Урок русской словесности

Галина Черногорова
Окраина города. Школа рабочей молодежи. Контингент, мягко говоря, особый. Это вам не современные мажоры, избалованные родителями. Что ни судьба – то не для слабонервных.
Петя Кашин – тихий улыбчивый мальчик с грустными глазами. Все знают, что безотцовщина, что мать пьёт по-чёрному, что живет в жутком бараке, подрабатывает помощником дворника (не до шуток!). Развит слабо, но слушает учителей не шелохнувшись. Другой мир.
Я, как учитель русского языка и литературы, очень переживаю за Петю. Диктанты с помощью разноцветных стержней всегда дотягиваю до «тройки». А как быть с устными ответами? Хотя бы раз в четверть, чтобы остальные ученики не заревновали.
Как-то отозвала Петю в сторону:
– Никак не могу тебя аттестовать. Давай договоримся, что я тебя завтра вызову. Ты прочитай главы из «Евгения Онегина» про бал, где произошла ссора, а потом просто перескажи. Хорошо?
Кивнул головой, понял. На другой день вызываю его к доске:
– А теперь Петя расскажет нам, какая же драма произошла на балу у Лариных.
Видно, что готовился, причёсан, воротничок застёгнут на пуговичку. Волнуется.
– Это... Ленский пригласил Онегина. Женщины красивые, музыка. А тому скучно. Решил за этой... Ольгой бегать.
– Ухаживать!
– Да. Ухаживать. И вообще стал злым и подумал: «Взбешу его!».
– Да. Есть такая строчка в поэме. И что дальше?
– Что-что. И Ленский... взбесился!
Класс упал на парты.
– Он был оскорблён поведением друга, – поправляю я.
– Это... оскорблен. И послал ему повестку на дуэль, – вдруг стал говорить быстро и связно. – А вообще, Галина Георгиевна, на кого Онегин злился? Чего ему было надо?
...Пока класс веселился, я смотрела на Петю и думала: «Действительно, чего не хватало этому идиоту Онегину? За что я его так люблю?». Я объясняла классу, в чём благородство его поступка, говорила пафосные слова, пока не услышала Петин комментарий:
– Понятно. Не стал девушке лапшу вешать..
...Много позже от бывшей ученицы я случайно узнала, что Петя стал  мастером модельной обуви. Было трогательно услышать: «Вам он сделает без очереди»..............