Вальденсы не были анабаптистами!

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВАЛЬДЕНСЫ НЕ БЫЛИ АНАБАПТИСТАМИ
Сэмюэл Миллер
http://www.covenanter.org/SMiller/miller_waldenses.html
 
Преподобный и дорогой брат,
 
Вы просили меня предоставить какое-то решение вопроса, почему в своей «Истории вальденсов» г-н Уильям Джонс из баптистской деноминации, которая широко распространилась в Соединенных Штатах, никаким образом не указывает на педобаптистскую веру и практику, которая существовала среди этих свидетелей истины. В ответ на этот вопрос я хочу сказать, что несомненными являются два факта. Первый – это то, что древние записи вальденсов действительно содержат многочисленные и убедительные доказательства того, что они крестили своих детей. Другой факт – что г-н Джонс тщательно удерживает все доказательства этого от своих читателей. Каковы бы ни были его мотивы для этого, и как он примирит их с исторической правдой и искренностью – это вопрос, на который он не поручал мне отвечать, и о котором я не смею судить. Тем не менее несомненны факты, которые должны быть представлены на суд каждого беспристрастного читателя.
1.Что касается первого факта, то здесь не стоит вдаваться в подробности, но вы можете рассчитывать на точность следующей цитаты. В старой «Апологии» вальденсов Чехии, направленной их королю Владиславу, который жестоко преследовал их около 1508 г., за десять лет до того, как началась Реформация Лютера, они опровергают многочисленные измышления, которые распространялись против них папистами. В этой «Апологии» мы находим следующий однозначный отрывок: «Четвертая клевета касается крещения, относительно которого говорится, что они лишают такового своих детей, оправдывая себя таким образом, что это не время и не место для крещения тех, кто должен быть крещен. Но ради блага и назидания Церкви и собрания, которое должно быть правилом для нас в этом вопросе, мы утверждаем, что наши дети были крещены, и это должны делать или те, с кем они ближе всего связаны, то есть родители, или те, кого Бог вдохновил на эту милость. Это правда, что будучи несколько сот лет вынуждены страдать от того, что наших детей крестили римские священники, мы откладывали это таинство как можно дольше, потому что ненавидели человеческие изобретения, прилагаемые к учреждению этой святыни, которые мы рассматривали как ее осквернение. И поскольку наши пастыри часто отлучаются на чужбину для служения Церкви, при отсутствии служителей мы не могли оставить наших детей без крещения вообще, мы часто надолго отлагали их крещение, и эту задержку священники ставят нам в упрек» (Perrin. 2.1.4)
В «Трактате о старых вальденсах и альбигойцах, касающемся антихриста, чистилища, призывания святых и таинств», датированном Перреном 1220 годом, таинств касается следующее место: «То, что не предполагает необходимости в совершении крещения -  это экзорцизм, когда знамение креста наносится на грудь и лоб ребенка, на его уста возлагается соль, а уши и нос помазуются слюной» (Perrin 2.5.4).
В «Кратком исповедании веры», сделанном с общего согласия служителей и глав семей в долинах Пьемонта, собравшихся в Огреге 12 сентября 1532 г., делается следующее ясное заявление:  «Что касается вопроса о таинствах, было установлено, согласно Священному Писанию, что у нас есть два сакраментальных знака, оставленных нам во Христе Иисусе: один из них – Крещение, а другой – Евхаристия, которые мы получаем, чтобы явить стойкость в вере, которую мы и обещали, когда мы были крещены, даже будучи малыми детьми, и, кроме того, в напоминание о великих преимуществах, данных нам Иисусом Христом, когда Он умер для нашего искупления и омыл нас Своей драгоценной Кровью» (Morland. 1.4).
Опять же, Перрен говорит нам, что в 1506 г., за 11 лет до Реформации Лютера,  кородь Франции Людовик XIII, получив сообщение о том, что в его владениях живут люди, которые отвергли общение с Римской церковью и которые были представлены ему как чрезвычайно порочные по своей практике, послал надежного агента, чтобы посетить их и изучить их подлинный характер и привычки. Этот агент сообщил, что людей, к которым он был послан для изучения, он нашел не настолько развращенными, как это было ему представлено, более того, сведения о вальденсах Прованса оказались заведомо ложными, «ибо они никоим образом не виновны в каком-либо колдовстве или прелюбодеянии, но живут честно, не причиняя зла и вреда ни одному человеку, их дети крещены, и сами они живут по своему исповеданию и заповедям Божьим, внимательно соблюдая день Господень и следя, чтобы Слово Божие было чисто истолковано им» (Perrin, 2.2.8). Перрен упоминает этот доклад и в другом месте, как замечательный пример свидетельства в их пользу, которое были вынуждены сделать их противники (1.5.5).
Я мог бы привести несколько других отрывков из этих старых документов, но думаю, что этого достаточно. Они бесспорно устанавливают первый факт, о котором я говорил, как и десять тысяч других свидетельств.
Теперь что касается второго момента, о котором я упоминал и относительно которого я уверен, что нечто из вышеизложенного должно было бы затронуть внимание г-на Джонса. Он ссылается на упомянутые нами работы Перрена и сэра Сэмюэла Морленда и говорит о них как о главных источниках, из которых он почерпнул для себя материалы, но тщательно исключает все, что свидетельствует в пользу крещения младенцев. Мало того, он прямо цитирует «Трактат об антихристе» и «Апологию» к королю Владиславу и, кажется, рассматривает их как вполне подлинные документы, достойные всяческого доверия и уважения, и тем не менее берет из них только то, что соответствует его целям как баптиста, а факты, ясно и недвусмысленно противоречащие баптистским аргументам, он старательно удерживает от своих читателей.
Но это еще не самое худшее. То, что описано в книге Перрена в конце первой части, г-н Джонс откровенно фальсифицирует. Если в других случаях он был готов лишь удерживать сведения от читателей, то здесь налицо свидетельство, которое лежит прямо перед ним и которое, казалось бы, невозможно упускать из виду. Но в данном случае он становится виновен в прямой подделке! У Перрена мы читаем:
«Король Людовик XII, получив от врагов вальденсов сведения, что в Провансе, где они живут, ими совершаются отвратительные преступления, направил в эти места монсиньора Адама Фуми, и доктора Сорбонны Парю, духовником которого он являлся, для расследования этого вопроса. Они посетили все вальденсийские приходы и храмы и не нашли там никаких изображений или церемониальных предметов для римской мессы. Гораздо меньше они могли подтвердить совершение тех преступлений, в которых они предъявляли обвинения. Вместо этого они обнаружили, что суббота соблюдается надлежащим образом, дети крещены в соответствии с практикой изначальной Церкви и научены статьям христианской веры и заповедям Божьим. Король, выслушав доклад своих посланников, заявил, что он готов поклясться, что перед ними лучшие люди народа» (1.1.5).
Эту цитату г-н Джонс прямо относит к Перрену как к источнику, из которого он получил ее. Но вместо того, чтобы честно процитировать слова о том, что дети вальденсов крещены, он изменяет ее таким образом: «Таинство крещения соблюдается согласно обычаю первоначальной Церкви, и дети научены статьям христианской веры» (JonesW. AHistoryofWaldenses. L.,1816. P.71). Это ни больше ни меньше, как подделка в чистом виде! Автор торжественно, перед лицом общественности, приписывает другому человеку то, чего он не говорил, но что, по-видимому, скорее послужит целям ереси. На это не требуется дальнейших комментариев. Такие действия недостойны уважения.  Я оставляю читателям оценивать все дальнейшее. Если г-н Джонс приводит такие пассажи, которые он нашел в документах, подгоняя их свидетельства под требования своего исповедания, то, по крайней мере, есть причины не доверять безупречности его работы и в остальном. Но поскольку дело обстоит так, может ли он быть изобличен в преднамеренном обмане?
Я знаю, что некоторые из наших баптистских братьев осмеливаются утверждать, что вальденсы были противниками крещения детей, поскольку последователи Петра де Бруи, который, как говорят, также принадлежал к этим людям, также отвергали таковое крещение. Но петробрусиане составляли лишь небольшую, тридцатую или сороковую часть вальденсийской общины, и совершенно отличались от большинства своих братьев в этом вопросе. Точно так же можно было бы сказать, что баптисты в Соединенных Штатах соблюдают субботу, поскольку в нашей стране есть несколько групп баптистов Седьмого дня. Кроме того, форма, в которой петробрусиане проводили свою практику, делает ее совершенно бесполезной для баптистского братства. Петр де Бруи учил, что младенцы не могут спастись, и потому они не должны быть крещены. Но если мы хотим знать мнение вальденсов как общины по этому вопросу,  то мы должны обратиться к их исповеданиям и другим признанным документам, что мы и сделали.
С равным основанием можно показать, что эти благочестивые свидетели истины не только крестили своих детей, но также, что они признавали пресвитерианскую систему церковного управления. У них не было епископов в обычном смысле этого слова, и все их служители были равны, каждая же церковь управлялась постановлениями старейшин, а управление всеми общинами регулировалось их связью друг с другом через синодальную ассамблею, которая созывалась раз в год, и на ней также рассматривались и рукополагались кандидаты на служение. Я думаю, что мы можем с уверенностью сказать, что если где были педобаптисты-пресвитериане до Шотландии, то их можно было найти задолго до Реформации в долинах Пьемонта.
 
Вам, честный и уважаемый сэр, с большим уважением, Ваш брат во Христе
Сэмюел Миллер.
Принстон, Нью-Джерси, 7 марта 1838 года.    
      
 
 
Perrin J.P. A History of the Old Waldenses, an Anterior to the Reformation. L,1618 repr. N.Y.,1884
Morland S. History of the Evangelical Churches of Piedmont. L.,1658

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn