Патриарх, часы и поезда, которые не ходят

Татьяна Васса
Скандал с часами патриарха вызвал очередные споры.
http://lenta.ru/news/2012/04/05/sorry/
Одни обвиняют патриарха в стяжательстве и лукавстве, другие заступаются. Мол, патриарх может иметь часы какие пожелает, а с ретушью фотографии – очередные происки врагов.
Мне же думается, что патриарх Кирилл сам себе лучший враг.

Корни всех скандалов с участием патриарха, думается, нужно искать в далеком прошлом, когда православие негласно распалось на два течения внутри одной Церкви. Случилось это ещё во времена царя Иоанна III. Два монаха, впоследствии прославленные в лике святых, придерживались различных воззрений на церковное устроение.

Иосиф Волоцкий поддерживал тесный союз Церкви и государства, выступал за то, чтобы монастыри имели земельные наделы, угодья и поселения с крестьянами. Он ратовал за богослужебную пышность, златое убранство храмов и облачений и благотворительную деятельность Церкви. Это направление получило название по имени Иосифа Волоцкого – иосифлянство.

Нил Сорский выступал против близости Церкви и государства, он считал этот союз гибельным. Губительным он считал также богатство монастырей, эксплуатацию монастырских крестьян, пышность церковного убранства и облачений священства. Не одобрял и «социальной» деятельности Церкви.
Он считал, что вера – глубинный, индивидуальный, интимный процесс, который должен совершаться в тишине молитвы. Многочисленные внешние попечения рассеивают этот глубинный молитвенный и богомыслительный сакральный процесс.
В скиту Нила Сорского никогда не было золотой или серебряной утвари, никакой пышности храма. Монахи должны были жить своим трудом, а подаяние принимать только в той части, в которой они не могли прокормить себя. Это направление получило название – исихазм.

К сожалению, Нил Сорский и его сторонники проиграли в этом споре. Постановления Стоглавого Собора, созванного в Москве в 1551 г., приняли направление иосифлянства. Пять из девяти владык, участвовавших в заседании Собора, поддержали Иосифа Волоцкого. Предупреждения Нила Сорского о гибельности такого пути остались тщетными.

Революция 1917 года стала возможной, в том числе и потому, что духовная основа общества была подорвана стяжательством и двуличием множества священства. Это сословие выродилось в профессиональную касту внешних исполнителей обрядов. Разумеется, таковыми были не все, но очень многие. Высказывания Льва Толстого с критикой церкви имели под собой очень существенное основание.

Свято место пусто не бывает.
Неизвестно, что займет его.
Честь исчезла. Совесть исчезает.
Что – от человека? Ничего.

Вернёмся к нашим временам. Как только государство «ослабило поводья» и выпустило на свободу развитие религиозной деятельности, так сразу Церковь оживилась и принялась строить… что? Правильно. Иосифлянство. Как грибы стали расти храмы с пышностью убранства, задвигались денежные потоки. А там, где денежные потоки, что? Правильно. Огромный соблазн для тех, кто духом слаб, откусить кусочек. Всё погрузилось в обрядовость, во внешнее делание. Церковь стала всё больше вовлекаться в участие в социальных программах, дублируя государственные функции. Не так давно собирались деятели Церкви, проводили совещание - какими мерами бороться с алкоголизмом. И меры-то все какие-то социальные предлагали.

Я определила бы сейчас Церковь как "Комитет по морали и нравственности при Правительстве РФ".

Революционер Пятаков Г.Л. (цитата примерная) говорил, что легче пустить себе пулю в лоб, чем измениться внутренне хотя бы на чуть-чуть. Думаю, что преподобный Нил Сорский с ним бы согласился.

Внутреннее изменение требует огромного внутреннего сосредоточения, индивидуальной, скрытой от внешней суеты мужественной и честной работы над собой. Исследования себя. Вера – это процесс, глубинный, сокровенный. К Богу не приходят строем, массами с транспарантами и лозунгами. Наставниками в этом вопросе могут быть люди огромного духовного опыта, который происходит в процессе земной жизни.

Не могут быть духовными наставниками мальчишки, которые после школы поступили в семинарии, и по окончании последних были направлены в приходы. Самоуверенные в том, что полученных знаний вполне достаточно для того, чтобы «вязать и решать», они с юношеским оптимизмом вовлекаются в религиозную деятельность, согласно «действующим инструкциям». Да. Они стараются строить те же пышные храмы, добросовестно исполнять «производственные обязанности». Но религиозные убеждения и знания – это не вера. Место знаний и убеждений – ум, место веры – сердце.

Как говорил Иоанн Крестьянкин: «Какие вы монахи, вы – просто хорошие ребята».
Замена живого духовного опыта религиозным образованием – профанация веры. Церковь призвана готовить душу для жизни вечной, а не для благополучия земного жития. Оно априори никогда не будет ни у кого на сто процентов благополучным. Внутренняя духовная работа призвана делать дух человека сильным, устойчивым к соблазнам. А когда будет крепок дух, тогда и человек не только сам сможет противостоять корыстолюбию, гневу, властолюбию, алкоголизму, но и другим помочь.

Крепкий, здоровый дух проявляется в том, что человек своей жизнью подтверждает, декларирует как свои убеждения, как свою веру. Если человек позиционирует себя православным, то он должен или исполнять заповеди или каяться в том, что их не исполняет.

Если человек не исполняет заповеди: не суди, подставь другую щёку, не кради, не лги, не пожелай дома ближнего своего... и других, значит, у него для этого нет Духа и нет веры. Но в православии для этого предусмотрено покаяние.

Пока что православная Церковь имеет патриарха, в наличии у которого Духа и покаяния приходится сомневаться.

Когда я смотрю на «сорвавшихся с цепи» «православных», гневно требующих расправы над любым, кто «посягнет», особенно, когда этих людей приглашают в телепередачи как выдающихся представителей этой религиозной конфессии, то возникает только одна мысль: «Ваши поезда не ходят, ваши самолёты не летают, созданные вами механизмы не работают». Эту мысль высказал замечательный человек, лауреат государственной премии А.В. Попов, имея в виду, что когда человек или трудовой коллектив что-то делает, то он должен итогом деятельности предоставить адекватный результат. Церковь в настоящее время вполне соответствует всем признакам коллектива верующих, но если она утверждает, что подавляющее число граждан нашей страны – православные, то где он, результат? Где здоровое духом общество? Где милосердные, добросердечные, яркие представители православия? Они, конечно, есть, но куда они спрятаны и почему?
А пока: «Ваши поезда не ходят, ваши самолёты не летают…»