По пути созидания и развития

Владимир Куприн
История экибастузского ТОО «ЭНЕРГОУПРАВЛЕНИЕ»

Впервые задача масштабной добычи экибастузского угля с целью развития энергетик на твёрдом топливе была поставлена в послевоенном пятилетнем плане.
С 1947 по 1957 годы интенсивно велась подготовка и первичная разработка вскрышных и добычных полей.
Была заложена первая в Казахстане и регионе теплоэлектроцентраль, которая вошла в строй действующих в 1956 году.
Те дни запомнились первому поколению коллектива своей динамикой и напряженностью. Из карьеров пошли составы с углём и вскрышной породой. Транспорт работал на паровозной тяге. Непрерывно росли мощности разрезов и добыча угля. Не хватало регулярной подачи воды и электроэнергии.
Сложившаяся обстановка требовала создания централизованной структуры по бесперебойному обеспечению жизнедеятельности производства и населения.
12 апреля 1957 года приказом по тресту «Иртышуголь» было создано Энергоуправление. На баланс предприятия передали все электропитающие мощности и водопровод.
Участков было два. Калкаманский включал в себя водозабор с артезианскими колодцами, насосы, локомобильную электростанцию и трубопровод от Калкамана до Экибастуза протяженностью 54 км и диаметром 600 мм. Экибастузский занимался подачей воды на ТЭЦ, а также водоочистными сооружениями, уличной сетью с водоразборными колонками и городскими скважинами.
Как вспоминал потом ветеран Энергоуправления, бывший начальник Экибастузского участка Николай Алексеевич Гринько, до создания Энергоуправления воду доставляли в Экибастуз в железнодорожных цистернах специальным поездом-вертушкой.
То был редкий и единственный случай во всём СССР – электростанция снабжалась привозной водой.
Воду набирали в Аксу (Ермаке), подвозили к ТЭЦ и сливали в брызгальный бассейн. Этого было мало. Чтобы не расходовать пресную воду, к золоудалению подключили солёную скважину № 9.
Скважина № 17 (в районе старого роддома) скудным «водным пайком» обеспечивала город. К водокачке при ней люди ходили с вёдрами со всех концов Экибастуза. В остальных 11 скважинах пресной воды не было. А вода была нужна ещё и для паровозов, тянувших составы с углём и вскрышной породой из разрезов.
Поэтому, не теряя времени, специалисты Энергоуправления взяли на вооружение схему подачи воды с Калкаманских артезианских скважин.
Участок протяженностью 60 километров делился на Калкаманский водовод и Экибастузский водопровод. Воду в Калкамане качали из скважин, расположенных веером, и сливали в резервуар ёмкостью 3000 кубометров, а уже из него «давили» на Экибастуз.
Чтобы усилить локомобильную электростанцию, питавшую насосы, Калкаманскому водопроводному участку придали энергопоезд № 46 мощностью 1000 кВт. «Вертушку» с цистернами для доставки воды из Иртыша поставили в тупик, потому что её заменил водовод.
И это был первый успех: водоснабжение стало регулярным. Но темпы ускорялись, территории добычи и заселения увеличивались, и возникал хронический дефицит воды.
Вскоре её стало хватать только-только для паровозов.
— Городу дать — паровозы стоят, — рассказывал потом Гринько. — ТЭЦ «орёт»: нет воды, в бассейне уровень всего 60 см., вот-вот турбина остановится. Делили мы эту воду, как в пустыне караванщики. Случалось, поеду я с Татьяной Матевой проверять мерные бачки на скважинах, а они пустые. Воды брали больше, чем могли дать скважины.
И такая обстановка складывалась уже через полгода после того, как Энергоуправлению передали бразды управления системой водо- и электроснабжения. Коллектив прилагал все усилия и, работая порой по 14 часов в сутки, отлаживал режим бесперебойной работы. И первый враг в этом процессе – простои по техническим причинам или аварии.
Технические срывы случались нередко, но с ними справлялись. А вот авария была всего одна, в феврале 1958 года. О ней в свое время рассказал на страницах местной экибастузской газеты тогдашний главный инженер Борис Иванович Гладких.
Ночной звонок диспетчера не застал его врасплох. Выслушав сообщение о том, что прекратилась подача воды из Калкамана в Экибастузский резервуар-накопитель, Борис Иванович уточнил место аварии и отметил его настенной картосхеме: разъезд № 119.
— Я сразу распорядился отключить подачу воды в город, —- вспоминал он потом. – Оставшихся четырёх тысяч кубометров воды для работы ТЭЦ должно было хватить на несколько часов.
Не теряя времени, Гладких перезвонил начальникам участков в Калкаман Ивану Семёновичу Депутату и в городскую точку Николаю Алексеевичу Гринько, распорядился о снаряжении аварийных бригад и велел им выезжать на место аварии.
Известив обо всём директора Энергоуправления Аркадия Фёдоровича Кольцова, главный инженер с бригадой Гринько отправился к разъезду № 119. К четырем часам утра к аварийной точке подтянулись обе бригады ремонтников с техникой и приспособлениями.
Аварию «обозначила» огромная лужа, затрудняя доступ к месту порыва. Бульдозером подсыпали грунт и подготовили площадку для работы ремонтников.
Экскаваторщик прокопал приямки и обнажил часть трубы. Ремонтники очистили её, и стала видна трещина по шву. Сварщики вырезали в трубе лючок. Дали воде вытечь, сварщик влез в трубу и стал работать.
Через некоторое время, обеспокоенный происшествием и угрозой останова ТЭЦ, подъехал директор Экибастузской ТЭЦ, опальный глава Советского Правительства Георгий Максимилианович Маленков.
В Экибастузе к нему все относились уважительно. Он был хорошим руководителем, опытным организатором. Именно он настоял на скорейшем создании Энергоуправления с концентрацией в нём всех сетевых функций.
Маленков спросил, какая нужна помощь, чтобы ускорить подачу воды. Его заверили, что вода пойдёт в город часа через 3-4. Пока проходила своеобразная «летучка», сварку внутри трубы закончили и стали усиливать шов. Директор ТЭЦ успокоился и уехал. Вскоре заварили и засыпали трубу. По команде городские дежурные пустили воду в Экибастуз.

В 1960 году в коллективе появился новый специалист — молодой инженер Рашид Абенов, выпускник факультета электрификации Алматинского сельхозинститута.
Сын шахтёра, он вырос в Майкаине, и горняцкое дело было ему знакомо «с младых ногтей». По стопам своего отца он не пошёл, а выбрал энергетику, приехал в Экибастуз по направлению и успел отработать первый год в должности главного инженера предприятия высоковольтных сетей.
Оттуда Рашида Абенова направили в Энергоуправление и здесь назначили начальником только что созданной электролаборатории. Через два года он стал главным инженером, а еще через два был назначен директором.
На этом посту Рашид Кизанович трудился тридцать шесть лет. Он возглавил коллектив тогда, когда Энергоуправление было уже выделено в самостоятельную производственную единицу, и продолжил дело своих предшественников.
Под его руководством Энергоуправление стало приобретать ведущую роль в развитии угледобычи и города горняков. И прежде всего потому, что и молодой тогда директор Рашид Абенов, и растущий не только численно коллектив были настроены на превращение предприятия в форпост научно-технического прогресса и социально-культурного роста.
И это означало, что Энергоуправление, даже пребывая в статусе вспомогательной структуры единого угледобывающего производства, должно было стать не сателлитом, а равноправным внутренним партнёром, задающим тон работе и курс развитию.
Абенов завершал развитие системы водоснабжения до подхода к Экибастузу канала имени К. И. Сатпаева («Иртыш-Караганда»)
С ростом потребления воды на водоочистных сооружениях были введены два новых резервуара по 5000 куб. м. В 1963-1964 годах дополнительно в систему водоснабжения включены 8 артезианских скважин (в Калкамане 6, в Экибастузе 2).
Потребность бурно растущего города в водоснабжении обгоняла возможности водопровода. Трудности были огромные, техническое оснащение слабое. И все же «большая вода» из Иртыша пришла в Экибастуз на два года раньше, чем был построен канал Иртыш-Караганда.
И никто, никакое другое предприятие не смогли бы это сделать и сделать лучше, чем Энергоуправление. Получилось так, что строителям канала для разворачивания работ потребовалось соорудить ЛЭП-35 кВ от Ермаковской ГРЭС до Калкамана.
Для обеспечения этих работ Энергоуправление предоставило каналостроителям необходимые материалы и обеспечило им пользование электроэнергией от энергопоезда на Калкаманском водозаборе.
ЛЭП-35 кВ была сооружена в короткие сроки. Для нужд Экибастуза каналостроители возвели насосную станцию на 62-ом километре канала с шестикилометровым водоводом диаметром 300 мм до существующей насосной.
По той же линии, по которой они подключались, каналостроители от уже своей сооружённой ЛЭП-35 кВ подали электроэнергию на распределительный щит локомобильной станции. Подключив подстанцию перекачивающих насосов в районе майкаинского путевого перегона, к воде из Калкамана «добавили» иртышскую воду.
В энергопоезде № 46 больше не нуждались и вернули его в Новосибирск. Оттуда уже хотели послать ещё один, новый и белее «сильный» энергопоезд. Энергоуправление отказалось от него. А через год вывели из эксплуатации свою музейную редкость — локомобильную электростанцию.
Мощность и объёмы перекачки возросла, в Экибастуз пошла вода сразу из двух источников. И это был третий успех, по возрастающей – более значительный. В том, что был побеждён хронический !водный голод» - огромная заслуга коллектива Энергоуправления.
Оставалась довести до конца решение проблем водоочистки. Нужно было вводить первую очередь и продолжить сооружение следующей. Вода из Калкамана была целиком «переключена» на городской водопровод.
То, что скважины уже истощались, работников этого участка Энергоуправления не беспокоило. Канал был уже близко, уже тянули к нему всасывающие коммуникации для забора воды в городскую сеть.
17 января 1967 года, заканчивая очередной цикл работ, бригада участка водоснабжения и канализации в 40-градусный мороз включила в работу водоочистные сооружения.
Эксплуатационники и строители перенесли огромное нервное напряжение. Ещё бы — каждая остановка и заминка в пусковой период грозила размораживанием сооружения стоимостью миллион рублей.
В комплекс первой очереди водоочистных сооружений вошли реагентное хозяйство, смеситель, фильтры из 6 блоков, 2 резервуара по 10 тнс/м3, насосная станция с девятью насосами, котельная, склад реагентов и подстанция 35/6 кВ.
Производительность первой очереди водоочистки составляла 50 тысяч кубометров в сутки.
В 1967 году 133-километровый канал подошёл к Экибастузу. Уже подведенную «обвязку» водопроводных труб подключили к насосному подъёму канала. Проблема водоснабжения региона была кардинально решена. Водовод Калкаман-Экибастуз Энергоуправлением больше не эксплуатировался и был передан солепромыслу.
За городским водопроводом «стояли в очереди» системы централизованного водяного отопления. С 1968 г. Энергоуправлению поручили заниматься теплоснабжением города, эксплуатацией городских канализационных сетей и сооружений.
Коллектив водопроводного участка занялся вводом в эксплуатацию главной насосной станции на 125 дм3 сброса в сутки и главного коллектора по ул. Ленина и внегородские сети канализации до сухого озера Атыгай.
К концу десятилетия выросла собственная электроснабжающая структура Энергоуправления, состоящая из подстанций, электролиний, распредпостов; развивалась поддерживающая производственная база и вспомогательные службы.
В 1978 году сети и функции водотеплоснабжения и эксплуатации канализационных сетей и сооружений были переданы во вновь организованное предприятие «Тепловодоканал».
Всё это время, пока решались проблемы водоснабжения, в стабильном режиме и чётко по графику осуществлялась транспортировка электричества для обеспечения вскрышных работ будущего разреза «Северный» и городской электросети. Эту часть работы выполнял электроцех Энергоуправления.
Единственным источником электроэнергии в городе была Экибастузская ТЭЦ, с установленной суммарной мощностью 18 МВт. (Эта мощность в два с лишним раза меньше установленной мощности ныне работающей ТРП-1).
Она питала город и разрезы электроэнергией по двум линиям электропередач. Одна воздушная линия соединяла ТЭЦ с приёмным распределительным щитом Энергоуправления; другая передавала ток на питающую подстанцию с двумя трансформаторами.
За пять лет, с 1957 по 1962 год была налажена работа службы сетей, подстанций и связи. Под руководством Рашида Абенова электролаборатория с трансформаторным хозяйством стала образцовым подразделением, и он, переходя на должность главного инженера, со спокойной душой передал ей своим преемникам.
В 1964 году в связи с организацией энергетического хозяйства «Целинэнерго» правительственной директивой городские электрические сети со всеми устройствами были переданы в ведение Минэнерго. У Энергоуправления осталось чисто технологическое электроснабжение и возможность улучшить показатели и повысить качество передаваемой электроэнергии.
С электрификацией разрезов отпала необходимость в паровозах, а значит, и в обеспечении их водой. Это позволило обеспечить переход с паровой тяги на электрическую.
В 1963-1964 годах построена тягово-распределительная подстанция № 2, с ртутными выпрямителями. На плечи электриков Энергоуправления легли новые заботы: ртутные выпрямители были для них новинкой. Надо было научиться работать с ними; освоить сопровождающее оборудование
«Ртутники» были довольно опасными в обслуживании. Трудно было удержать в них вакуум, обеспечить систему их охлаждения дистиллированной водой, поддерживать необходимую температуру на ртутных вентилях. Их переборку приходилось делать в парах ртути и четыреххлористого углерода.
Даже малейшая грязь в переборках приводила к отключению ртутных вентилей, и подстанция оглушалась хлопками воздушных выключателей, что напоминало артиллерийскую канонаду. Но коллектив справился с трудной задачей.
Потом были введены в эксплуатацию тягово-распределительные подстанции №№ 3, 4 и тяговая подстанция № 1. Благодаря этим агрегатам в течение 1963-1968 годов горняки смогли полностью перейти на электрифицированную транспортировку выработанной породы и угля.
Наступила очередь электрификации железнодорожного транспорта в разрезах. С помощью Энергоуправления была усовершенствована система управления и диспетчеризации путевого хозяйства. Коллектив контрольно-испытательного пункта (открыт в 1969 году) выполнил всю работу по испытанию и монтажу десятков тысяч приборов связи, сигнализации, централизации и блокировки.
Не обошлось без «неожиданностей». Вот весьма характерный эпизод той поры. Оборудование тяговой части подстанции № 3 полностью смонтировано и отлажено. Надо было подключить фазорегулятор, отформовать ртутные выпрямители и подать напряжение в контактную сеть. Оказалось, что снабженцы не предусмотрели поставку этого устройства.
Электрификации железной дороги Южного разреза грозил срыв и сдвиг сроков как минимум на полгода. Специалисты нашли выход: предложили временно использовать в роли фазорегулятора компрессорный двигатель.
Но выяснилось, что при включении в сеть его напряжение оказалось больше, чем было нужно. Уменьшать напряжение, как известно, можно балластным сопротивлением.
Опыт подсказал: таким сопротивлением может послужить печка маслосушительной машины. Очень быстро агрегат приспособили к подсоединению, испытали и подключили. Через трое суток по железнодорожным путям Южного разреза пошли электровозы.
Объёмы производства на Экибастузском угольном месторождении непрерывно росли. По окончании вскрышных работ в строй вводились разрезы: «Северный» в 1957-ом, Южный в 1962-ом, «Западный в 1968-ом, Богатырь в 1970-ом и «Восточный» в 1985 годах. Это ставило перед коллективом Энергоуправления новые задачи по развитию энергоснабжающих мощностей и технологий.
В свою очередь инженерно-технические специалисты не ждали, когда изменится социально-техническая обстановка и независимо от внешних условий и факторов. Это одна из многих замечательных черт жизни коллектива: ни один сотрудник не позволяет себе умственной лени. Каждый учится сам и помогает учиться другим.
Самообразование и совершенствование профессиональной подготовки, повышение квалификации стало не просто требованием времени, но и естественной потребностью, как сон или еда. Партнёры и потребители никогда не тревожились о том, что Энергоуправление их подведёт. Никакая инстанция не могла указывать специалистам, что и как они должны делать.
Наоборот, при внедрении новаций всегда учитывается мнение работников Энергоуправления, и всегда они вносят коррективы, основываясь на своих знаниях и богатом опыте.
Так было с заменой ртутных выпрямителей на более прогрессивные. По привычке заглядывая вперёд, итээровцы обнаружили в своих специальных источниках описание работы кремниевых устройств – чистых, безопасных, более надёжных и эффективных. Без команды сверху коллектив взялся за внедрение.
Не останавливая основного процесса, «на ходу» перемонтировали агрегаты, а заодно заменили маломощные и морально устаревшие воздушные выключатели. В результате электротяга стала устойчивой, условия труда улучшились, был исключён вред здоровью людей.
Реконструкцию выполнили коллективы подстанций и электролаборатории. Особо отличились А. П. Коваленко, А. Н. Волков, Ю. Я. Сытник, В. И. Хабаров, В. А. Тупицын, С. А. Будаев, А. И. Жижа, Л. П. Штыфанова.
В 1970 году входит в строй самый крупный в мире разрез «Богатырь» производительной мощностью 50 млн. тонн угля в год, вооружённый гигантскими экскаваторами — двух- и пятитысячниками, — мощными электровозами. В 1985 году вступил в строй разрез Восточный мощностью до 15 млн. тонн в год
Мощная современная техника разрезов свою богатырскую силу питала с подстанций Энергоуправления, которые были усилены трансформаторами до 40 тысяч кВА каждый; обеспечены современной аппаратурой аварийной защиты.
С вводом в строй Экибастузских ГРЭС Энергоуправление становится поставщиком электроэнергии в больших объёмах.

Подготовлено для юбилейного буклета.
 
www.altamedia.kz