Вера есть, почтенья нету!

Владимир Павлинов
     Он немного помолчал, и добавил:  вера есть, почтенья нету!
     Мы лежали в больничной палате, ночь тянулась, а послеоперационные проявления и ощущения, не очень способствовали сну.
     Вот, вера моя православная, есть, есть она у меня в сердце. Ну, насколько, я сам себя понимаю, точно, есть.
     Я же, в самом деле, искренне говорю, по-настоящему, не шуточно, верю - Бог есть! И, верю именно в Иисуса Христа Сына Божия, в Триединого Бога - в Троицу, о котором нас учит Православие! И ни в какого другого бога не верю. И в суеверия не верю. Раньше не верил вообще, если только поверьям да ведунам, Вангам да Нострадамусам - атеистом был, задуренный и замороченный был долго, да вот прозрел. Слава Богу!
     Сосед замолк, поворочался ища без болевую позу, не нашел, еще повозился  и затих.
     Сказанное им: "вера есть, почтенья нету"  -  глубоко отозвалось во мне и требовало серьезного осмысления.
     Вот, о вере скажу! Сосед оживился. Меня уже ничто не переубедит, я теперь верующим проживу всю оставшуюся жизнь. Да вот радости и тепла, от того, что я стал верующим, почти нет у меня. Ну, там, на Рождество и Пасху, среди торжества, пахнет в душу общая радость, как бы сольешься со всеми православными - на службе или на монастырском подворье…
     А ведь я же понимаю, должен я радоваться своей вере, о своем Боге,  чаще и радостнее, должен! Я же к Отцу пришел, я же нашел Его, Родного! Любящего меня и не отказавшегося ни от меня, ни от такого же как я сам бывший - самого последнего безбожника или язычника, а ждущего каждого по любви своей безмерной, лишь бы, этот каждый, вспомнил об Отце своем небесном да пошел к Нему указанным Им путем…
      Вон, посмотри, как радуются потерявшиеся сироты, нашедшие своих добрых  родителей, о которых долгое время  ничего не знали. Это же счастье то, какое! И радуются, и плачут, и слезы льют счастливые, да покаянные…
      А тут, я к своему Отцу Небесному, Творцу моему вернулся, а, до того, думал, что безродный, мол я человек, ибо, сказано было мне и роду человеческому, теми, кто уловлен тьмой – обезьяна мой предок и весь род человеческий обезьяний выводок, есть.
      Как же не радоваться? Ну, сам подумай? 
      Вот, если бы какому сироте, предложили выбрать себе прародителя, от которого   род этого сироты ведется, и, предложили на выбор Бога Творца и гориллу или мартышку, да хоть кого из обезьяньего рода, как ты думаешь, с кем этот сиротка породниться захочет?
     Я промолчал, а собеседник, зная мой молчаливый ответ, воскликнул.
     Ну, вот то то!
     И он был прав. Ни один человек, научившийся мало мальски размышлять и анализировать известные человечеству факты,  не согласиться быть обезьяньим потомком без абсолютных, неопровержимых доказательств, такого своего животного происхождения, низводящего нас до уровня обычных зверей, случайно обзаведшихся разумом.
     Заинтересованный разговором, я спросил. Так чего же не радуешься?
     А знаешь, почему нет радости? А вот потому и нет, что нет почтенья во мне!
     Видя мое желание спросить еще, сосед остановил меня жестом и продолжил.
     Умственное почтение, конечно, есть, и умственная радость, тоже есть. Но, что они стоят, что они значат, для души моей, если она не спокойна?
     В чем же ее непокой?
     Ты понимаешь, мне очень хочется жаждать молитвы и не насыщаться ею, сколько бы я не молился. А этого нет и в помине. Мне даже утреннее и вечернее правило прочесть, как наказание, не всегда могу заставить себя. Это меня и гнетет, и печалит.
     Молюсь редко,  только по настоянию ума, но никак не по зову сердца, вот в чем беда моя и печаль моя.
     Или в Храм Божий, на службу, не говорю уж об исповеди, в субботу, в воскресенье, да и в будни, когда есть возможность пойти, так, кто бы за руку взял, да отвел.
     Знаю, что нужно, знаю, что просто необходимо для души моей, а сил нет заставить себя. Лень, или, еще что-то держит. Все на завтра откладываю. Вот и болит душа, вот и нет радости, вот и нет должного почтения к Богу.   
     Если бы я Его действительно почитал, разве бы кто удержал меня от молитвы сердечной, да исповеди искренней, и не от случая к случаю, а как подобает истинному православному?
     Ты знаешь, я вот только недавно осознавать начал, как велика наша народная беда.
     И вина. Да, да, и вина и беда, все вместе, все неразрывно, велики они очень!
     В чем вина, в чем беда? Мне близки были мысли этого человека и хотелось лучше понять его. Да и свои мысли, и боль душевную, сопоставить с искренним покаянным чувством, не дававшим покоя, этому доброму человеку.
     Вина, в том, что наш народ, сам по себе, не весь конечно, но значительной своей частью, еще при царях батюшках, начал забывать Бога сердцем, а потом и умом от Него отказался.   
     Вот тогда и начала вызревать та беда, что постигла Россию и всех нас, живших, живущих и тех, кто будет жить после нас. Видно не скоро мы от этой беды оправдаемся. При таком-то вот моем, да и, наверное, многих, непочтении, да лени душевной.
     Поди, не я один такой? Эх, хоть бы только я один таким теплохладным оказался. Прости и помилуй меня Господи!
     А в чем же беда?
     Ну, как же в чем? А во всем!  Мы, же, и каждый в отдельности и весь наш народ православный, от Отца Небесного все нужное по любви, Его неизреченной и безмерной, получали и получаем. Абсолютно все, все благопотребное для жизни. И разум быстрый и нелукавый в народе и в сынах его, и все к жизни нужное изливалось от Боженьки. Вот и прирастала Россия гениями да землями, хлебом, да знаниями, песнями да поэтами.  Да и избавлялась мало по малу, а когда и решительно от оскорбительных для творения Божьего, греховных повадок.  А уж их то испокон веку у нас на Руси  хватало...
     Ведь из дикости и раздробленности явился наш народ в славу свою и недавний расцвет.  И не сам по себе, а великими подвижниками Божьими Русь из дикости да лютости в народ добрый и Боголюбивый обращалась. В державу сильную, да не захватническую. Ведь мы, помнишь, историю родную, ни один народ в рабов и данников не обращали. Ни один! Никто в мире не может обвинить нас в этом! Не то, что Европа там, да Америка!
     И добрее становился русский человек век от века,  и душевнее.
     Эх, да что говорить, сам понимаешь, если конечно, хоть немного историю родного народа познал, да не от вражин чужеземных, да не от собственных паршивых овец – иуд, настрочивших лживые и лукавые учебники по истории Руси от ее основ и до ныне.   
     Сколько  их, горлопанов "правдоискателей" – обернулось волками к земле родной, ради вражьих сребреников да персональной сладкой жизни.
     Я и говорю, вот как отвернулся народ от Бога, как заткнул себе уши от Божьего Слова, да глаза зажмурил от Божьего Света, так и оглох и ослеп, перестал различать дорогу к свету от дороги во тьму, потому и наломал, изуродовал  столько своих сынов и дочерей, да и будущее свое зачернил.
     Ты понимаешь, вера, она же мистична не только тем, что большинство из нас, включая и абсолютное большинство самых верных верующих,  никогда не видели и не слышали Бога и ангелов Его.  Вера мистична еще и тем, что, невзирая на это, наше истинное отношение к Богу, определяет всю нашу жизнь. И мою, и твою, и вот того хирурга, делавшего нам операцию, что и слышать о Боге не желает.
     Ты вот представь, что будет с ребенком, если он убежит, откажется от отца и матери и попытается жить один? Убежав, он, обязательно попадет под влияние дурных людей, ибо сам же их и изберет себе в друзья и наставники, с ними, мол, веселей свободнее, да и запретов меньше, озорничай да балуй сколько влезет.   Так это всегда и происходит со всеми не вставшими на крыло птенцами. И жизнь такого дитяти, станет дурная. Если же он останется вообще один, то, не смотря на свой природный ум, способный ко многому, этот ребенок и говорить то - не научиться, не то, что писать и читать. И ремеслу, и навыку житейскому не научится. Точно так же, как это происходило со всеми детишками, выраставшими только в окружении животных. Ну, про детей маугли, слышал наверное?
     Да, я слышал и знал о таких детях.
     Ну вот, так и народ. Ведь он, как тот ребенок, убежал от Отца своего. А не слушая Отца Небесного, не просвящаясь Его Светом, Его Духом, народ, при всех своих талантах, не может их ни развить, ни употребить, как должно. Вот и чахнет, вот и болеет народ наш. А все от безверья да суеверий.
      Разрушение цельного, всегда, неизбежно начинается, с любой его трещины или малого отколка.  А тут, вырвано у очень многих людей жизненно важное…
     Я это вот к чему, сказал Владимир, посмотрев на меня.
     Как только люди перестали почитать Отца Небесного, у них появился заразительный, дурной пример, появился  навык непочтения. А там уж и Помазанник Божий – Царь, в народе стал не почитаем. А там уже и отец, из отца семейства и непререкаемого главы его, из батюшки, превратился во многих семьях в того, кто и слова поперек матери, а где и детей, пикнуть не может. А пикнет, тут тебе и скандалы, тут тебе и обвинения, тут тебе и разводы.
     А иначе и быть не может. Раз Бог нам не авторитет, то кто вообще может быть авторитетом пожизненным да искренне, радостно, принимаемым?
     Так, вот, я и говорю, перестав искренне, чистосердечно, бескорыстно верить в Бога и почитать Его, – почему и по чьей вине,  это произошло, особый разговор – народ наш и попал в беду неизбывную. Да, неизбывную, если безверие   будет сохранятся и углубляться.
     Ну, уж тут то ты не прав, прервал я его. Ты же знаешь, храмы, монастыри восстанавливаются, в праздники в церковь не попадешь, если чуть к службе припозднишься.   
     Где же здесь углубляющееся безверие?
     Да ты пойми! Жизнь наша и Вера наша Православная –  это школа любви! А мы, никак этого понять не можем. Все спорим да фантазируем, в чем смысл жизни?! 
      А в том и смысл, что Бог отправил человека из Эдема на землю любви обучаться. Любви к Богу, к Его Творению.
     Ты вот сам подумай, люби Адам и Ева Бога превыше всего на свете, разве бы они ослушались Его воли? Да ни в жизнь! Значит не возросла, не проявилась в них еще любовь к моменту постигшего их искушения.
     Да я не осуждаю их, поторопился предупредить возможный, как видно ему подумалось,  мой упрек.
     Не осуждаю, а размышляю.  Адам и Ева всего одну Заповедь нарушили, а я, почитай все Божии Заповеди, так или иначе нарушаю, а окажись я на месте Адама, что, не соблазнился бы – еще как бы соблазнился.  Так чего  ж мне их осуждать, когда на самом чистого пятнышка нет, все грехами замарано.
     Владимир умолк, потянулся за книгой.
     Я вот, еще о любви хочу сказать. 
     Сам знаешь, если влюблялся – воля любимого – закон, а исполнение ее – радость!
     Что, не так? Вот, помню, молодой был, пришла пора влюбиться, ну, я и влюбился.  Только и думал о ней, только и искал встречи. А когда она отвечать приветом стала, так крылья выросли. Эх. Было времечко!  И, что замечательно – что любимая ни пожелает, все делаешь без раздумий и сомнений, само исполнение ее желаний счастье доставляет!
     Ну, ты влюблялся или нет, уперся он в меня взглядом?
     А кто ж не влюблялся, отвечаю.  Все влюблялись и я, полюбил в свое время.
     Тогда знаешь, помнишь, не мог забыть этого восторга, просиял мой сосед.
     А раз помнишь, вот ответь, разве мог я или ты, любя, волю любимой, заметь, законную, разумную, добрую волю, отвергнуть, противопоставить ей свою, поступить вопреки ей? Да ни в жизнь. Это ж любимую обидеть сознательно! Как это может быть? Так же и лишиться ее можно!
     Какой же влюбленный пойдет на это?
     А вот с Адамом и Евой случилась такая беда. И мы от нее никак не избавимся.
     Вот и нужна каждой душе школа жизни на земле, школа – любви.
     Но, в отличие от обычной школы, в которой у человека год от года знания прибывают и ум развивается, обучаясь в школе жизни, душа год от года любовью прирастать обязана.   
     Любовью к Богу, любовью к людям, любовью к миру, ее окружающему. Если нет этого ежегодного и  постоянного, неизбывного приращения любви в человеке – беда, беда ему.
     Да и всем, кто рядом с ним живет худо от того.
     Владимир помолчал, потом открыл книгу, он ее читал все доступное для чтения время, полистал взад вперед страницы, отыскивая что то, и, наконец, прочел.
     Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла Глава 13:
1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. 
3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. 
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 
не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по- младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
     Ну, и что ты скажешь на это? Разве это не истинно? Истинно!  Убежденно, как бы сам себе сказал болящий. Истинно на все времена.   
     А где во мне такая любовь?   Разве я сам, своим собственным примером теплохладности, не подтверждаю: нет во мне этой любви. Да, я верующий, православный. Но что с моей веры, если мои родные и близкие, если все, кто имеет дело со мной, не видят во мне по самой моей жизни того, что я христианин, что я Христов? Что угодно они во мне видят, но только не то, каким должен быть истинный православный христианин – жизнью своей исповедующий Иисуса Христа.
     Почтение – это брат, почитание, уважение, признательность, восхищение. Мы же должны любить Бога! Это Его Первая Заповедь! А как можно его полюбить, если ты его почитать не научился и не учишься?
     Ну, может быть ты говоришь не о почтении, а о…
     Да какая разница, как это назвать, перебил он  меня. Почтение это или уважение, или страх Божий? Дело ведь не в названии, а сути! Пойми!
     Прав сосед. Что толку, если ты уверовал, но не меняешься при этом к лучшему год от года?  Ведь и бесы веруют и знают, что Бог есть.  Что толку в вере твоей, если не побуждаешь себя идя путем Веры, все полнее и точнее соблюдать Заповеди Божии, все до единой,  не учишься и не применяешь в жизни   сказанное о Любви Апостолом Павлом?!
     Я лежал и думал о моем таком обычном необычном сотоварище.
     Не может быть теплохладным,  человек, столь страдающий и переживающей от своей теплохладности.  С Божией помощью, уповая на нее, сдвинется он из удерживающего его болота лени духовной и суетности повседневной, непременно возгорится в нем, сначала почтение, а потом и истинная любовь к Богу, а значит и к людям, а значит и   бессмертная душа его расправит крылья в своем устремлении к Спасителю и за Спасителем нашим, Иисусом Христом!
4.04.2012г.