Иешива

Владимир Казаков Нн
  После службы в Вооружённых  Силах мне удалось  заглянуть внутрь многих трудовых коллективов(один я даже создал сам, но, убедившись, что если налоги в России такие же как в европейских странах, а покупательная способность населения раз в 10 ниже(начало 2000-х): затея эта или криминальная, или провальная - прекратил  его деятельность). Понятно, что это касается  не всех областей коммерческой деятельности, но очень многих.

 

  Как то судьба занесла меня в уникальную область воспитания. Просматривая объявления, обратил внимание, что требуются  мужчины-воспитатели. Созвонился, пригласили на собеседование и дали адрес.

  К моему удивлению адрес привёл меня в здание ... синагоги. Честно, даже  в церковь не всегда решаюсь заходить, но была не была, да и интересно: прошёл, нашёл нужного человека...

  Оказалось,   при этом храме создаётся иешива(закрытое религиозное учебное заведение для мальчиков-евреев), и организаторам необходимы мужчины-воспитатели для поддержания необходимых условий жизнедеятельности воспитанников(это были мальчики лет 12-16 нашего российского происхождения, далеко не из самых зажиточных слоёв  населения). Для них на деньги американо-израильского фонда алмазного магната(его корни из Белоруссии) и фонда местной общины сняли  еврокоттедж в центре города, создали администрацию, штатное расписание, учебную программу, согласовали с местными властями...

  На мой вопрос: не помешает ли моё нееврейское происхождение работе - подтвердили, что это не имеет значения. Один воспитатель был по рождению(не по религии) еврей, ну и я русский, в прошлом атеист-коммунист. Воспитанников набрали человек 10. Через некоторое время из Израиля прибыли вожатые: выпускники религиозных учебных заведений возрастом 18-20 лет( у меня сложилось ощущение, что они таким образом избегают армейской службы в Израиле).

  В  коттедже  к тому времени была  создана  библиотека на русском языке об основах иудаизма, и я с интересом  узнал, что Иисус в стародавние времена  получил  образование в аналогичной иешиве...

 

 Воспитанники были разные: кто то в прошлом  состоял в достаточно  криминальных компаниях, и его мама пристроила, чтобы избежать худшего  в судьбе сына... Кто то мечтал стать религиозным работником и уехать за границу на хорошо оплачиваемую работу.

 В коттедже было всё строго по расписанию: подъём, утренние процедуры, индивидуальные занятия с  равином, учителями, занятия в еврейской общеобразовательной школе(туда возили на авто), посещение религиозных  служб и мероприятий  в синагоге.  Культурно-оздоровительно - спортивные мероприятия хорошо финансировались: спортзал, бассейн, каток, кинотеатры. Два повара(женщины) прекрасно(на мой вкус) готовили и просто еду, и пищу, связанную с религиозными праздниками.

 

  Вначале мне было очень интересно познавать, что такое шабат, иудейские праздники(их было много), связанные с  реальной давней историей этого народа(часто  трагической). Смешили традиции борьбы с  микробами,залежалыми продуктами. Это день, когда в доме ищут какой-нибудь вчерашний продукт и выбрасывают(например) 5 кг позавчера купленной говяжей вырезки, с паяльной лампой обжигают  евростолы  в евростоловой в  12 часов ночи( а в это время я стою с ведром воды, понимая, что может возникнуть настоящий пожар). Это когда в  субботу, при поломке наручных часов, вожатые при переходе от синагоги к коттеджу, останавливаются и ждут меня: так как они не имеют права в этот день что-то исправлять,работать(даже включать электричество).

 

  Очень строгие правила взаимоотношений воспитанников и девочек(это было исключено). Привыкание к новому у мальчиков проходило болезненно. Иногда они плакали, тосковали. Потом начали, используя плохое знание русского языка вожатыми, издеваться над ними: с улыбкой в лицо произнося гадости...

 

  Лично меня серьёзно задело заявление одного из вожатых, когда он стал делиться с вопитанниками мнением, что Россия-это помойка...

  Тут и моё терпение  истощилось. Я немного вспылил и доходчиво объяснил, что Россия-это моя мама, и даже если она болеет: я никому не позволю её обижать.  Молодой израильский человек стал кричать, что я здесь больше не работаю, а Израиль великая страна. Пришлось жёстко спросить его: сколько лет Израилю, как современному государству? Напомнить, сколько России..., да и мне уже за 50 лет!

  Наутро я отнёс служебную записку равину, где изложил всю ситуацию с выводом, что данный молодой человек не соответствует своему назначению... Конечно, были добавлены ещё некоторые мои педагогические наблюдения.

  Равин объективно оценил произошедшее: вожатый покинул нас, и убыл на историческую родину...

  Были   и  очень толковые, талантливые вожатые. Дети очень любили Михаэля. Это 25 -летний молодой человек, выходец из Молдавии, эмигрировавший в Израиль, очень много знал из истории еврейского народа, его традиций.  И детям, и мне было интересно с ним разговаривать. Он рассуждал, а не только наставлял...

  Помню мой вопрос об Иисусе: как к нему относятся  современные еврейские религиозные деятели?

Да, они его считают не то что реформатором, а скорее...

   Но рассказал, что всему  чудесному Иисус научился в  иудейских храмах. Особо мне запомнился  сюжет о том, как он вынес волшебные заклинания из древнего храма, на выходе из которого сидел лев, и так  грозно рычал, что все чудодейственные заклинания, написанные на его  стенах, забывались. Заклинания,записанные на папирусе, якобы он вынес в трещинах мозолей на ногах. Но самоё основное не только эти  письмена, а их божественная о г л а с о в к а. Заклинания  воздействуют, когда их произносит человек духовно абсолютно божественный, искренний...Сейчас таких нет.  К сожалению, история с часами нашего Патриарха это подтверждает.

 

 Через некоторое время работы(месяцев 6) я уволился по собственному желанию из иешивы. Но в целом добром вспоминаю людей, с которыми там познакомился, и благодарен им за новые знания о таинственной для меня культуре и образе жизни.

  В те месяцы, преподавая политологию, социологию, педагогику в группах Международного юридического  института, я делился впечатлениями со студентами. Некоторые из них были  представителями азербайджанской диаспоры Нижнего Новгорода. Эти студенты подробно распрашивали меня о деталях создания подобного культурно-религиозного Центра. В последствии аналогичный центр был официально создан и для мусульман. Можно по разному относиться к этим процессам. Я считаю полезнее для нашей Цивилизации, когда деньги тратятся на повышение культуры, а не на джихат... Лучше соревноваться в духовном развитии, в спорте, чем на минных полях...