Развитие личности и литература

Тати Варакса
   С чего начинается человек? Кому задать этот вопрос, чтобы получить понятный и искренный ответ? В нашей стремительной жизни не хватает времени, чтобы осмотреться, не говоря о том, чтобы поговорить по душам, проанализировать свои дела, привести в порядок мысли, посочувствовать чужому горю. В большинстве случаев люди стараются остаться в стороне, не берутся советовать или указывать на ошибки. Остается одно: искать ответы в литературе.

   Настоящая литература является высоким искусством, в ней собраны накопленные многими поколениями людей разносторонние ценности. Литературное произведение формирует общественное сознание. Художественное слово обладает огромной силой воздействия на человека, оно воспитывает, призывает, будет чувство, заставляет мыслить. Все мы в ответе за то, что и кто нас окружает какие мы, то есть за самих себя. Ибо оттого, что мы из себя будем представлять, зависит наше будущее. Быть личностью - это, значит быть выдающимся, отмеченным почестями и славой человеком. Настоящая личность начинается с нравственности, с жизненных принципов. Это правдивость, честность, доброта, искренность, милосердие. Но это и принципиальность, строгость по отношению к самому себе. Может быть, в комплексе эти качества у одного человека встречаются редко, но стремиться к их сочетаемости просто необходимо.
   
   Личность и нравственность . Эта связь по- моему, обнаруживается в жизненной позиции. Примеры этому мы находим в художественной литературе. Зачем, к примеру, понадобилось герою «Плахи» Ч. Айтматова, Авдию Каллистратову бросить общение с богом в семинарии и пойти «в мир», чтобы помогать людям очиститься от скверны, от пороков, стать чище, лучше? «Виной» тут – только его прекрасное личностное качество, его нравственная позиция. Роман «Плаха» взывает к человеку: опомнись, вспомни, кто ты зачем пришел в этот мир! Примерно также обращается к людям- братьям Л. Толстой, просивший человечество не истреблять друг друга. Это прекрасно, что есть в мире личности, пробуждающие в нас нашу совесть! Классическая литература как энциклопедия мудрости, позволяет искать в своих произведениях ответы на тревожащие человека вопросы. Например, роман Ю. Домбровского «Факультет не нужных вещей», показывающий трагедию тридцать седьмого года, решает нравственно- философские и социальные проблемы, передает нам, читателям в веру в добро и величие человека. И никакие канцелярские документы не разубедят нас в этом.

   У литературы не может быть практических задач, каждый раз, когда литературу пытались заставить служить какому-то делу, теряли самое главное- ее  подлинность, неповторимость. Напряженно ищут писатели ответа на самые жгучие вопросы нашей жизни. Путешествуя по дорогам нравственного мира литературы мы становимся лучше и мудрее. У нас появляется свое мнение, свои твердые убеждения, хочется испытать себя. Мы проверяем свои способности, чувствовать, умения остановит или заставить себя действовать.
 
   Ф.Абрамов, известный писатель XXвека,  высказал мысль о том, что с недавних пор существует два способа обновления и изменения жизни. Один- реформы и революции,  второй- путь нравственного усовершенствования, с самовоспитания личности каждого человека. Кто же может достучаться до души каждого? Ответ понятен: литература.