Проектирование ИС

Игорь Неважно
1. Основные понятия объектно-ориентированного программирования

Использует объектную декомпозицию. Структура системы изображается в виде набора объектов и связей между ними, а поведение системы – это обмен сообщениями между объектами. Каждый объект системы обладает своим собственным поведением, моделирующим поведение объектов реального мира.
Понятие объектно-ориентированного программирования:
1. Объекты – это предметы или явления, которые обладают состоянием, поведением и индивидуальностью. Воздействие объектов друг на друга называются операциями. Объектами  в Visual Basic называются элементы пользовательского интерфейса. Каждый объект является экземпляром какого-либо класса.
2. Класс – это множество объектов, связанных общностью структуры и поведения. Определяет общие для всех объектов методы и свойства.
3. Методы – это программные процедуры, которые определяют взаимодействие объектов класса с внешней средой.
4. Свойства – это характеристики или атрибуты, присущие объектам (имя, надпись, размер шрифта и т.д.)
5. Инкапсуляция – скрытие информации о внутренней структуре объекта. Инкапсуляция позволяет изменять реализацию объекта любого класса без нежелательных эффектов в программной системе.
6. Наследование -  это построение новых классов на основе существующих с возможностью их модификации.
7 Полиморфизм – это способность класса принадлежать более чем одному типу.
В Visual Basic пользователи могут создавать свои собственные классы и объекты и далее использовать их при разработке приложений

2. Сущность структурного подхода к проектированию программных средств


Основа – принцип функциональной декомпозиции, при котором структура системы описывается в терминах связей ее функций и передачи информации между отдельными функциональными элементами.
Разработка программ выполняется сверху вниз, что называется нисходящим проектированием. Сначала выделяются несколько подпрограмм, решающие глобальные задачи, потом каждый из модулей детализируется на более низком уровне, разбиваясь на более мелкие подпрограммы, и так до тех пор, пока задача не будет решена.
Отсюда можно выделить следующие принципы функционально-ориентированного подхода:
1) декомпозиция системы на множество функций,
2) представление информации в виде графических моделей.
В структурном анализе используются в основном две группы средств, иллюстрирующих функции, выполняемые системой и отношения между данными. Каждой группе средств соответствуют определенные виды моделей (диаграмм), наиболее распространенными среди которых являются следующие:
1) диаграмма бизнес функций, в которых структура представлена в виде связанных процедур (IDF0)
2) диаграмма потоков данных, отражающая процесс передачи информации (DFD)
3) диаграмма сущность-связь, предназначенная для моделирования данных (ERD)

3. Состав, стадий и этапы ЖЦ ИС

Одним из базовых понятий методологии проектирования ИС является понятие жизненного цикла ее программного обеспечения (ЖЦ ПО). ЖЦ ПО - это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.
Основным нормативным документом, регламентирующим ЖЦ ПО, является международный стандарт ISO/IEC 12207
Суть содержания жизненного цикла разработки ИС в различных подходах одинакова и сводится к выполнению следующих стадий:
1. Планирование и анализ требований (предпроектная стадия) – системный анализ. Исследование и анализ существующей информационной системы, определение требований к создаваемой ИС, оформление технико-экономического обоснования и технического задания на разработку ЭИС.
2. Проектирование (техническое проектирование, логическое проектирование). Разработка в соответствии со сформулирвоанными требованиями состава автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и состава обеспечивающих подсистем (системная архитектура), оформление технического проекта ЭИС.
3. Реализация (рабочее проектирование, физическое проектирование, программирование). Разработка и настройка программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта
4. Внедрение (тестирование, опытная эксплуатация). Комплексная отладка подсистем ЭИС, обучение персонала, поэтапное внедрение ЭИС в эксплуатацию по подразделениям экономического объекта, оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях ЭИС.
5. Эксплуатация ЭИС (сопровождение,  модернизация). Сбор рекламаций и статистики о функционировании ЭИС, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации ЭИС и ее выполнение (повторение стадий 2-5).
Часто второй и третий этапы объединяют в одну стадию, называемую техно-рабочим проектированием или системным синтезом.
Рассмотрим основное содержание стадий и этапов ЖЦ
Системный анализ. К основным целям процесс относится следующее:
- сформировать потребность в новой ЭИС,
- выбрать направление и определить экономическую целесообразность проектирования ЭИС
Системный анализ ЭИС начинается с описания и анализа функционирования рассматриваемого экономического объекта в соответствии с требованиями, которые предъявляются к нему. В результате этого этапа выявляются основные недостатки существующей ЭИС, на основе которых формулируется потребность в совершенствовании системы управления этим объектом, и ставится задача определения экономически обоснованной необходимости автоматизации определенных функций управления, т.е. создается технико-экономическое обоснование проекта. После определения этой потребности возникает проблемы выбора направлений совершенствования объекта на основе выбора программно-технических средств. Результаты оформляются в виде технического задания на проект, в котором отражаются технические условия и требования к ЭИС, а также ограничения на ресурсы проектирования. Требования к ЭИС определяются в терминах функций, реализуемых системой, и представляемой ею информацией.
Системный синтез. Этот процесс предполагает:
1) разработать функциональную архитектуру ЭИС, которая отражает структуру выполняемых функций
2) разработать системную архитектуру выбранного варианта ЭИС, то есть состав обеспечивающих подсистем,
3) выполнить реализацию проекта.
Этап по составлению функциональной архитектуры, представляющей собой совокупность функциональных подсистем и связей между ними, является наиболее ответственным с точки зрения качества всей последующей разработки.
Построение системной архитектуры на основе функциональной архитектуры предполагает выделение элементов и модулей информационного, технологического, программного обеспечения и других обеспечивающих подсистем, определение связей по информации и управлению между выделенными элементами и разработку технологии обработки информации.
Этап конструирования (физического проектирования системы) включает разработку инструкций пользователям и программ, создание информационного обеспечения, включая наполнение баз данных.
Внедрение разработано проекта. Процесс предполагает выполнение следующих этапов: опытное внедрение и промышленное внедрение.
Этап опытного внедрения заключается в проверке работоспособности элементов и модулей проекта, устранении ошибок на уровне элементов и связей между ними.
Этап сдачи в промышленную эксплуатацию заключается в организации проверки проекта на уровне функций и контроля соответствия его требованиям, сформулированным на стадии системного анализа.
Эксплуатация и сопровождение проекта. На этой стадии выполняются этапы: эксплуатация проекта системы и модернизация проекта ЭИС.
Рассмотренная схема жизненного цикла ЭИС условно включает в свой состав только основные процессы, реальный набор которых и их разбиение на этапы и технологические операции в значительной степени зависят от выбираемой технологии проектирования.

4. Модель жизненного цикла

Под моделью ЖЦ понимается структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении ЖЦ.
Модель ЖЦ зависит от специфики ИС и специфики условий, в которых последняя создается и функционирует.
К настоящему времени наибольшее распространение получили следующие две основные модели ЖЦ:
- каскадная модель (70-85 г.г.) – последовательный переход на следующий этап после завершения предыдущего;
- итерационная модель (70-80-е годы) – с итерационными возвратами на предыдущие этапы после выполнения очередного этапа,
- спиральная модель (после 90-х. годов) – прототипная модель, предполагающая постепенное расширение прототипа ЭИС.
Каскадная модель
Его основной характеристикой является разбиение всей разработки на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как будет полностью завершена работа на текущем.
 Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков.
 
Принципиальной особенностью каскадного подхода является следующее: переход на следующую стадию осуществляется только после того, как будет полностью завершена работа на текущей стадии, и возвратов на пройденные стадии не предусматривается.
Каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при построении ИС, для которых в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования.
Основным недостатком каскадного подхода является существенное запаздывание с получением результатов.
Итерационная модель. Создание комплексных ЭИС предполагает проведение увязки проектных решений, получаемых при реализации отдельных задач. Подход к проектированию «сверху-вниз» обуславливает необходимость таких итерационных возвратов, когда проектные решения по отдельным задачам комплектуются в общие системные решения и при этом возникает потребность в пересмотре ранее сформулированных требований. Как правило, вследствие большого числа итераций возникают рассогласования в выполненных проектных решениях и документации. Запутанность функциональной и системной архитектуры создания ЭИС, трудность в использовании проектной документации вызывают на стадиях внедрения и эксплуатации сразу необходимость перепроектирования всей системы. Длительный жизненный цикл разработки ЭИС заканчивается этапом внедрения, за которым начинается жизненный цикл создания новой ЭИС.
 
Для преодоления перечисленных проблем была предложена спиральная модель ЖЦ делающая упор на начальные этапы ЖЦ: анализ и проектирование.
Главная же задача - как можно быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым активизируя процесс уточнения и дополнения требований.
Основная проблема спирального цикла - определение момента перехода на следующий этап. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.
 
5. Возможности Visual Basic

Visual Basic является мощным программным средством, с помощью которого можно реализовать широкий спектр практических задач. Основное достоинство этого языка состоит в том, что он оптимально сочетает в себе простоту использования, доступность и большой набор разнообразных возможностей, позволяющих охватить все основные области программистской деятельности. 
Основные возможности языка Visual Basic:
• Реализация разработчиком гибкого и удобного интерфейса для своего приложения.
• Создание самых разнообразных многоуровневых и всплывающих меню.
• Обработка событий мыши и клавиатуры, вывод на экран различных графических изображений и геометрических фигур.
• Управление цветом, настройками принтера, использование стандартных диалогов.
• Работа с таймером.
• Обработка файлов и каталогов на жестком диске.
• Доступ к базам данных.
• Внедрение в приложение различных объектов , например из Excel или Word.
• Поддержка сети Internet, позволяющая организовать связь с другими компьютерами, подключенными к этой сети.

6. Типы встроенных функций в Visual Basic
В языке программирования VBA предусмотрено несколько десятков встроенных функций. Они доступны в любой программе на языке VBA, при этом безразлично, в среде какого программного продукта мы находимся

В Visual Basic используются следующие стандартные функции:
Функция Оператор Действие
Arctg x ATN(x) Вычисляет арктангенс числа х
Cos x COS(x) Вычисляет косинус х
Sin x SIN(x) Вычисляет синус х
Tg x TAN(x) Вычисляет тангенс х
IxI ABS(x) Вычисляет абсолютное значение х
CDBL(x) Преобразует х в значение с двойной точностью
CSNG(x) Преобразует х в значение с обычной точностью
 
EXP(x) Вычисляет 

ln x LOG(x) Вычисляет натуральный логарифм х
INT(x) Округляет х до наибольшего целого
FIX(x) Выделяет целую часть числа х
RND(x) Генерирует случайное число от 0 до 1
 
SQR(x) Вычисляет корень квадратный из х
SGN(x) Выделяет знак числа х
STR(x) Перевод числового значения х в символьное
VAL(x) Перевод символьного значения х в числовое

Взаимодействие с пользователем в VBA, функции MsgBox() и InputBox()

Функция InputBox отображает окно диалога для ввода данных в текстовое поле, описание которых может быть задано как значения некоторых параметров
InputBox (подсказка,[заголовок], [значение], [x], [y])
подсказка – строка для отображения в окне подсказки относительно вводимого значения;
заголовок – строковое значение, задающее название окна;
значение – принимаемое по умолчанию значение, которое выводится автоматически в текстовом поле;
х, у – координаты левого верхнего угла окна диалога (если не заданы, то окно выводится в центре экрана).
Результатом вызова функции является строковое значение, которое может быть преобразовано с помощью одной из функций изменения типа данных и присвоено переменной.
Функция MsgBox  выводит на экран окно, которое используется для отображения какой-либо информации или сообщения. Окно всегда располагается в центре экрана и не имеет текстового поля.
MsgBox (подсказка, [кнопки], [заголовок])
Здесь
подсказка – то же, что и в предыдущем случае;
кнопки – числовое выражение, которое задает  количество и тип отображаемых кнопок (по умолчанию -–одна кнопка ОК); заголовок – название окна.

7. Организация ввода и вывода данных в языке Pascal

Для выполнения программы при различных значениях переменных предназначен оператор ввода READ.
Кик только во время выполнения программы встречается оператор READ, машина останавливается и ожидает ввода числовых значе¬нии. Когда числовые значения введены, процесс выполнения программы Продолжается. Оператор ввода имеет вид
READ (a1, a2  , ... , аn)
где a1, a2, ..., аn — переменные,  которым  последовательно присваива¬ются вводимые значения. 
Числовые значения указываются через пробел, признаком окончания ввода является нажатие клавиши возврата каретки (ВК)
Допускается использование оператора ввода без параметров READLN осуществляющего переход на новую строку при вводе данных. Допол¬нительно к этому имеется оператор ввода
         READLN (a1, a2, ..., an),
который сначала вводит значения а1, a2,..., an, а затем осуществляет переход на новую строку. Этот один оператор равносилен использова¬нию двух предыдущих операторов.
Для вывода данных из памяти ЭВМ на экран дис¬плея предназначен оператор вывода WRITE. Форма записи оператора
        WRITE (а1, а2,... аn),
где a1, а2,..., аn являются в простом случае либо переменными, либо строкой символов, заключенной в апострофы.
Для вывода целых и действительных чисел можно указывать фор¬маты в операторе WRITE. Формат указывается через двоеточие после переменной. Для действительных чисел формат состоит из двух величин. Первая величина обозначает общее поле выводимого значения, вто¬рое — поле дробной части. Общее поле включает в себя отрицательный знак числа или пробел для положительного числа, количество цифр в целой части, точку и количество цифр в дробной части. Так, вывод значения Y в соответствии с форматом
        WRITE (Y : 5 : 2)
означает, что на отображение всего значения Y отведено пять позиций, из них две - на дробную часть. Например, если в результате выпол¬нения программы значение Y равно 1.76, то в соответствии с рассмот¬ренным форматом число на экране дисплея будет представлено в виде
                _1.76
                (5 позиций)
Для вывода целых чисел формат дробной части не указывается.
В языке ПАСКАЛЬ может использоваться  бесформатный вывод:
        WRITE (‘Y=’,Y).
В этом случае значения будут выводиться в показательной форме:
        Y=0.5470000Е+3.
В языке ПАСКАЛЬ допускается использование и других операторов вывода. Оператор вывода без параметров
WRITELN
Этот оператор осуществляет переход на новую строку экрана дисплея. Последующий оператор вывода с параметрами будет выводить данные на новую стро¬ку; экрана.  Оператор вывода без  параметров часто используется для пропуска пустых строк. Оператор вывода
WRITELN (а1, а2,... аn)
осуществляет сначала вывод на экран дисплея значений а1, a2,..., аn, а затем — переход на новую строку.



8. Программирование алгоритмов разветвляющейся структуры. Операторы условных и безусловных переходов в языке Pascal


Условный оператор используется в тех случаях, когда вычисления мо¬гут пойти по различным путям, в зависимости от выполнения или невы¬полнения определенных условий.
В языке ПАСКАЛЬ для таких вычислений предусмотрен условный оператор, который имеет две
формы — полную и краткую.
Полная форма условного оператора имеет вид
IF_ <логическое выражение>_THEN_оператор 1
    ELSE_оператор_2
Здесь IF (если), THEN (тогда), ELSE (иначе) - служебные слова, оператор 1, оператор 2 - простые или составные операторы.
Если логическое выражение истинно, тогда выполняется оператор 1, иначе (если логическое выражение ложно) выполняется оператор 2. В качестве операторов 1 и 2 могут быть также условные операторы. Условный оператор относится к сложным, так как в его состав входят другие операторы.
IF X<0 THEN Y: = X+1
ELSE Y: =2*x.
Условие, управляющее разветвлением вычислений, не обязательно должно иметь форму операции отношения. Оно может принимать вид любого логического выражения, в частности логической переменной.
В языке ПАСКАЛЬ допускается и  краткая  форма условного опе¬ратора:
IF_ логическое выражение _ THEN _ оператор 1
Если логическое выражение истинно, то выполняется оператор 1; иначе (если логическое выражение ложно) выполняется оператор, рас¬положенный в программе после условного оператора IF. Например,

IF A>15 THEN  Y:=X – 7;
Z:=SUM+1
В этом фрагменте представлено два независимых оператора. Один из них условный, другой — оператор присваивания.
В языке ПАСКАЛЬ принят естественный порядок выполнения програм¬мы: все операторы выполняются последовательно один за другим в том порядке, как они записаны. Однако в практике программирования за¬дач возникает необходимость нарушения последовательности выполне¬ния операторов. Например, необходимо обойти участок программы, а вернуться к нему позже. Для этого предназначен оператор перехода, который имеет следующую форму записи:
GO TO _ метка
Метка представляет собой любое целое число без знака в диапазо¬не 1-9999 или идентификатор
в некоторых случаях оператор безусловного перехода оказы¬вается весьма полезным.

Записать программу вычисления на языке Паскаль функции 
Вычислить при   
 
Составим программу вычисления функции

Program razv;           (*задание названия программы*)
Var  x, y, z: real;       (*вводимые данные*)
        g: real;              (*результат*)
Begin
Writeln (’Введите значения x,y,z’);    (*вывод сообщения на экран*)
Read (x,y,z);                (*ввод данных в программу*)
If x < y Then g := (1 + Abs(0.2 - x)) / (1 + x * y) (*вычисляем значение функции*)
Else g:= EXP(1/3*LN(z));                (* вычисляем значение функции*)
Writeln (’Результат:’);
Write (’g=’, g:5:6);
End.


9. Понятие о двумерных массивах данных. Порядок составления программ с использованием массивов в языке Pascal

Под массивом понимается совокупность конечного числа данных одного типа. Массив обозначается одним именем. Каждый  элемент  массива  обозначается  именем   массива  с  индексом.Элементы массива упорядочены по значениям индекса.
Если в программе используется массив, то он должен быть описан либо в разделе переменных VAR, либо в разделе типов TYPE. Pacсмотрим сначала описание массива в разделе переменных VAR. Форма) описания имеет вид
VAR_имя массива: ARRAY [t1]  OF_t2;
Здесь ARRAY (массив); OF (из) — служебные слова; t1 — тип индекса, в качестве которого может быть любой простой тип, кроме стандартных типов REAL и INTEGER; (2 — тип элементов массива,) допустимый на языке ПАСКАЛЬ.
Для предыдущего примера описание массива имеет вид
VAR  A: ARRAY [1...5] OF REAL;
Здесь А — имя массива, элементы которого имеют базовый тип REAL; тип индекса — ограниченный от 1 до 5.
Особенно широкое распространение получили двухмерные массивы, иначе называемые матрицами. Например, изо¬бражение целых чисел последовательно в нескольких строках является матрицей:
5   4   3   6
2   8   1   7
4   3   9   5
Данная матрица имеет размер 3 на 4, т. е. она состоит из трех строк и четырех столбцов. Если всю матрицу обозначить одним именем, на¬пример А, то каждый элемент матрицы обозначается с двумя индек¬сами, например A[I, J]. Здесь первый индекс I обозначает номер строки (1= 1, 2, 3), второй индекс J — номер столбца (J = 1, 2, 3, 4). Такую матрицу можно описать следующим образом (с использованием имени типа Т):
1)
TYPE       Т = ARRAY   [1..З, 1..4]  OF  INTEGER;
VAR    A:T;
2)
TYPE      Т = ARRAY   [1..3]  OF  ARRAY[1..4] OF  INTEGER    ;
VAR  A: T;
В первом случае описывается каждый тип индекса, затем указы¬вается простой базовый тип элементов массива INTEGER. Во втором случае сначала описывается тип данных индекса [1..3], затем указы¬вается сложный базовый тип
ARRAY [1..4] OF INTEGER;
который в свою очередь содержит описание типа другого индекса  и простого базового типа INTEGER.
Если в программе необходимо выделять отдельные строки матри¬цы, то удобно ввести такое описание:
TYPE
Т1 = ARRAY [1..4]  OF INTEGER;
Т = ARRAY [1..3] QF T1;
VAR
A:  T;
В: Т1 ;
Здесь сначала описывается тип одной строки Т1, а затем через тип стро¬ки Т1 — тип всей матрицы Т. В разделе переменных указывается, что А является двухмерным массивом, т. е. матрицей, а В — одномер¬ным массивом.

10. Организация ввода и вывода данных в языке Basic

Алгоритмический язык программирования Qbasic  является достаточно простым и доступным языком для начального обучения программированию, но, вместе с тем, он является основой для последующего освоения языка визуального программи¬рования  Visual Basic, который широко используется для разработки приложений MS Windows.
Оператор диалогового ввода INPUT служит для ввода данных в программу с клавиатуры. Имеет вид:
Input ''Подсказка'';Список переменных
Подсказка выводит на экран сообщение, указанное в кавычках, после чего делается пауза. Пользователь должен ввести значения переменных по списку, отделяя их запятыми.
Оператор вывода PRINT служит для вывода данных на экран и имеет вид:
Print '' Подсказка''; Список вывода
Элементы списка вывода разделяются либо запятой (зонный формат), либо точкой с запятой (компактный формат). При зонном формате каждое значение выводится в своей зоне (строка разделяется на 5 зон), при компактном – числовые значения выводятся через пробел, а строковые подряд.
Если в конце списка вывода стоит знак «,» или «;», то вывод выполняется без перевода строки. Оператор без списка вывода выполняет перевод строки.


11. Структура проекта Visual Basic

Проекты в Visual Basic строятся из форм, модулей и элементов управления
Модуль – это файл, который содержит код, не связанный ни с одной формой или элементом управления. Он содержит исключительно программные инструкции, таки как:
А)  объявление переменных,
Б) определение констант,
В) функции подпрограммы, определяемые пользователем.
Файлы, в которых хранятся модули имеют имя с расширением .bas. Файлы, в которых содержатся элементы управления имеют имя с расширением .осх. Чтобы просмотреть все части проекта в Visual Basic имеется проводник проектов Project Explorer. Он выводится в правой части окна Visual Basic и показывает структуру проекта в виде дерева. С помощью него можно просмотреть любой компонент, дважды щелкнув по объекту. Можно вызвать контекстное меню, для чего щелкнуть правой кнопкой мыши по проводнику. С помощью контекстного меню можно выполнять следующие команды:
А) вывод объекта или кода,
Б) задание свойства файла,
В) добавление формы или модуля в проект,
Г) сохранение файла,
Д) удаление формы или модуля
Е) печать файла
Ж) спрятать проводник
Чтобы в Visual Basic создать новый проект, необходимо в меню Файл выбрать пункт New Project. Чтобы добавить новый проект в существующий необходимо в меню Файл выбрать пункт Add Project / Добавить в проект. Проект является основой для создания приложения в Visual Basic, но отдельным приложением не является. Чтобы он стал приложением необходимо выполнить дополнительные действия.
Созданный проект можно скомпилировать, чтобы получить .ехе-файл. Ехе-файл можно запускать не в среде Visual Basic. Чтобы перенести приложение, созданное в Visual Basic на другой компьютер, надо к ехе-файлу добавить дополнительные компоненты, создать дистрибутив приложения. Чтобы сохранить проект в меню Файл необходимо выбрать Save Project. Если сохранение выполняется первый раз, то Visual Basic попросит подтверждение на сохранение всех элементов проекта. Для каждой формы модуля необходимо задать им, а расширение ставится автоматически. Затем после сохранения элементов, программа запрашивает сохранение всего проекта. Необходимо задать имя. Проект сохраняется с расширением .vbp. В уже созданный проект можно добавлять новы формы и модули с использованием меню Project пункт Add (добавить). Если требуется вставить форму или модуль из имеющегося проекта, то в этом случае используется меню Project пункт Add File.

12. Инструментальное средство анализа BPwin

BPwin – это бизнес-процесс под управлением Windows.
Для моделирования и анализа используются 3 стандарта моделирования: DFD, IDEF0 и IDEF3. Каждый из стандартов позволяет рассматривать стороны бизнес-процессов.
Диаграмма IDEF0 позволяет изобразить, какие объекты и информация служат основой для процессов, результаты при выполнении работ, что является управляющими факторами процесса и т.д. Данные диаграммы позволяют выявлять недостатки, что облегчает анализ.
DFD используется для описания документооборота и анализа обработки информации.
IDEF3 используют для описания взаимодействия информационных потоков.
Для предприятия строится функциональная модель бизнес-процесса как есть: AS-IS. Далее выполняется анализ бизнес-процесса, выявляются недостатки и строится модель «Как будет»: TO-BE. Модулей модели TO-BE может быть несколько. На их основе оцениваются последствия моделирования.
Критерии для сравнения вариантов бизнес-процессов:
1) стоимостной анализ (оценивает затраты на работу)
2) свойства, определяемые пользователем (позволяют сравнить по другим показателям).
BPwin позволяет на основе данных о моделях составлять отчеты для документирования. Отчеты могут сохраняться в Word, Excel, HTML и др. BPwin позволяет связывать модели бизнес-процессов с моделями данных, созданных в Erwin.

13 Создание модели в стандарте IDEF0

Общепринятым языком является язык IDEF0 (интегрированная компьютеризация производства). Система представляется как совокупность взаимосвязанных работ. Система имеет границы от внешней среды. Взаимодействие со внешней средой определяется и типами стрелок:
1) вход (информация, объекты и др.)

2) выход (результаты системы)

3) управление (правила и процедуры по управлению)

4) ресурсы, механизмы

5) стрелка вызова (выходят из нижней грани и показывают, что эта работа использует расщепление)
Процесс моделирования начинают с построения контекстной диаграммы, она изображает функциональное направление. Определяют субъекты моделирования, цели и точки зрения. Субъект – система с четким разграничением компонентов и внешней среды. Цель – вопросы, на которые модель должна дать ответ. Точка зрения – взгляд специалиста, который рассматривает систему в нужном аспекте. Точки зрения бывают:
а) основные,
б) альтернативные.
Модель представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм. Каждая располагается на отдельном листе:
- контекстная диаграмма,
- диаграмма декомпозиции,
- диаграмма дерева узлов,
- FEO (альтернативные)
После каждого этапа декомпозиции проводится экспертиза. Диаграмма дерева узлов показывает иерархическую зависимость работ без взаимосвязи между работами.
Альтернативные строят для иллюстрации отдельных фрагментов модели или точки зрения. Их создают с целью обсуждения аспектов модели с экспертами области.
BPwin поддерживает коллективную работу над проектами. Руководитель может создать декомпозицию верхнего уровня и дать задание продолжать декомпозицию работы  в виде модели. После окончания работы над подмоделями, они могут быть слиты в 1 модель. Для слияния применяют стрелки вызова. Для этого:
1) обе модели открывают в BPwin (должны иметь одинаковые названия (работа 1)) и стрелки вызова (тоже имя, как и модель-источник).
2) Стрелки вызова должны исходить из недекомпозированной  работы
3) модель источник должно иметь хотя бы  1 диаграмму декомпозиции.
Далее щелкнуть ПКМ по работе со стрелкой вызова в меню команды «Слить модель» Модель источник остается неизменной, а к модели цели подключается ее копия.
Для расщепления необходимо выделить работу, ПКМ и выбрать команду Split (в окне надо указать имя модели).

14. Построение диаграмм IDEF3

Диаграммы IDEF3 используются для описания логики взаимодействия информационных потоков. На диаграммах отображаются взаимодействия между процессами обработки информации и объектами в этих процессах
Диаграммы IDEF3 используют для анализа завершенности процедур обработки на разных этапах. С  их помощью можно описывать сценарий действий сотрудников фирмы по обработке заказов. Данные диаграммы описывают ситуации, когда процессы выполняются в последовательности и по времени.
С использованием диаграмм IDEF3 отображают работы, связи между работами, перекрестки и объекты ссылок.
IDEF3 – это метод, имеющий основной целью дать возможность аналитикам описать ситуацию, когда процессы выполняются в определенной последовательности, а также описать объекты, участвующие совместно в одном процессе.
ТехникаописаниянабораданныхIDEF3 является частью структурного анализа. В отличие от некоторых методик описаний процессов IDEF3 не ограничивает аналитика чрезмерно жесткими рамками синтаксиса, что может привести к созданию не полных или противоречивых моделей.
Каждая работа в IDEF3 описывает какой-либо сценарий бизнес-процесса и может являться составляющей другой работы. Поскольку сценарий описывает цель и рамки модели, важно, чтобы работы именовались отглагольным существительным, обозначающим процесс действия, или фразой, содержащей такое существительное.
На диаграммах IDEF3 работы изображаются треугольниками и более подробно описаны
Для работ создают сопроводительный документ. В документе отражают:
1) описание объектов работы,
2) описание фактов,
3) ограничения,
4) дополнительное описание.
Эта информация заносится в окно «Свойство работы»
Связи на диаграмме изображаются в виде стрелок и показывают взаимоотношение работ.
Основные типы стрелок:
 
Окончание одной работы может служить сигналом к началу нескольких работ, или же одна работа для своего запуска может ожидать окончания нескольких работ. Перекрестки используются для отображения логики взаимодействия стрелок при слиянии разветвлении или для отображения множества событий, которые могут или должны быть завершены перед началом следующей работы. Различают перекрестки для слияния (Fan-in  Junction)  и разветвления(Fan-out Junction) стрелок. Перекресток не может использоваться одновременно для слияния и для разветвления.
Типы перекрестков:
 
В отличие от IDEF0 и DFD вIDEF3 стрелки могут сливаться и разветвляться только через перекрестки.
Основные правила создания перекрестков:
1) каждому перекрестку для слияния должен предшествовать перекресток для разветвления.
 2) если на одной стрелке имеется перекресток на одной стороне, то должна быть стрелка на другой стороне, не меняя направление первой стрелки

15. Диаграмма потоков данных DFD

Диаграммы потоков данных (DFD –  Data  Flow  Diagram) являются основным средством моделирования функциональных требований проектируемой системы. С их помощью эти требования разбиваются на функциональные компоненты (процессы) и представляются в виде сети, связанной потоками данных. Главная цель таких средств– продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить от- ношения между этими процессами.
Диаграмма потоков данных предназначена для описания документооборота и процесса обработки информации.
На DFD диаграмме описывают:
1) функции обработки информации,
2) документы, объекты и сотрудники,
3) внешние ссылки,
4) хранилища данных.
Построение модели DFD начинают с контекстной диаграммы.
Контекстная диаграмма отражает интерфейс системы с внешним миром,  а именно, информационные потоки между системой и внешними сущностями, с которыми она должна быть связана.  Она идентифицирует эти внешние сущности,  а также, как правило,  единственный процесс,  отражающий главную цель или природу системы насколько это возможно.                хотя контекстная диаграмма выглядит тривиальной, несомненная ее полезность заключается в том, что она устанавливает границы анализируемой системы. Каждый проект должен иметь ровно одну контекстную диаграмму, при этом нет необходимости в нумерации единственного ее процесса.
На диаграмме DFD нет стрелок управления и механизмов. Она содержит стрелки входа и выхода к любым граням работ:









Внешние ссылки – это сущности. Сущность может использоваться многократно. Стрелки на диаграмме описывают движение объектов. Диалоги  изображают двунаправленные ссылки. Строго говоря, эти диаграммы не должны иметь входных и выходных стрелок. По стандарту необходимо удалить все входные и выходные стрелки и заменить их сущностями и хранилищами данных. После следует создать внутренние стрелки, которые начинаются с сущностей или заканчиваются на хранилищах.

16 Создание отчетов с использованием шаблонов

Отчеты с использованием шаблонов можно создавать с использованием меню Tools (инструменты) / Отчеты. Появится список шаблонов.
BPwin имеет мощный инструмент генерации отчетов. Всего имеется семь типов отчетов:
1) Отчет о модели -  Model Report. Включает информацию о контексте модели — имя модели, точку зрения, область, цель, имя автора, дату создания и др.
2) Отчет по диаграмме -  Diagram Report. Отчет по конкретной диаграмме. Включает список объектов (работ, стрелок, хранилищ данных, внешних ссылок и т. д.).
3) Отчет об объектах - Diagram Object Report. Наиболее полный отчет по модели. Может включать полный список объектов модели (работ, стрелок с указанием их типа и др.) и свойства, определяемые пользователем.
4) Отчет по стоимостному анализу - Activity Cost Report. Отчет о результатах стоимостного анализа.
5) Отчет по стрелкам - Arrow Report. Отчет по стрелкам. Может содержать информацию из словаря стрелок, информацию о работе-источнике, работе-назначении стрелки и информацию о разветвлении и слиянии стрелок.
6) Data Usage Report. - Отчет о результатах связывания модели процессов и модели данных.
7) Model Consistency Report. Отчет, содержащий список синтаксических ошибок модели.
Бывают следующие синтаксические ошибки:
- ошибки, которые программа не может выявить самостоятельно (имена работ – отглагольные существительные)
- потенциальные – Bpwin не позволяет их совершать
- ошибки, которые система указывает.
При выборе отчетов появляется окно настройки. В каждом отчете есть стандартные отчеты, которые уже настроены. Можно создавать свой отчет. Для этого необходимо задать ему имя, ввести изменения в стандартные отчеты и сохранить.
Стандартные отчеты можно изменять или удалять.
При выводе отчета можно задать формат вывода:
1) сначала задаются метки полей, а в следующей строке содержимое полей,
2) устанавливаются фиксированные колонки (в отдельных),
3) задаются колонки с разделителями,
4) задается протокол ADD – Add Table
5) генератор отчетов.
Сортировка данных по значению указывается в окне отчета.

17. Отображение модели данных в ERwin.

ERwin   имеет два уровня представления модели  –      логический и физический.      Логический  уровень – это абстрактный взгляд на данные, на нем данные представляются так, как выглядят в реальном мире,   и могут называться так,   как они называются в реальном мире, например, «Фамилия сотрудника»,   «Отдел». Объекты модели,    представляемые на логическом уровне, называются сущностями и атрибутами. 
Логическая модель может быть построена на основе другой логической модели,  например на основе модели процессов.  Логическая модель данных является универсальной и никак не связана с конкретной реализацией СУБД.
Физическая модель данных, напротив,  зависит от конкретной СУБД,      фактически являясь отображением системного каталога. В физической модели содержится информация обо всех объектах БД. Поскольку стандартов на объекты БД не существует, физическая модель зависит от конкретной реализации СУБД.  Следовательно,   одной и той же логической модели могут соответствовать несколько разных физических моделей. Разделение модели данных на логические и физические позволяет решить несколько важных задач.
На физическом уровне объекты БД могут называться так, как того требуют ограничения СУБД. На логическом уровне можно этим объектам дать синонимы – имена более понятные не специалистам,  в том числе на кириллице и с использованием специальных символов.
Масштабирование.  Создание модели данных,  как правило,  начинается с создания логической модели. После описания логической модели, проектировщик может выбрать необходимую СУБД, и ERwin  автоматически создаст соответствующую физическую модель.  На основе физической
модели ERwin    может сгенерировать системный каталог СУБД или соответствующий SQL- скрипт. Этот процесс называется прямым проектированием (Forward Engineering). Тем самым достигается масштабируемость –   создав одну логическую модель данных, можно сгенерировать физические модели под любую поддерживаемую ERwin  СУБД.   С другой стороны,    ERwin способен по содержимому системного каталога или SQL-скрипту воссоздать физическую и логическую модель данных (Reverse       Engineering).  На основе полученной логической модели данных можносгенерировать физическую модель для другой СУБД и затем сгенерировать ее системный каталог.   Следовательно,  ERwin   позволяет решить задачу по переносу структуры  данных с одного сервера на другой.

18. Системы классификации и кодирования технико-экономической информации

Кодирование – это процесс присвоения условных обозначений объектам и группам и соответствующей системе кодирования. Система кодирования – это совокупность правил, обозначения объектов и группировок. Кодирование выполняется с помощью определенных правил
 Для того, чтобы обеспечить совместимость экономических информационных систем разных уровней разработана единая система классификации и кодирования, предназначенная для выполнения следующих функций:
1) централизованная обработка классификаторов,
2) выполнение и обновление классификаторов,
3) оптимизация структуры классификаторов,
4) проведение работ по созданию информационно-поисковых языков.
В состав этой системы классификации входят 3 части:
1) комплекс нормативно-технических и методологических материалов,
2) комплекс общесистемных классификаторов,
3) автоматизированная система ведения общесистемных классификаторов.
Общесистемный классификатор включает следующие группы классификаторов:
1) классификаторы о природных и трудовых ресурсах
2) классификаторы о продуктах труда и производственной деятельности
3) классификаторы структуры народного хозяйства и объектов административно-территориального деления
4) классификаторы управленческой информации и документации.
Автоматизированная система ведения классификаторов имеет следующие подсистемы:
1) объектная подсистема, которая объединяет предприятия и отраслевые институты, отвечающие за передачу информации об изменениях в системе классификаторов.
2) функциональная, которая объединяет  однотипные, технологические процессы по ведению классификаторов,
3) обеспечивающая, в которую входят программное, техническое и информационное обеспечение

19. Методика оценки и выбора системы классификации и кодирования

Основными методами классификации технико-экономической и социальной информации являются иерархический и фасетный.
Основными методами кодирования технико-экономической и социальной информации являются последовательный, параллельный, порядковый и серийно-порядковый.
Выбор методов классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в каждом конкретном случае осуществляется разработчиком классификатора.
В зависимости от специфики информации и области применения классификаторов в них возможно применение различных сочетаний основных методов классификации и кодирования.
Для защиты кодов классификаторов и обеспечения достоверности информации на всех этапах информационного взаимодействия, а также контроля кодов классификаторов при их применении в классификаторы могут вводиться контрольные числа. Контрольное число проставляют после кода. Целесообразность применения контрольных чисел определяет разработчик классификатора.
Контрольное число рассчитывается в соответствии с методикой, изложенной в приложении В.
Основными методами унификации документации являются методы содержательной и формальной унификации.
К методам содержательной унификации относятся:
- установление ограничительных номенклатур действующих форм;
- создание типовых форм;
- построение единой модели документов для групп однородных задач (использование формуляра-образца);
- унификация и стандартизация реквизитов, используемых в формах.
Методами формальной унификации являются:
- унификация структур документов;
- создание общих синтаксических правил построения документа;
- унификация методов контроля информации документа.

20. Единая система классификации и кодирования

Единая система классификации и кодирования (ЕСКК) обеспечивает поддержку работы программных модулей автоматизированных систем (АС), предоставляя следующие возможности:
функциональная интеграция произвольного набора словарей и классификаторов в АС и обеспечение электронным представлением общероссийских, городских и ведомственных классификаторов и словарей;
многоаспектный поиск информации;
обеспечение единого понятийного пространства информационной системы за счет настраиваемой (полной или частичной) репликации словарей и классификаторов в рамках иерархической и распределенной базы данных (БД);
проверка семантической целостности данных;
ведение аудита изменения словарей и классификаторов;
предоставление статистической информации по аудиту и использованию понятий словарей и классификаторов, предоставление возможности удаления неиспользуемых понятий;
предоставление персонифицированного доступа к информации;
ведение временных понятий, репликация их на уровень, ответственный за ведение справочника, проверка и последующее распространение утвержденных понятий по всей структуре или по требуемым уровням;
поддержка сетевых структур справочников с использованием различных форм представлений информации.
Единство понятийного пространства обеспечивается за счет репликации. Под репликацией понимаются средства межуровневого взаимодействия, которые обеспечивают двунаправленную передачу данных между серверами различных уровней (узлами). На каждом узле работа с данными осуществляется локально. Временное пропадание межуровневых каналов связи не критично для системы в целом. Синхронизация информации (передача данных) между узлами происходит в процессе сеансов репликации данных, инициируемых подчиненным узлом. Благодаря постоянному контролю работы каналов связи в случае остановки передачи данных производится оповещение пользователей.
Использование Интернет-технологий ("тонкий клиент") позволяет снизить требования к техническим характеристикам рабочих станций и затраты при переходе к новым версиям программных продуктов – необходимо произвести модернизацию программного обеспечения только серверов БД и/или приложений, а не всего парка АРМ.

21. Прямое и обратное проектирование в ERWin.

Прямым проектированием называется процесс генерации физической схемы БД из логической модели. При генерации физической схемы ERмwin включает триггеры ссылочной целостности, хранимые процедуры, индексы, ограничения и другие возможности, доступные при определении таблиц в выбранной СУБД.
Обратным проектированием называется процесс генерации логической модели из физической БД. Обратное проектирование позволяет конвертировать БД из одной СУБД в другую. После создания логической модели БД путем обратного проектирования можно переключиться на другой сервер и произвести прямое проектирование.
Когда Вы производите обратное проектирование, необходимо иметь в виду, что разные СУБД на разных уровнях обеспечивают синтаксическую поддержку связей, индексов, ссылочной целостности и других свойств. Например, DB2 обеспечивает синтаксис, с помощью которого связи выражаются через внешние ключи и ссылочную целостность. Но не все СУБД, доступные из ERwin, поддерживают эти возможности.
ERwin позволяет Вам произвести обратное проектирование базы данных:
• Непосредственно из системного каталога Вашей базы данных.
• Путем открытия и прочтения файла скрипта схемы SQL.
Независимо от того, какой из методов обратного проектирования Вы используете, ERwin автоматически создает новое окно диаграммы Главной области и показывает на экране схему в виде графической модели данных.
Кроме режима прямого и обратного проектирования программа обеспечивает синхронизацию между логической моделью и системным каталогом СУБД на протяжении всего жизненного цикла создания ИС.


22. Проектирование экранных форм документов

Под электронными формами документов понимается не изображение бумажного документа, а изначально электронная (безбумажная) технология работы; она предполагает появление бумажной формы только в качестве твердой копии документа.
Электронная форма документа (ЭД) — это страница с пустыми полями, оставленными для заполнения пользователем. Формы могут допускать различный тип входной информации и содержать командные кнопки, переключатели, выпадающие меню или списки для выбора.
Создание форм электронных документов требует использования специального программного обеспечения. На рис. 9.6 приведены основные типовые элементы электронного документа, использование которых предусмотрено в большинстве программ автоматизации проектирования электронных документов.
К недостаткам электронных документов можно отнести неполную юридическую проработку процесса их утверждения или подписания.
Технология обработки электронных документов требует использования специализированного программного обеспечения — программ управления документооборотом, которые зачастую встраиваются в корпоративные ИС.
Проектирование форм электронных документов, т.е. создание шаблона формы с помощью программного обеспечения проектирования форм, обычно включает в себя выполнение следующих шагов:
- создание структуры ЭД — подготовка внешнего вида с помощью графических средств проектирования;
- определение содержания формы ЭД, т.е. выбор способов, которыми будут заполняться поля. Поля могут быть заполнены вручную или посредством выбора значений из какого-либо списка, меню, базы данных;
- определения перечня макетов экранных форм — по каждой задаче проектировщик анализирует "постановку" каждой задачи, в которой приводятся перечни используемых входных документов с оперативной и постоянной информацией и документов с результатной информацией;
- определение содержания макетов — выполняется на основе анализа состава реквизитов первичных документов с постоянной и оперативной информацией и результатных документов.
Работа заканчивается программированием разработанных макетов экранных форм и их апробацией.

23. Особенности проектирования клиент-серверных ИС

Клиент-серверная архитектура КЭИС упрощает взаимодействие пользователей с информационной системой и между собой в процессе выполнения деловых процессов или длинных транзакций. Под длинной транзакцией будем понимать совокупность операций делового процесса, требующих обращения к КЭИС, каждая из которых не имеет ценности без выполнения всей совокупности. Под короткой транзакцией или просто транзакцией будем понимать отдельное обращение к одному из компонентов КЭИС или обращение клиента к серверу. С помощью обработки длинных транзакций КЭИС позволяет управлять достаточно сложными цепочками операций делового процесса как единым целым. Такие информационные системы называют системами оперативной обработки транзакций (OLTP – On-Line Transaction Processing).
Основой современных систем оперативной обработки транзакций является управление рабочими потоками (workflow), в которых пользователи-клиенты взаимодействуют между собой и с множеством программных приложений через специальную управляющую программу. Системы оперативной обработки транзакций могут распространяться и на межорганизационное взаимодействие предприятий с помощью специально разработанных Интернет-приложений в глобальной вычислительной сети.
Использование систем управления рабочими потоками
Под рабочим потоком будем понимать совокупность информационного и материального потоков в цепочке операций делового процесса.
Система управления рабочими потоками (СУРП) - это программный комплекс, который оперативно связывает персонал из различных подразделений предприятия и программные приложения в общий деловой процесс, позволяя его автоматизировать и управлять им как единым целым. СУРП интегрирует по управлению все взаимодействующие элементы рабочего потока, переключает потоки между приложениями, управляет выбором исполнителей операций (как персонала, так и программ). С позиции проектирования ЭИС СУРП обеспечивает выстраивание цепочек автоматизированных рабочих мест, которые обмениваются между собой информацией по вычислительной сети через распределенную базу данных. С позиции многоуровневой клиент-серверной архитектуры СУРП - это управляющая (супервизорная) программа, которая регулирует множественное взаимодействие клиентов и серверов приложений и баз данных в длинных транзакциях. Таким образом, клиент обращается не напрямую к серверу приложений, а через СУРП, которая выбирает необходимое приложение в зависимости от конкретных событий в деловом процессе.

24. Проектирование форм входных и выходных документов

Входной документ - это документ, содержащий исходные данные. В него могут входить первичные и накапливаемые данные учёта, данные предшествующих отчётных периодов из смежных систем автоматизированной обработки информации, поступающих извне в предприятие. Это так же документ, являющийся результатом обработки исходных данных и содержащий результативную информацию.
Входные и выходные формы документов, зафиксированные на машинных носителях, образуют информационную базу.
Этапы проектирования входных сообщений: составление и утверждение ТЗ и методики унификации документов, разработка проектов унифицированной системы документации, исследовательская проверка или исследовательская эксплуатация проекта системы унифицированной документации, разработка окончательной документации согласования и утверждения.
Методы проектирования оригинальных документов: установление содержания каждого документа ( на основе экономических показателей предметной области, определяются постоянные атрибуты и те которые будут переноситься на машинный носитель), размещение атрибутов на поле документа по выбранной форме построения, проектирование макетно-машинного носителя, изготовление документа.
Этапы прохождения документов: до обработки, в процессе обработки, после обработки.
Документ, который является результатом обработки исходных данных и содержит результативную информацию, называется выходным. Данные в выходные документы вводятся автоматически. Они заполняются на основании данных входных документов, рассмотренных ранее.
Формы выходной информации: по характеру (функциональная, отображение отдельных операций), по форме представления, по назначению (основная, вспомогательная), по официальности (утвержденная, неутвержденная), по срокам (оперативная, обычная, несрочная), по периодичности (текущая, квартальная, годовая).
Этапы методики проектирования форм выходной информации: 1) определение общего состава сведенного показателя, 2) установление содержания информации которая входит в отдельные выходные сообщения (установление однородных показателей которые д. б. получены в одинаковые сроки и в одинаковых подразделениях, объединение нескольких простых в сложную форму, определение атрибутов каждого выходного сообщения, определение необходимых средств контроля), 3) разработка эскиза каждого выходного сообщения (зоны выходных сообщений: заголовок, название граф и их нумерация, основная предметная или информационная), 4) согласование с заинтересованными лицами и службами, внесение изменений и утверждение у ответственных лиц.

25. Реинжиниринг бизнес-процессов на основе корпоративной ЭИС

Под бизнес-процессом (БП) будем понимать совокупность вза¬имосвязанных операций (работ) по изготовлению готовой про¬дукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов. Управление бизнес-процессами нацелено на выполнение качественного обслуживания потребителей (клиентов). При этом в ходе управления бизнес-процессами все материальные, финансо¬вые и информационные потоки рассматриваются во взаимодей¬ствии.
Управление бизнес-процессами целесообразно рассматривать и на уровне взаимодействия различных предприятий, когда тре¬буется координация деятельности предприятий-партнеров в по¬токах товародвижения или в логистических процессах. Логисти¬ка породила методы организации поставок по принципу «точно в срок» (JIT- Just In Time), реализация которых немыслима без управления бизнес-процессами как единым целым.
Революцию в управление бизнес-процессами внесли достиже¬ния в области современных информационных технологий, кото¬рые дают возможность проведения инжиниринга и реинжинирин¬га бизнес-процессов.
Согласно определению М. Хаммера и Д.Чемпи [91] реинжи¬ниринг бизнес-процессов (BPR - Business process reengineering) определяется как «фундаментальное переосмысление и радикаль¬ное перепроектирование бизнес-процессов (БП) для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности пред¬приятия».
Целью реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) является сис¬темная реорганизация материальных, финансовых и информаци¬онных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребнос¬тей клиентов, повышение качества их обслуживания.
Для компаний с высокой степенью диверсификации бизнеса, многообразием партнерских связей реинжиниринг бизнес-процес¬сов обеспечивает решение следующих задач:
• определение оптимальной последовательности выполняемых
функций, которое приводит к сокращению длительности цикла изготовления и продажи товаров и услуг, обслуживания клиентов, следствием чего служат повышение оборачиваемости капитала и рост всех экономических показателей фирмы;
• оптимизация использования ресурсов в различных бизнес-
процессах, в результате которой минимизируются издержки
и обеспечивается оптимальное сочетание различных видов де¬ятельности;
• построение адаптивных бизнес-процессов, нацеленных на
быструю адаптацию к изменениям потребностей конечных потребителей продукции, производственных технологий, пове¬дение конкурентов на рынке и, следовательно, повышение качества обслуживания клиентов в условиях динамичности внешней среды;
• определение рациональных схем взаимодействия с партнера¬
ми и клиентами и, как следствие, рост прибыли, оптимизация
финансовых потоков.
Реинжиниринг бизнес-процессов нельзя отождествлять с ре¬шением таких задач, как автоматизация процессов обработки информации, реинжиниринг программного обеспечения, реор¬ганизация организационной структуры, улучшение качества про¬дукции и услуг, которые могут решаться самостоятельно и неза¬висимо друг от друга. Вместе с тем предполагается их обязатель¬ное комплексное решение при реинжиниринге бизнес-процессов.
Реинжиниринг бизнес-процессов возможен только на основе интегрированных корпоративных информационных систем, ко¬торые обеспечивают поддержку управлению деловыми процес¬сами на всех уровнях. В отличие от канонического подхода к ав¬томатизации отдельных функций управления в виде локальных АРМов, не изменяющих существующую технологию управления, использование корпоративных экономических информационных систем (КЭИС) предполагает трансформацию системы управле¬ния на основе концепции автоматизации управления сквозными бизнес-процессами. Причем адаптация структуры КЭИС к изме¬нениям потребностей системы управления должна быть непре¬рывной.
Общими требованиями к созданию корпоративных экономи¬ческих информационных систем, обеспечивающих эффективный реинжиниринг бизнес-процессов предприятий, являются:
• модульность, предполагающая разработку и внедрение ЭИС
по отдельным программным комплексам, которые автомати¬зируют определенные виды деятельности предприятия и комплексируются между собой;
интегрируемость (интероперабельность), позволяющая осуще¬ствлять информационный обмен между программными комплексами через общую базу данных на основе стандартов представления форматов данных и интерфейсов;
• адаптивность, обеспечивающая настраиваемость программ¬ных комплексов на различные схемы организации бизнес-процессов;
• масштабируемость, позволяющая наращивать число автома¬тизированных рабочих мест ЭИС по мере внедрения про¬граммных комплексов и расширения предприятия без потери эффективности эксплуатации ЭИС;
• открытость (переносимость), реализующая сопряжение программных комплексов со стандартными программными приложениями через механизмы OLE, например программами Microsoft Office, и с внешними приложениями других информа¬ционных систем через API-интерфейс (Application Programming Interface), например INTERNET - приложениями;
• конфиденциальность, предполагающая настройку прав дос¬тупа пользователей к информационной системе в зависимости от уровня компетенции.


26. Особенности программирования в оконной операционной среде Visual Basic.

Visual Basic является мощным программным средством, с помощью которого можно реализовать широкий спектр практических задач. Основное достоинство этого языка состоит в том, что он оптимально сочетает в себе простоту использования, доступность и большой набор разнообразных возможностей, позволяющих охватить все основные области программистской деятельности. 
Слово Visual в названии языка означает способ, при помощи которого создается графический пользовательский интерфейс. Вместо того, чтобы описывать в программе, где и каким образом появится на экране тот или иной объект, программист может просто расположить его в нужном месте еще на этапе разработки своего приложения.
В качестве таких «заготовок» используются встроенные элементы управления, т. е. уже созданные объекты  с заданными наборами свойств и методов. Программист может изменять значения тех или иных свойств у выбранного объекта, а также описывать для него разнообразные методы. Кроме этого имеется  возможность обработки программистом различных событий, которые могут возникать в результате каких-либо действий пользователя.
Основные возможности языка Visual Basic:
• Реализация разработчиком гибкого и удобного интерфейса для своего приложения.
• Создание самых разнообразных многоуровневых и всплывающих меню.
• Обработка событий мыши и клавиатуры, вывод на экран различных графических изображений и геометрических фигур.
• Управление цветом, настройками принтера, использование стандартных диалогов.
• Работа с таймером.
• Обработка файлов и каталогов на жестком диске.
• Доступ к базам данных.
• Внедрение в приложение различных объектов , например из Excel или Word.
• Поддержка сети Internet, позволяющая организовать связь с другими компьютерами, подключенными к этой сети.

27. Состав, содержание и принципы организации информационного обеспечения ЭИС

Подсистема «Информационное обеспечение»  (ИО)  - это совокупность единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, унифицированной системы документации и информационной базы
 

Рис. Состав подсистемы «Информационное обеспечение»

В состав ИО включаются два комплекса: компоненты внемашинного информационного обеспечения  (классификаторы технико-экономической информации документы) и внутримашинного информационного обеспечения (макеты/ экранные формы для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации, структура информационной базы:  входных, выходных файлов, базы данных).
Центральным компонентом информационного обеспечения является база данных,  через которую осуществляется обмен данными различных задач.  База данных обеспечивает интегрированное использование различных информационных объектов в функциональных подсистемах.

28. Краткая характеристика технологии проектирования

Процесс проектирования ЭИС – это процесс принятия проектно-конструкторских решений, направленных на получение описания системы, удовлетворяющей требования заказчика.
Под проектом ЭИС понимается проектно-конструкторская и технологическая документация, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации ЭИС в конкретной программно-технической среде.
Под проектирование ЭИС понимается процесс преобразования входной информации об объекте проектирования, о методах проектирования и об опыте проектирования объектов аналогичного назначения в соответствии с ГОСТом в проект ЭИС.
В основе технологии проектирования лежит технологический процесс, который определяет действия, их последовательность, состав исполнителей, средства и ресурсы, требуемые для выполнения этих действий.
Так, технологический процесс проектирования ЭИС в целом делится на совокупность последовательно-параллельных, связанных и соподчиненных цепочек действия, каждое из которых может иметь свой предмет. Действия, которые выполняются при проектировании ЭИС, могут быть определены как неделимые технологические операции или как подпроцессы технологических операций.
Таким образом, технология проектирования задается регламентированной последовательностью технологических операций, выполняемых в процессе создания проекта на основе того или иного метода, в результате чего стало бы ясно, не только что должно быть сделано для создания проекта, но и как, кому и в какой последовательности это должно быть сделано.
Основу технологии проектирования ЭИС составляет методология, которая определяет сущность, основные отличительные технологические особенности. Методология проектирования предполагает наличие некоторой концепции, принципов проектирования, реализуемых набором методов проектирования, которые, в свою очередь, должны поддерживаться некоторыми средствами проектирования.




29. Критерии выбора технологии проектирования

Технология проектирования определяется как совокупность трех составляющих:
• пошаговой процедуры, определяющей последовательность технологических операций проектирования (рис. 2.1);
• критериев и правил, используемых для оценки результатов выполнения технологических операций;
• нотаций (графических и текстовых средств), используемых для описания проектируемой системы.
Технология проектирования, разработки и сопровождения ИС должна удовлетворять следующим общим требованиям:
• технология должна поддерживать полный жизненный цикл ПО;
• технология должна обеспечивать гарантированное достижение целей разработки ИС с заданным качеством и в установленное время;
• технология должна обеспечивать возможность выполнения крупных проектов в виде подсистем (т.е. возможность декомпозиции проекта на составные части, разрабатываемые группами исполнителей ограниченной численности с последующей интеграцией составных частей). Опыт разработки крупных ИС показывает, что для повышения эффективности работ необходимо разбить проект на отдельные слабо связанные по данным и функциям подсистемы. Реализация подсистем должна выполняться отдельными группами специалистов. При этом необходимо обеспечить координацию ведения общего проекта и исключить дублирование результатов работ каждой проектной группы, которое может возникнуть в силу наличия общих данных и функций;
• технология должна обеспечивать возможность ведения работ по проектированию отдельных подсистем небольшими группами (3-7 человек). Это обусловлено принципами управляемости коллектива и повышения производительности за счет минимизации числа внешних связей;
• технология должна обеспечивать минимальное время получения работоспособной ИС. Речь идет не о сроках готовности всей ИС, а о сроках реализации отдельных подсистем. Реализация ИС в целом в короткие сроки может потребовать привлечения большого числа разработчиков, при этом эффект может оказаться ниже, чем при реализации в более короткие сроки отдельных подсистем меньшим числом разработчиков. Практика показывает, что даже при наличии полностью завершенного проекта, внедрение идет последовательно по отдельным подсистемам;
• технология должна предусматривать возможность управления конфигурацией проекта, ведения версий проекта и его составляющих, возможность автоматического выпуска проектной документации и синхронизацию ее версий с версиями проекта;
• технология должна обеспечивать независимость выполняемых проектных решений от средств реализации ИС (систем управления базами данных (СУБД), операционных систем, языков и систем программирования);
Реальное применение любой технологии проектирования, разработки и сопровождения ИС в конкретной организации и конкретном проекте невозможно без выработки ряда стандартов (правил, соглашений), которые должны соблюдаться всеми участниками проекта.

30. Этапы технологического процесса обработки данных, их состав и характеристика
Весь технологический процесс можно подразделить на процессы сбора и ввода исходных данных в вычислительную систему, процессы размещения и хранения данных в памяти системы, процессы обработки данных с целью получения результатов и, процессы выдачи данных в виде, удобном для восприятия пользователем.
Технологический процесс можно разделить на 4 укрупненных этапа:
1.     Начальный или первичный — сбор исходных данных, их регистрация и передача на ВУ.
2.     Подготовительный — прием, контроль, регистрация входной информации и перенос ее на машинный носитель.
3.     Основной — непосредственно обработка информации.
4.     Заключительный — контроль, выпуск и передача результатной информации, ее размножение и хранение.