Первые шаги в музыке 3

Ольга Косарева
 

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

   II. НАСТРОЙКА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА. Настройка собственного музыкального инструмента необходима. Не только у тех детей, которые вообще не умеют петь (их называют «гудошниками»), не только у тех, кто пытается петь, но попадает не туда, но и у поющих чисто. Дело в том, что у ребенка идет процесс формирования голосовых мышц. К периоду мутации (к 12-14 годам), он, в основном, завершится. В раннем возрасте малыши поют фальцетом. Вот и требуется наша помощь в овладении развивающимися мышцами, и, связанным с ними, грудным регистром. Имеются в виду не уроки профессионального вокала, а осторожная, бережная, неторопливая работа на музыкальных занятиях. Что касается «гудошника», то он запоет тогда, когда голосовые механизмы с помощью преподавателя согласуются между собой, и когда он поймет, что такое протягивание звука. Гудошник – это не отсутствие голоса (ведь он же разговаривает), а неумение пользоваться фальцетом. Настройте его «инструмент» и он запоет, и нередко окажется, что голос красивейший, просто механизмы его были рассогласованы. (Механизмы – это голосовые мышцы, дыхательный аппарат, резонаторы и артикуляционный аппарат). Определите, на каком звуке малыш «гудит», и потихоньку - полегоньку «раскручивайте» диапазон, развивайте мышечную активность артикуляции и мимики в целом; не в пении, а в подготовительных упражнениях нащупывайте границы диапазона (например, глиссандирование голосом снизу вверх и сверху вниз), формируйте понимание «выше-ниже», сочиняйте песенки на одном, двух, трех звуках, чтобы появилось ощущение протянутого звука – и голос подчинится, польется.

  Работа над голосом, над интонационной выразительностью, над умением тембрально переокрашивать исполняемое, приводит не только к формированию самостоятельности, самобытности образного мышления при исполнении (если, конечно, преподаватель  умеет отойти от авторитарности и помогает ученику, опирается на его эмоциональные особенности, на его интеллектуальное развитие, на его видение мира).

    Эффект от такой работы получается  более глубокий и разносторонний, превышающий первоначально поставленную цель. Вот смотрите: от дидактических стихов и попевок, над которыми мы, можно сказать, «изгаляемся», обыгрывая каждое слово, каждое выражение, меняя характер исполнения, постепенно приходим к знакомству с высокой поэзией («У лукоморья дуб зеленый…», «Колокольчики мои, цветики степные…»). Ощущение красоты слова у детей в какой-то мере уже наработано – они научились чувствовать силу выразительности. В высоких стихах уже не пошутишь, там нужно услышать мелодию звучания, драгоценность подобранных слов, душевный настрой. С этого момента начинается постижение глубины и возвышенного очарования искусства, сопереживание. Мелодии на эти стихи сочиняются уже более развитые, выразительные (преподаватель может тихонько аккомпанировать пению). Это уже – КУЛЬТУРА , прикосновение к красоте родного языка. Такое воспитание бесследно не исчезает…


ВСТАВКА

   – Покажите мне на клавишах, где высокий регистр с бабочками, капельками дождя, звездочками… Хорошо! А низкий регистр, в котором слоны, драконы, медведи обитают… Отлично! А средний регистр, где поют принцы, принцессы и мы с вами… Умницы! Значит, выше – это сюда (показываю неправильно)… Ах, нет, сюда.. все-то я перепутала. Покажите мне клавиши рядом с «ре»… какая из них выше… какая ниже… Вот эту, что выше, назовем «ре-диез», повторите… ту, что ниже, назовем «ре-бемоль»… Диез – это выше на полтона (полутон мы уже знаем), бемоль – ниже на полтона… Поиграем так же с «соль»?... Теперь задание на сообразительность: сыграйте «до»… «до-диез»… а «до-бемоль»?... Ох, и молодцы! Значит «си» может называться и «до-бемоль»…

  – В команде диезов и в команде бемолей существует свой строгий порядок, они появляются  не тогда, когда захотят, а по правилам игры. Давайте выучим последовательность диезов: «Фа – до – соль – ре – ля – ми – си – кошка села на такси». Говорим со мной… чуть быстрее… еще быстрее… по очереди… Если один диез нужен для произведения, то это будет «фа», если два – «фа, до». Понятно? Проверю: если один… два… три….шесть….

  (На следующем уроке изучается последовательность бемолей: «Си – ми – ля – ре – соль – до – фа – прилетела к нам дрофа»).

  – Смотрите, я могу мажорную гамму сыграть от всех клавиш… Видите, надо только использовать и черные клавиши. Будем этому учиться? Давайте сначала познакомимся с тониками мажоров, в которых трудится команда диезов, то есть с тониками диезных мажоров. Подходите четверо к инструменту, остальные – группа поддержки. Я буду играть, и вы со мной. Все, что играем, проговариваем. Кладу второй палец левой руки на «до», второй палец правой руки на «соль» - выше, а не ниже. Теперь буду плавненько переползать на соседние звуки. Пальцы с клавиш не убираю, чтобы не заплутать. Начали вместе со мной: до – соль – ре – ля – ми – си – фа-диез – до-диез…чуть быстрее… быстрее… еще быстрее… Следующая четверка «вступает в бой»… Просто? Конечно, просто! Выучить только нужно крепко. Повторим?...

     Скоро вы, как настоящие музыканты, сможете играть во всех тональностях, а не только в до-мажоре и ля-миноре. Мы уже сейчас сыграем песенку «Бом-бом, тили-бом…» (мелодия на одном звуке) во всех диезных мажорах. Она ведь на тонике поется? На тонике. Вот и споем ее на всех выученных тониках. (Играем и поем от всех тоник, пропевая высокие звуки в малой октаве). Будешь нам аккомпанировать? Играй тонику, а мы будем петь –  у нас получится вокально-инструментальный ансамбль. Если хочешь, играй двумя руками в октаву – изображай тревожный колокольный звон, играй не грубо, но тяжело – набатный колокол большой, гулкий, всех предупреждает об опасности… Классно! Аплодируем сами себе! Ты хочешь быть аккомпаниатором? Иди к инструменту, играй октавы в высоком регистре: мы слова изменим, споем «не зажегся кошкин дом», а ты изобразишь радостные красные звоны, можешь играть звуки октавы по очереди – этот прием называется тремоло. Какой же вокально-инструментальный ансамбль обходится без ударной группы? Пусть двое будут нашими ударниками: ты хлопай в ладоши четвертными, а ты тихонечко стучи по столу карандашом восьмыми длительностями (об освоении ритмических групп расскажу позже)…

   – Встали в круг, взяли мячик, играем в «Ворон» (кидаю мячик ученику и задаю вопрос, ученик кидает мячик мне и отвечает; если задерживается с ответом, задерживает в руках мячик, то на третий раз превращается в Ворону и должен откупаться стихами, песней или игрой на инструменте). Проверю, как вы выучили количество диезов в мажорах: до-мажор… ля-мажор… фа-диез-мажор… а сколько знаков в ми-мажоре… до-диез-мажоре…

   ( В течении первого года обучения осваивается весь квинтовый круг тональностей: примерно полгода уходит на освоение диезных мажоров и миноров, еще полгода на освоение бемольных мажоров и миноров. Сначала запоминаются квинтовые цепочки тоник –  мажорные от звука «до»: вверх – диезные, вниз – бемольные; минорные от звука «ля»: вверх – диезные, вниз – бемольные. Потом проигрываются все гаммы, в них – T, S, D в виде I, IV, V ступеней. Во всех тональностях играются все изучаемые песенки с аккомпанементом, включающим T, S, D, а позже и побочные ступени. Домашним заданием может послужить подбор любимых песен с транспортом по всем тональностям).

                (Продолжение следует)