Полюби врага своего

Анатолий Образцов
Эта фраза всегда приводила меня в смущение. Ум понимает сказанное, и даже соглашается с необходимостью подобного акта – но сердце почему-то щемит.
Можно сделать вид, и привселюдно обнять врага – если сделать это пафосно, получишь огромное самоудовлетворение. Но ведь от этого враг не станет другом….
Почему есть у нас враги? Потому что существуют друзья. Как это ни парадоксально, но монета всегда имеет две стороны, и если кого-то определил в друзья – тут же назначил и потенциального врага. И в друга, и во врага мы вкладываем частицу самого себя – только с разными знаками.
Но тогда возникает вопрос – а можно ли убрать такое разделение? Теоретически – конечно, но ум тут же возмутится – так жизнь станет серой, безвкусной. Даже Ницше писал, что человека можно определить не по тому, кто у него друзья – но кто враги….
И постепенно пришло понимание, что полюбить врага – это значит снять с него ярлык, увидеть такого же человека, как ты сам. А это уже очень непросто, эго тут же бунтовать начнет – ведь я белый и пушистый, а враг мой – он отвратителен! ОН НЕ ТАКОЙ!
Сейчас настоящих врагов практически нет – так, недоброжелатели…. А врага уважали, и когда он уходил – теряли что-то невосполнимое. Кажется, что можно полюбить все человечество – ведь оно абстрактно – но вот с соседом что делать?
Такие вопросы не подлежат интеллектуальному разрешению – но правильный ответ знает сердце. Нужно только найти возможность предоставить ему право голоса.