Человек - существо только общественное?

Сергей Корягин
Для журнала "Альтернативы". Человек – существо только общественное?  Господин Совок! (Придумали же себе какой мерзкий псевдоним! Не могли назвать себя по-человечески?.) Спасибо за складный текст. В нем выражена определенная позиция. Вот, почитайте еще раз себя: «Человек – это продукт только общества, которое путем насилия, огнем и мечом религиозной идеологии создало из обезьяны человека. Не будет идеологического, общественного насилия, не будет и человека». При Советах Вы за такой текст загремели бы под фанфары, потому что он слишком откровенно выражает суть марксистской идеологии. И сидели бы в лагере, и издевались бы над Вами уголовники. Если Вы с характером – Вас прибили бы, а если без характера – использовали бы другой способ.

Теперь по сути. Природа – мать человека, труд его отец. Я думаю, это верно.  Ну как Вы откажетесь от матери, если она Вас выносила, выкормила, воспитала, в то время как отец… работал где-то на стороне, пьянствовал, беспутствовал. Спал со шлюхами. Да, я взял крайнюю ситуацию, но возможную. Конечно, отец мог быть и другим, настоящим. Всякая аналогия хромает. Труд несомненно создал человека, человека общественного. Однако человек не перестал быть существом индивидуальным («штучным»), –  так я заявил в прошлом тексте. Не перестал… И в этом либерализм отличается от марксизма, нацизма и прочих тоталитарных идеологий. Включая идеологии разных религиозных сектантов. Да и не может быть человек существом исключительно общественным, если из него изъять все индивидуальное! Вот Вы мыслите не так, как все. Правителями не довольны, полицией не довольны, телевидением. И свободно обо всем пишете и говорите. И за Вами никто не следит, и Вам ничто не угрожает. Друзей нашли себе на форуме журнала «Альтернативы» и клянете либералов, которые «предали», «продали», «развалили». Это и есть Ваше сугубо индивидуальное («штучное») лицо, кому-то приятное, кому-то неприятное, но законное, признанное. А если власть захочет сделать Вас чисто общественным человеком, то перво-наперво заткнет Вам рот, а потом изолирует от общества. Как индивидуальное лицо, Вы можете сегодня принять милую Вашему сердцу веру и ходить в церковь, в синагогу, или в мечеть. Можете посетить разные страны, а потом рассказывать детям или внукам о разных чудесах. При Советах такой возможности не было. Наша учительница ездила в ГДР на экскурсию и рассказывала, что каждый шаг экскурсанта был под контролем работника КГБ.

Не может человек быть свободным от общества – элементарная истина. Дело, однако, в том, что единственным владельцем общества нередко объявляет себя некая отвратительная рожа – с горбатым носом и толстыми губами, с усами, с усиками или без таковых, с бородкой, с лысиной или с густой шевелюрой – и начинает устанавливать порядок, заимствованный из уголовного мира. Пахан – главный (по-культурному его называют фюрером, вождем, гением, кормчим, самым человечным человеком), шестерки –  его слуги, остальные – народ. По этому принципу была устроена жизнь в Советской России, в гитлеровской Германии, в Капучии при Полпоте, в Ливии при Каддафи. Пахан жестоко разделывался со всеми, кто пытался ему возражать, его шестерки, в частности, оформленные как гестапо, как ЧК или НКВД убивали врагов паханата морально и фактически. Или мучили в лагере. Хорошие фильмы сейчас показывают на эту тему. Страшно смотреть. А каково было это переживать?

Человек в качестве гражданина живет по законам общества, которые написаны законодателем и приняты свободным парламентом. Отнюдь не паханом и его шестерками. Как при Советах принимались законы? Единогласным голосованием (сегодня этот способ нам демонстрируют Северная Корея и Китай). В них сидели, в основном, партийцы, а также телятницы, доярки, свинарки, слесари, токари и прочие Герои труда, которые послушно голосовали за все. Сегодня законы принимаются после изнурительных прений с поправками, каждая партия предлагает свой вариант. Демократия – плохая власть, но другие еще хуже, сказал Черчилль – и он был прав. Только при демократии (точнее – при либеральной демократии) человек может стать существом общественным, потому что общество для него необходимая среда существования, а государственная власть, избранная при его участии, – гарант безопасности и регулятор справедливости (а не каратель). Современная Россия, отказавшаяся от власти пахана и его шестерок, переживает серьезные трудности, которые излечит только время. Нам надо набраться опыта, «набить синяков», создать традиции жизни в демократическом государстве. Да, идеология пахана еще жива, да, шестерки не перевоспитались – в этом своеобразие момента.  Все великое – итог великого труда. Пятница, 6 апреля 2012 г.