви: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис.26.19).
Поэтому мы есть, как сказано, сонаследники со Христом, то есть наследники той же славы, которой Он наделен, и к которой вскоре приобщится весь Его народ, как говорит апостол: Если дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, живет в вас, то Тот, Кто  поднял Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела, Его Духом, Который живет  вас" (KJV). И верующие могут оглянуться на Воскресение Спасителя и с верой ожидать своего собственного воскресения, и они имеют все основания петь торжествующую песнь вместе с апостолом: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?». И основание этой радости – в обетовании Господа, который говорит: «ибо жив Я, и вы будете жить».
  Как человеческая природа Христа была, в самом высоком смысле, храмом Божиим, таковы же в некотором смысле и тела тех, кто верит в Него. Они храмы Его, хотя и не по природе, а по благодати. Адам в состоянии невинности был храмом Божьим, и продолжал быть таковым, пока не пал. С этого момента живой храм был осквернен; тьма сменила свет, святость сменилась на нечистоту, и сердце человека, прежде жилище Божие, стало мистическим Вавилоном, «пристанищем всякому нечистому духу, всякой нечистой и отвратительной птице». Но в возрождении, слава Богу, все изменилось: Бог преобразует людей, которые возвращаются к Нему, их изначальному Супругу, как сказал о Церкви Исайя: «Господи, Ты наш, другие владыки кроме Тебя не господа нам, только Твое имя мы славим» (KJV). Таким образом, через действенную работу Святого Духа отступивший человек возвращается к своей первой Любви, и восстанавливается в своем Господине. Храм освящен заново, идолы свергнуты, и Бог занимает Свое законное место. Нераскаянность и неверие, весь грех падает пред ковчегом благодати Божией, и покаяние, вера и святость, и все другие плоды Святого Духа, внедряются и возрастают в жизнь вечную. О тех, в которых это совершилось, апостол говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор.3.16), "Вы устрояетесь в жилище Божие Духом". (Еф.2.22 KJV).
Если не только природное тело Христа, но также все члены Его мистического тело, таким образом, есть святой Храм Божий, и  Он обитает в них, то это действенный мотив для того, чтобы отвергнуть всякое нечестие и мирские похоти, и жить целомудренно, праведно и благочестиво в нынешнем веке. Мы говорим о достоинстве человека? Увы! Это немного больше, чем пустое место, пока мы не восстановлены по образу Божию. Только здесь заканчивается наша мерзость и начинается истинное достоинство, ибо какое совершенство может быть без подобия Божия? Имеем ли мы реальный опыт обитания Бога в наших сердцах? Опять же, мы говорим о добродетели как естественной обязанности человека. Я признаю, что мы имеем по своей природе достаточно света, который оставлен нам, чтобы во многих случаях различать между моральным добром и злом; я согласен также, что и находясь под законом природы, мы обязаны следовать первому и избегать второго, и если бы так было, это было бы лучше для общества и вело к земному счастью человека. Но чтобы быть храмом Бога, нужно нечто большее: соответствие души Его образу и ее подчинение Духу благодати. Когда Он овладевает сердцем, и мы испытываем Его руководство и правление, мы становимся Его храмом, и взываем вместе с Павлом: «Господи, что повелишь мне делать?», или с Августином: «Дай  мне то, что повелеваешь, и повелевай, что хочешь». 
Правовые мотивы могут побудить нас к выполнению действий, которые имеют вид добродетели, но не дать для нее силы; праведность же является в полной мере таковой, когда она вытекает из принципа любви к Богу, произведенного в обновленной душе благодатью. А где есть любовь к Богу, там из нее, безусловно, вытекает послушание, ибо быть храмом Божиим означает иметь соответствующее отношение к Богу, и это отношение несовместимо с жизнью в умышленном грехе. Об этом говорит апостол: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть храм Святого Духа, Который имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою; Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые Божьи» (1 Кор.6.19-20). И в другом месте: «Какое соглашение храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: Я буду жить в них и буду ходить в них, и Я буду их Богом, а они будут Моим народом; выйдите же из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор.6.16-17 KJV). Это следствие святости нашего храма. Но как наш Спаситель предсказывает, что храм Его тела будет разрушен или предан смерти, так храм тела верующего будет разрушен и вернется в прах.
Когда христианин пройдет свое поприще, назначенное ему, и исполнит все, что повелено ему сделать, его земное обиталище будет разрушено и отброшено вон; так завеса храма раздралась надвое, и вскоре сам храм превратился в развалины; так душа полетит о святая святых, и разрешившись от тела, вернется домой к Господу.
Но как сказал некто на смертном одре: «Я умираю, но я не потерян». Победа могилы кратка. Каждый святой может так или иначе принять торжествующие слова нашего благословенного Владыки, о боли, болезни и смерти: разрушьте этот храм, но в назначенное время Бог, Которому он принадлежит, снова воздвигнет его. Так говорил и Иов: «Знаю, Искупитель мой жив, и в последний день Он восставит из праха распадающуюся кожу мою, и во плоти моей увижу я Бога, мои глаза, не глаза другого, увидят Его». Тот, кто создал тела для Своего народа, знает и соблюдает каждую частицу их праха и восстановит их более славными, чем прежде; ибо хотя и прежнее творение было славно, когда они вновь будут воздвигнуты, чтобы остаться навсегда, они будут более славными.
Когда тела избранных Божиих будут спать во прахе, в определенное время Господь Сам придет к ним, Он сойдет с неба с голосом архангела и трубой Божией, и мертвые во Христе восстанут. Это было возвещено древней еврейской Церкви, и мы знаем, что это подтверждено в Евангелии.  «Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: "отдай "; и югу: "не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли» (Ис.43.5-6). Давид говорит: «Я увижу Твое присутствие в праведности, и проснусь… и буду доволен». Бог призывает людей на их родину, в славу, и они могут повторить вместе с псалмопевцем: «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, дашь мне жизнь в безопасности». Смерть – долгий сон, но сладкий и безопасный: если плоть святых увидит тление, она лежит в надежде, и прах их дорог Богу, ибо они были искуплены Кровью Христа, освящены Духом Божиим и являются частью мистического Тела Спасителя; и потому они не будут потеряны, но поднимутся с одра смертного на звук трубный, на рассвете Воскресения. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn