Большие деньги горе. Нет совсем - беда

Михаил Анохин
                Или читая Салтыкова-Щедрина.

                Русская сатира



Дело мое такое, по нашим российским обычаям – поставили в стойло, и стой не брыкайся!
То есть дело-то стариковское, пенсионное.  За что платят и как платят – не спрашивай, такого тумана напустят, что и собственных рук не разглядишь, не то, что казенной бумажки. Вот я завсегда говорю: спасибо, что и это платят, а могли бы и совсем не платить.
И что? Ну, смельчаки утверждают, тогда бы на площадь вышли.
А я так думаю, что и головой в воду, и массово, так ничегошеньки не изменилось бы. Эка невидаль для властей – площадь!? Это все равно как мой костыль супротив омоновской дубинки и пластикового щита?
Все справедливости ищут, а находят одну только правду. Да и искать её не надо – правда, она вот она! Одним начисляют пенсию так, а другим этак! И это правда! Разница между «так» и «этак», порой в десятки раз, хотя я не встречал людей, у которых бы пузо и все внутренние органы были в десятки раз больше.  И это правда!
Глаза завидущие и руки загребущие  и  это правда!
Правда что воруют и чем выше чиновник в государственной иерархии, тем больше ворует. И это правда!
Правда и то, что самые верховные иерархи чиновнического племени признают эту правду – воруют! Надо бы для чистоты русского языка сказать – воруем, но в эту сторону ни у кого, даже у меня язык не поворачивается.
Справедливости нет, а  правды в моем Отечестве столько, хоть из неё запруды на речках делай, или даже платины! Вот сколько её накопилось на всех, как выражаются умные люди, носителях. Такое обилие правды ежедневно изливающейся с экранов телевидения, газет, радио и Интернета, буквально сокрушило собой всяческое здравомыслие! Всё утонуло в правде! Утонуло и здравомыслие под собой погребло, вроде оползня в горах.
Вот недавно правительство в трагическом тоне обсуждало вопрос: что, мол, братцы будем делать с невиданным, но вполне ожидаемым много миллиардным поступлении средств от экспорта газа и нефти? И это правда!
 Вы когда-нибудь слышали от своей супруги, если она домашнее хозяйство ведет, что она не знает, куда девать премию мужа, или лотерейный выигрыш?
Готов побиться об заклад – такое невиданное нигде, даже у папуасов, дело!
Обратное, то есть возрастающее требование денег сплошь да рядом!
Россия, которая постоянно  мечтает об иностранных инвестициях, вдруг испугалась денег, которые сама же заработала продажей нефти?!
Абсурд, вроде того что жена из дома мужа выгнала за немыслимо огромную премию!
А если бы Россия продала ракеты или эсминцы, то эти деньги отличались бы от денег за нефть? Зерно вот за рубеж продают, и хвалятся объемами продаж.
И это деньги тоже "вредные"?
Ведь в этой логике, что деньги от продаж вредны для России, то  и продавать ни чего не надо! Совершенно!
Какой же вред от заработанных нефтяниками денег? Применяйте их с умом, на дело и тебе ни каких проблем!
Еще мудрый и прижимистый император Рима Веспассиан на упрек своего сына, что деньги с налога на общественные туалеты плохо пахнут, ответил:  деньги не пахнут – пахнет их применение!
Мудрые люди все-таки случалось, правили Римом.
Нам с мудрыми людьми не везет, все какие-то половинчатые попадаются. Посмотришь с одного бока – ну герой! Право слово герой и только! Посмотришь,  с другого бока – не понять что, как говаривал мой покойный дед, то ли баба, то ли мужик!
То ли это экономист и в силу, присущего ему мышления озабочен   ikos — то есть домом, в котором он живет,   то ли это финансист, а, следовательно, человек, умеющий из денег делать новые деньги и так до бесконечности. То есть фокусник! Надуватель мыльных, радужных пузырей!
Но вот так чтобы в одном человеке все это было соединено?! Это уж, простите меня господа – слишком для моего старческого слабоумного сознания!
Я ведь как привык – ежели ты мужик – ты в доме верховодишь, и положение твое быть сверху всяких прочих домашних. А ежели  ты баба, то исполняй волю мужскую и положение твое известное!
То есть если я о доме радею, в котором живу, то есть о ikos мое сердце екает, тогда  и финансы должны быть подомной,  а  не на мне финансисту свои фокусы показывать. Ежели я деньги заработал, а ты как есть,  финансистом себя рекомендуешь, то будь добр  потрать их с умом по моему прямому указанию. С умом, то есть, чтобы ни копеечки, ни кто не украл, чтобы тебя на международном базаре-рынке ни кто не обжулил, а ты бы все, что нужно моему дому за дешево купил, да самое добротное!
Но если ты мне говоришь – «батюшки, что я буду делать с этими деньгами», то иди в цирк и пускай там свои мыльные пузыри на потеху детям. К дому своему то есть к ikos  тебя на пушечный выстрел не подпущу!
Приходит как-то мой друг знаменитость известная в наших палестинах, Коровкин Валерий Николаевич, известный мечтатель, ну  едва я обозначил главную мысль своих рассуждений об ikos, то есть о государстве, как он тут же со своими мечтаниями и взлетел в синь небесную.
- Вот, кабы я был президентом, - начал он своё мечтательное путешествия по странам заоблачным, - то я бы все нефте-газовые деньги перевел в Сбербанк на особый счет. И с этого счета  выдавал бы беспроцентную ссуду гражданам на постройку собственного жилья в местах отведенных областной, городской, или сельской администрацией. Заметь не на покупку готового жилья, а на постройку! И правило выдачи установил – показал гражданин договор-смету на постройку дома и сбербанк по мере строительства…
- Тут я не удержался и встрял:
- То есть процентовку?!
- Вот-вот процент от сделанной работы, по заявке гражданина, Сбербанк перечислил  бы на указанный в смете-договоре  расчетный счет. Кредит хоть и беспроцентный и лет этак на пятьдесят – не меньше, однако все ж таки выплачивать придется. Если не самому заемщику, то тому, кому он после своей смерти завещал это строение!
И опять я сдернул его за штанину из заоблачного полета.
- И будет тебе Сбербанк обслуживать эти счета бесплатно?
- Вот тут на этот счет у меня есть мечта. Надо заключить между государством и Сбербанком договор, что за обслуживание счетов заёмщиков из  этих, нефтегазовых денег выплачивается скромный процент. Думаю что пяти процентов от объема выданных кредитов вполне достаточно!
И опять я не удержался и ехидно ему заметил:
- А инфляция? За пятьдесят лет она  все заемные деньги съест. Что вчера еще было рублем, в будущем станет десятью копейками!
- Вот типичное мышление финансиста! Финансисту нужно хотя бы вернуть заемные средства с прежней покупательской способностью, а тот, кто думает об экономики, для него куда важнее то обстоятельство что дом построен, что к дому прирезан участок в гектар, а то и два.  А граждане, взяв беспроцентный кредит, под неусыпным своим надзором проложили  бы к своим строениям добротные  дороги, канализацию сделали и конечно водопровод! Вот попробуйте у такого гражданина лишнюю копейку «срубить» или халтурно дом построить? Да он на начальной еще стадии процентовку не выплатит! Да он строителя поменяет, или того,  кто дорогу ему на воздусях строит!
Ну, совершенно расстроил меня этот мечтатель! Совершенно! Словно мои мысли сокровенные подслушал.
Да господа мои финансы и ikos, все ж таки области разные, хотя и пересекающиеся!
Ну и в конце чтобы вы не подумали, что я книжек умных о финансах и экономики не читаю, приведу скромно и не многословно кое-что на эту тему из Адама Смита.
Вот что он писал о финансистах: «Норма прибыли  (на  вложенный  капитал)  по природе вещей низка в богатых странах и высока в бедных, а наиболее высока она в тех странах,  которые быстрее всего идут к разорению и гибели».
То есть не ставьте финансы впереди потребностей человека, не делайте из денег идола и то, что является всего лишь средством не должно становиться целью. Потому что «истинное богатство наций, - писал Смит, - составляют не запасы золота и серебра, которыми они владеют, а количество товаров и услуг, производимых их народами».
Что толку в золотовалютных резервах, когда важнее новые поселки и дома усадебного типа в них! Деньги кушать не станешь, а такая усадьба….
Ну, вот заразился и я от Коровкина мечтаниями, хотя он же и писал о том, что в России ни о чем реально возможном мечтать нельзя! Только и исключительно, о невозможном, о чуде.
А насчет того что деньги, то есть кредиты нужно давать ни организациям, а гражданам,  Адам Смит тоже ясно и определенно сказал:
«Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц».
Все-таки были умные люди, цельные, а не так – полу, что не поймешь, то ли герой, то ли экономист, или упаси Господи – финансист!         
Прокопьевск  апрель 2012