Путешествие по реке

Наталья Ар
       Каждую весну, как только начиналась навигация на Северной Двине, на первом пароходе к нам в Архангельск из деревни, с родины моих родителей, приезжали  родственники. У каждого своя нужда: кто за товаром, кто в больницу, кто других родственников навестить, а кто и работу найти и закрепиться  в городе.

       Помню, в тот год  мы несколько раз в течение дня бегали на речной вокзал уточнить, когда же придет пароход. Наконец, выяснилось, что он должен  прийти ночью. Папа где-то одолжил  тележку с большими колесами.  Мы со старшей сестрой уговорили его взять нас  на  вокзал встречать гостей. Мама осталась дома с маленьким братиком.

       Так как  пароход пришел  ночью, то всех родственников и знакомых односельчан папа пригласил переночевать к нам. Тележка очень пригодилась: нагрузили ее, что называется, под завязку.  По спящему городу мы шли большой компанией, и стук колес по деревянной мостовой был, наверное, далеко слышен. На ночлег все расположились на полу, яблоку было негде упасть.

       Через несколько дней, мамина сестра тетя Дуня, управившись в городе с делами,  собралась ехать домой. Родители решили отправить меня к ней на лето погостить, так как я закончила первый класс. Провожали нас всей семьей. Опять понадобилась тележка. Багажа было много, но мне запомнились связки баранок и мешок с белыми сухарями, которые для тети Дуни мама заготавливала зимой. В деревне белой муки не было, да и в городе она - большая редкость.

      На вокзале выяснилось, что  на реке Пинега (приток Северной Двины) уже начался лесосплав и в  устье установлена запань. Это значит, что нам придется плыть  до запани, там высадиться, обойти запань по берегу и в верховье Пинеги добираться  на другом пароходе.

      И вот мы уже на большом пароходе. Со всем багажом устроились на верхней палубе у трубы. Мне не сидится на месте. Иду обследовать пароход. Спускаюсь вниз по железной лестнице.Захожу в какой-то коридор и в открытую дверь вижу огромное колесо с деревянными лопастями. Его движение завораживает меня. Лопасти равномерно опускаются в воду. Чап-чап, чап-чап, чап-чап... Но появляется какой-то дядька и прогоняет меня. Оказывается я забрела на служебную палубу.
 
      На остановках пароход  причаливает к дебаркадеру или прямо к берегу. На пристани  всегда много встречающих: для  деревни приход парохода - большой праздник и развлечение. Когда стоянка длительная,  я выбегаю на берег и успеваю нарвать букетик цветов.

      Доплыли до устья Пинеги. Высаживаемся на берег. Теперь нам предстоит пешая «прогулка» по лесной дороге вдоль берега реки, чтобы обойти запань. Багаж перетаскиваем по частям на расстояние  прямой видимости.

      И вот мы снова на берегу. Приходит следующий пароход. Он поменьше. Но меня уже не интересует ни пароход, ни окружающая красота, я устала и хочу спать. Народу на палубах много, все пытаются как-то устроиться. Меня укладывают спать на поленнице дров.

     Вот и наша остановка. Трап с парохода сбрасывают прямо на песчаный берег. Мы выгружаемся. Дом тети Дуни где-то на высоком угорье. Нам осталось совсем «немного» пройти – по большому лугу, через перелесок - и подняться в гору.  Тропинка вверх  кажется бесконечной...