Из Этюдов об оркестре. Немного истории

Марк Лоткин
        То, что сегодня называется оркестром,по мнению исследователей, "началось в ХVI столетии,когда вокальный полифонический стиль достиг своего кульминационного развития и когда образованные музыканты стали обращать внимание на музыкальные сочинения, специально предназначенные для сочетания струнных, духовых и клавишных инструментов"(Карс Адам.История оркестровки.М.,1989. / Далее: Карс:1989/ -С.11)
       "Зарождение оркестра совпадает с созданием светской инструментальной музыки"(Там же).
Отмирание инструментов типа виол; ослабление влияния щипковых инструментов;совершенство скрипок; развитие нотопечатания, нотной торговли и производства музыкальных инструментов;  предприимчивость оперных и концертных организаций; общественные вкусы; покровительство музыкальному искусству со стороны королей, дворянства и богачей-меценатов; музыкальное образование, - всё это и многое другое,по справедливому замечанию А.Карса, способствует тому, что в XVII - XVIII столетии складывается база современного симфонического оркестра.
     Добавляются новые инструменты: кларнет (около 1690 года, в оркестре - почти через сто лет!); тромбон (в составе оркестра с XIX века); позже - хроматические медные духовые.
      Важно отметить, что до XIX века тип оркестра, где постоянно пребывал композитор, оказывался определяющим для  инструментального состава произведений. Это обуславливало непостоянный состав инструментов в партитурах того времени.
      Можно сказать, что струнный оркестр сложился к концу XVII века и остается неизменным до настоящего времени.К середине XVIII столетия зарождается "классический" оркестр Гайдна и Моцарта.
      Устанавливается состав струнных; состав духовых : две флейты, гобой, кларнеты и фаготы. Затем - валторны, трубы и литавры.
Таким образом, основной состав оркестра складывается к концу XVIII - началу XIX вв.