Гражданское общество и мы

Богдан Чайка
          Можно говорить, что человек и человеческие отношения, самая сложная сфера нашей жизни. Только вот излишняя сложность чего-либа всегда свидетельствовала об неправильном выбранном решение, но не будем о романтике. Идей, мыслей, теорий об устройстве общества, и человека в обществе великое множество. Об этом написаны талмуды  и дикое количество томов. Это свидетельствует о том, что человек находится в поисках идеального, и пусть ищет, ведь поиск - это нормальное состояние любого мыслящего человека.  Исходя из этих соображений приведу одну из идей, об нашем сегодняшнем состоянии общества и нас в обществе, как личностей. Человек является глубоко социальным существом, этот факт глупо отрицать, хотя бы потому что, воспеватели одиночества, сильно зависели от мнения этого самого общества, к примеру Ницше был несчастным графоманом в самом плохом понимании этого слова. Наша социальность обусловлена нашей ограниченностью, как личностей, то есть мы не божественные существа, если перевести на русский.  Прогресс нашего общества по сравнению с животным миром, обусловлен волей к каким-то эфемерным идеалам и целям. Эфемерным, потому что этих идеалов никто не достиг, ну или об достижении их ходят только легенды, а теоретических знаний у нас нет.  Это стремление, еще мы называем его “волей”, можно разделить на две состовляющии: социальное и личностное.
     Судьями  соответственно являются социум и мы сами. Социальное стремление - это приносить пользу обществу, каким-либо способом, например занять какой-то высокий пост, и нести очень важные государственные функции, или  быть президентом, быть успешным предпринимателем, военным и т.д. Почему в эту когорту  занесли предпринимателя, да потому что для многих нас социальной оценкой нашей деятельности стали деньги. Как бы вроде правильно, если человек, приносящий больше пользы своему племени, получает больше благ цивилизации. Отсюда растут ноги “каръеризма”, непонятного потребительства, которое понятно, потому что надо ж всем показать свой статус, чтоб получить оценку социума. Теперь рассмотрим стремление личностного идеала. К этому мы отнесем простое стремление человека делать что-то правильно, хорошо, красиво, умело и сюда можно добавить три десятка других эпитетов.  То есть стремление спортсмена пробежать быстрее сто метров, чем он пробежал до этого, стремление художника нарисовать (правильно говорить кстати “написать” )  картину, которая лучше всего передавала бы  момент, стремление  мастера слепить статую полностью соответствующую нужному архитектурному ансамблю, стремление инженера спроектировать деталь, которая лучше бы всего выполняла, положенные на нее функции, стремление токаря идеально выточить эту деталь. И этот список можно продолжать бесконечно. К личностным желанием относим инстинкт самосохрания, желание любви.

    Обозначив эти  понятия, теперь нужно вспомнить, что человек является социальным существом но и личностью в себе. То есть я хочу сказать, что человеку свойственны обе эти сферы, или даже по-другому, человек живет обоими этими сферам своей жизни. Они обе его неотъемлемые части, их нельзя разделить, или отделить друг от друга, человек не может жить без одной из них, и они одинаково ценны для него и для общества. В конце концов художник захочет общественного признания, спортсмен захочет славы, отъявленный бюрократ будет стараться делать свои делишки дотошнее и дотошнее, налоговый инспектор лучше искать факты уклонения от налогов и так далее. И как и все в этом мире, эти два направления требуют  баланса и равновесия. Перекос одной из этих частей это девиация и аномалия, которая рождает чокнутых гениев, преступников, диктаторов, убийц, воров, садистов и другие нелицеприятные явления нашей цивилизации, как вроде бы хорошие, так вроде бы и плохие. Природа стремится к равновесию - это основополагающий ее закон, который держит целостность этого мира.

              А теперь вернемся  к нашим баранам, то есть к нашему обществу. В нашей стране мы наблюдаем явный перекос одной из частей. Мы забыли о ценности одной из частей наших личностей, забыли о такой банальной вещи, что не все измеряется деньгами. Деньги сыграли немаловажную роль, как универсальный  проводник  социального статуса.
Но дело всеравно в нас. В масштабах одной личности человек естественно начинает понимать рано или поздно, что ему чего-то недостает при всех деньгах, яркое тому подтверждение явление “дауншифтинга”, благотворительности ( вон Пинчук из кожи вон лезет, или Ахметов строит стадионы, которые никогда не окупятся ). Но не окрепшая молодежная психика в начале своего пути сталкивается с этим искусственным перекосом  ценности двух этих проявлений  жизни человека.

Но  не стоит расстраиваться, природа стремится к равновесию, гармонии, и наше государство не исключение. Жаль конечно за себя любимого, что придеться жить в этом балагане. Можно переехать в лучший мир, который вроде бы устаканился, для этого надо что-то сделать, а можно сделать этот мир лучше ( читай эту страну ), а если ты хочешь сделать мир лучше, то стоит начинать с себя, потому что ты его неотъемлемая часть.