Социализм, монополия и деньги

Олег Алексеев
[...] Социалистическая идея продолжает топтаться на месте пока обобществление представляется как монополия. А представлять обобществление, как монополию государства, которого нет в социализме, вообще абсурдно. Государство есть производная классовых отношений, поэтому люди, стоящие во главе этого государства и организующие это государство, выражают интересы самого могущественного общественного класса на данном историческом отрезке времени. Отношение этих людей к средствам производствам, организации общественного производства, а также распределению общественного богатства, основанного на выше указанных отношениях, определяют их принадлежность к определенному классу.

Монополия - это всегда ограничения в интересах узкой группы людей. Напротив, обобществление это всегда возможности для всех без исключения. Относительно средств производства государственная монополия на них выступает частной монополией на средства производства людей стоящих у власти. Обобществление при современных средствах производства и средствах производства прошлого, каким бы широким оно не было, всегда будет выступать капиталистической монополией. Поэтому советский период был капиталистической монополией, организованной партийной верхушкой, а ограничения и запреты, в экономической, социальной и политической жизни указывали на остатки разложившихся феодальных отношений.

Современные средства производства и разделение труда еще не позволяют монополии стать истинным обобществлением, превращающим капиталистические отношения в социализм. Средства производства должны измениться настолько, чтобы все люди получили свободный доступ к ним, а разделение труда выйти на уровень, когда умственный труд станет доминирующим в материальном производстве. Эти качественные изменения будут определяющими для перехода к социалистическим отношениям. Отсюда информационный обмен выходит на первый план в глобальном обмене результатов человеческого труда. Сам человеческий труд в материальном производстве становится трудом нашего ума, снимая противоречие между умственным и физическим трудом в умственном труде, превращая физический труд в труд уникальный и исключительно элитный. Только в этом случае у людей возникает возможность новой организации производства с глобальным доступом всех ко всем обобществленным средствам производства. Это подтверждается современными тенденциями социально-экономической жизни развитых капиталистических обществ.

Социализм более сложное общество, чем капитализм. Соответственно обмен в нем более сложен, порождая более сложные деньги, отражая то состояние общественного производства, где информационный обмен доминирует над материальным обменом в отношениях людей. Современное общественное производство представляет собой обмен более двадцати миллионов различных предметов потребления. Каждый предмет потребления обуславливает стократный информационный обмен. Поэтому по мере изменения общественного производства, когда умственный труд становится производительным трудом, будут видоизменяться деньги. В социализме  будут деньги, но это будут другие деньги. Возврат к натуральному обмену в социализме не предвидится. [...]