Проклятые девяностые гл. 2. - 11, 12

Людмила Козлова Кузнецова
11.

Через полтора дня скорый прибыл в Самару. Локомотив протащил вагоны до вокзала, который находился пока в старом  невзрачном здании. А  справа, рядом с древними тесными постройками уже возвышалось просторное многоэтажное  чудо – архитектура нового поколения. Там со временем  и должен был  разместиться самарский вокзал. Тёмные зеркальные стены сверкали через паутину деревянных лесов – строители завершали  центральную часть здания причудливым куполом.
Иво залюбовался их слаженной работой, но время уже клонилось к вечеру – нужно было добираться  до места. Он решил сначала наведаться к тёткам, вернее ему они приходились двоюродными бабушками по линии матери. Он выбрался на трамвайную линию (так было написано в адресе) и  спросил у ожидающих, как ему лучше проехать до остановки "Улица Карбышева". Когда прибыл новенький цветной вагончик - двадцать третий номер, Иво уселся у окна на мягкое сиденье и приготовился  к знакомству с Самарой.
Трамвай старательно выстукивал колесами какую-то ритмическую мелодию и  катился мимо старинных  светло-жёлтых громоздких построек, проехал мимо большого крытого рынка. Промелькнул на повороте красочно оформленный магазин игрушек "Остров сокровищ". Вагончик выбрался на проспект Ленина – это сообщали угловые таблички, украшавшие здания. Надписи на них выполнены крупным тёмно-синим шрифтом – номера домов были видны издалека.  Иво вспомнил узкие улочки  своего родного города – там  таблички с адресом  можно прочитать только, подойдя вплотную. Значит, в Самаре хороший градоначальник – заботится о жителях и гостях  города.
Следующей остановкой оказался большой кинотеатр "Звезда". Два автомобиля, стоящие на площади  на наклонных постаментах навстречу друг другу, удачно вписывались в дизайн заведения. Они гармонировали с огромной афишей. "Погоня за призраком", - вещала светящаяся надпись на электронном транспаранте.
Иво с интересом рассматривал город, высотные здания, изобретательную рекламу – щиты с меняющимися картинками, бегущими надписями. В Бийске такого не увидишь – там хозяева пока не утруждают себя подобными расходами. Да и что рекламировать - денег у людей в Сибири всё равно нет.
"Остановка Карбышева", - сообщил женский голос. Иво вышел на широкую улицу с двусторонним движением. Темнело. За силуэтами  домов просвечивало на западе холодное вечернее небо, чуть окрашенное желтизной заката. Иво долго разыскивал дом с номером семьдесят. Это была стандартная панельная пятиэтажка. Он вошёл в первый подъезд, поднялся на второй этаж и позвонил в квартиру под номером шесть.
Слышно было, как кто-то подошёл к двойной двери, открыл внутреннюю и прислонился к  глазку.
-Что надо? – донеслось из-за железной преграды.
-Тётя Тамара, это я – ваш внучатый племянник Иво,  приехал в гости из Бийска, привёз вам письмо от матери.
-Я не открою, - сказала тётка, - письмо брось в почтовый ящик. Завтра заберу.
-Но мне негде ночевать, я же приехал к вам, - как можно жалобней  сказал Иво.
-Ночуешь на вокзале или в гостинице. Завтра днём придёшь, я посмотрю паспорт, - спокойно и скрипуче ответила  тётка и захлопнула дверь.
Иво снова позвонил, настойчиво и уверенно. Процедура повторилась в том же порядке. Когда осмотр через глазок был закончен, тётка взревела:
-Я же сказала тебе – завтра! И не звони больше, а то вызову охрану.
Иво осмотрел дверь – над  нею, действительно, был укреплён блок охранной сигнализации.
-Ну, чёрт с тобой! – в сердцах пнул он  косяк и стал спускаться к выходу. Стоя на крыльце, Иво задумался – что теперь? Придётся ехать к брату матери. Он живёт в другом районе города. Иво не представлял, где находится этот район и проспект, обозначенный в адресе. Ночью поиск будет ещё труднее, чем днём. Но искать придётся.
На проспект Металлургов Иво добрался  в полночь. Он был почти уверен, что и здесь его не пустят на ночлег, но ошибся. Дверь в квартире номер сорок на пятом этаже оказалась открытой. Изнутри доносились голоса,  негромкая музыка… Иво прислушался. Молодой мужской голос читал нараспев:

Фанты, фантики, фантишки –
игры взрослых и детей.
Деньги, чувства, мысли – фишки
тайно брошенных сетей.
Поплавок ушёл под воду –
клюнул новенький дурак.
И ни солнца, ни погоды –
у меня клюёт и так!

-Браво! Браво! – раздались хлопки, послышался звон бокалов.
-Владимир, ты талант! – настойчиво вещал  высокий женский голос. - Теперь читаем  стихи по кругу! Начинает Николай!
Иво нажал кнопку  входного звонка, приоткрыл дверь и вошёл.

12.

Проснулся Иво  в девять утра. Николай всё ещё спал. Квартира после вчерашнего собрания  напоминала поле боя. Стол завален остатками закуски, грязной посудой, пол затоптан, на кухне – свалка из пластиковых и стеклянных бутылок, на плите что-то пригорело. Кто-то вытер руки о занавеску на окне.
-Да-а! – сказал Иво неодобрительно. – Женька нам не разрешал такого безобразия!
Он, заварил чай и принялся за уборку. Через час квартира преобразилась.
-О! Что сие значит? – удивился Николай, продрав глаза. Он обвёл комнату взглядом. – Твоя работа?
-Моя, - не скрывая гордости, сообщил Иво.
-Ну, ты даёшь! Зря, брат, старался. К вечеру будет то же самое.
-Это почему же? – недовольно спросил Иво.
-Потому что к обеду народ снова начнёт сползаться ко мне. Сегодня же выходной. Да и в рабочие дни вечером здесь всегда люди.
-Ты что – всех кормишь, поишь, а они за это тебя баснями пичкают? Наслушался я вчера! Гони ты всех этих сочинителей! Когда у тебя будет нечего пожрать, они все разбегутся. И никто из них не пригласит тебя к себе. Ты что, не понимаешь этого? – отчитывал Иво своего взрослого дядьку.
-Но я ведь сам пишу стихи. Мне же надо общаться с кем-то. С женой мы развелись четыре года назад.
-Пока общаться будешь со мной, - решительно заявил Иво. – Ты радуйся, что тебя ещё не обворовали эти твои  друзья. Кто-то из них поэт, а кто-то – наоборот. Я вчера присмотрелся.
-Ладно, - согласился Николай, - может быть, ты и прав. Я пойду подам телеграмму твоей матери, что ты здесь.
-Знаешь, напиши ей: "Всё в порядке. Николай". И больше ничего – она поймёт. Мне нельзя светиться – я почти в бегах.
-Серьёзное что-то? – поинтересовался Николай.
-Да, нет. Но поберечься не мешает.

В одиннадцать зазвенел входной звонок. Иво открыл дверь. Задев его плечом, мимо молча продефилировал хмурый высокий тип. Он уселся в кресло и положил ноги на табуретку.
-Ты кто? – спросил он, бесцеремонно глядя на Иво снизу вверх.
-А ты кто? – тем же тоном подхватил Иво.
-Я – друг Николая. Здесь бываю почти каждый день. Он что – пошёл в магазин?
-Ну, да. Тебе же выпить надо? – иронически подтвердил Иво.
-А тебе не надо что ли? – удивился пришелец.
-Я манную кашу люблю, - спокойно  сказал Иво.- Ладно, посидел и хватит – иди гуляй!
-Не понял!? – удивился гость ещё больше.
-Теперь здесь я буду жить. А Николай  уехал.
-Ты ври да не завирайся, - нагло заявил  высокий.
Иво молча взял его за воротник и потащил к выходу, потом вытолкал за дверь. Незваный гость пытался цепляться за косяки, но Иво был сильнее.
-Больше не приходи! – спокойно бросил он вслед  пришельцу.

Через десять минут звонок снова зазвенел. Теперь за дверью стояла вульгарного вида девица. Иво, учтя предыдущие ошибки, загородил  проём, упершись руками в металлическую коробку.
-Николая нет и  не будет, - сразу объявил он.
-Как? Мы же договорились! Он обещал быть, – улыбалась крашеная сирена.
-Чрезвычайные обстоятельства не позволили ему выполнить обещание. Я извиняюсь за него. Теперь его долго не будет, - подчеркнул Иво.
-Очень жаль. Но я могу войти? – настаивала девица.
-Я бы рад пообщаться с вами, но ухожу на службу и очень тороплюсь. Простите, - он закрыл дверь и задвинул металлическую щеколду.

Звонки следовали один за другим. Иво расправлялся с гостями дипломатически и уверенно. Когда был отправлен восвояси восьмой участник вечных посиделок,  вернулся Николай.
-Телеграмму отправил, - сообщил он. – Вот пока есть деньги, купил колбасы, хлеба и вина. Давай отметим твой приезд.
Они завтракали на кухне, потом пили чай. Дядька рассказал Иво, что  конструкторский отдел авиационного НИИ закрыли, людей сначала отправили на биржу, потом – на улицу. Так что он давно безработный. Деньги добывает мелкой торговлей – продаёт на рынке возле НИИ от маленькой фирмы биологически активные добавки – что-то похожее на витамины.
-Иногда зарабатываю в день на хлеб, масло и молоко, иногда – ничего. Последнее случается чаще. Вот так и живу,  – говорил дядька, потягивая  горячий чай из кружки.
-Так тяжело достаются деньги, и ты их разбазариваешь на этих прилипал! – возмущался Иво. – Выгоняй их на базар, пусть помёрзнут, поторгуют, тогда узнают, сколько стоит кусок колбасы.
-Если пропадёт товар, я не смогу рассчитаться с фирмой, - покачал головой дядька.
-Значит, им нельзя доверять, этим друзьям? Тогда держись от них подальше. Ладно, тебе неудобно, я понимаю. Но мне-то всё равно – я разгоню эту компанию. Лучше сам лишний кусок съешь. А я завтра попробую тоже  заработать, - пообещал Иво.
-Без самарской прописки  и не мечтай, - сообщил дядька, - не возьмут никуда, даже грузчиком.
-Знаю, знаю, - улыбнулся Иво, - у меня свои секреты.

Продолжение здесь http://www.proza.ru/2012/04/06/369