О чем стучит африканский барабан?

Надежда Шаншайская
Джембе — так называется африканский барабан — национальный инструмент народов Западной Африки. Что же из себя представляет эта штуковина? Этот барабан имеет деревянную основу в форме кубка с натянутой кожей козы, или реже, зебре. Играют на нем стоя или сидя, зажав между ногами. Звуки, которые издает этот инструмент абсолютно разные. Если бить в центр барабана, то звук будет высокий, звонкий, а если ближе к краю — низкий, глухой. Таким образом, но барабане отбивается ритм ладонями.
Вообще, история африканских барабанов ушла своими корнями далеко в прошлое. В Новой Гвинее, Мали есть барабаны, которые датируются 500 годом до н.э. В африканских племенах барабанщики занимались только боем  в барабаны и больше ничем. Считается, что если европеец слышит просто стук, то африканца говорят на языке барабанов. Ведь в прошлом с помощью барабанов действительно общались друг с другом — сообщали об опасности, о нападении, о радостных событиях. Так же барабаны использовались в шаманских ритуалах, ритуалах черной магии и прочих сверхъестественных мероприятиях. Как говорят сами африканцы: «Когда я бью в барабан, я сам улыбаюсь, и у меня все улыбается, и мир вокруг улыбается».
Африканский барабан получил распространение и в нашем современном мире. Его звуки можете услышать в некоторых современных ансамблях и группах. Например, Alfa Blondy, уроженец Димбокро (Кот-д'Ивуаре), Angelique Kidjo родом из Бенина — небольшого государство в западной Африке, Baaba Maal из Сенегала. И многие-многие другие.
Конкретно, в России тоже имеется достаточно народу, которые увлекаются африканскими барабанами. В Москве, да и не только .существуют школы, где изучают как надо бить в этот самый удивительный старинный музыкальный инструмент. Кто-то хочет почувствовать силу этих барабанов, кто-то научиться на них играть, а кто-то просто желает оказаться в компании, где звучат ритмы африканских барабанов и где поймут. Мне удалось пообщаться с человеком, учащемся в такой школе. Ее зовут Ольга. Она и приоткроет нам несколько тайн, почему же она интересуется этим инструментом.
(К — корреспондент, О — Ольга, ученица школы африканских барабанов).
К: Привет! Я хочу у тебя поинтересоваться насчет африканских барабанов.  Твой барабан называется «джембе», правильно?
О: Да. Верно. Джембе. Африканский.
К: А откуда тебе пришла такая идея - начать заниматься африканскими барабанами, а потом и пойти в школу африканских барабанов?
О: Несколько лет назад на фолк-фестивале каком-то услышала, меня очень проперло. Потом купила на последние деньги дешевый барабан, сама пыталась научиться. Мне быстро надоело. В этом году пошла учится — поперло.
К: А информацию про школу и контакты в интернете нашла или кто-то идею подкинул?
О: Ну они снимают место рядом с залом, где я танцевала. Раньше я занималась танцами... Вот я о них и вспомнила, а контакты в интернете есть.
К: Насколько мне известно, вы выступали недавно в центре Москвы на дне города. Как ты попала в группу, которую играла?
О: А от школы каким-то образом. Набрали желающих. И вот, собственно, мы туда попали. Поставили небольшую сцену, там мы — кто уселся, кто-то встал — кому как удобнее, и задавали ритм на дне города.
К: А что ты чувствуешь, когда вот так в кучке знакомого народа садитесь и начинаете играть? Расслабляет как-то? Или другой какой-то интерес?
О: На самом деле отпускает. Вообще, все отпускает. Кто, где тебе мозг до этого мучал, не важно, и, вообще, ничего не важно, голова освобождается. В принципе, джембе ритуальный барабан, в африке есть супер чуваки-шаманы, они толпой там дождь вызывают, лечат, убивают, там ритмы для этого есть специальные. А интерес у каждого свой - кто музыкант - перепрофилируется под другой инструмент, кто от семейного быта отдыхает. А, в принципе, можешь придти попробовать один раз, пробное занятие немного стоит.
К: Первые барабаны датируются 900 годом до нашей эры. Некоторые историки утверждают, что Джембе происхождением из Сенегала. По местному поверию есть легенда, рассказаная охотником внезапно встретившим духа, играюжего на Джембе, которой он и поделился с соплеменниками, рассказав им о его огромной силе. Африканцы говорят, что когда африканец играет на барабане, у него всё улыбается. И глаза улыбаются, и нос, и рот, и сердце улыбается, и почки улыбаются. Человек всегда в маленьком трансе, когда выражает себя через барабан. А ты веришь что впадаешь в какой-то транс, когда играешь? Может пробуждаешь каких-то добрых духов, которые помогают тебе забыть о неприятностях? Веришь ли в это что-то сверхъестественное или это просто удовольствие?
О: Я в транс не впадаю, не те ритмы. Но говорят, что если 8000 барабанщиков сыграют вместе, то в мире наступит гармония. А вдруг я буду недостающей восьмитысячной (улыбается).
На этом интервью было окончено, так как Ольгу позвали обратно в зал для занятий.
Как говорится, белый человек слышит звуки, только и всего. А Африка их понимает и общается на языке барабанов джембе. Когда европеец пробирается по африканскому бушу, известие о нем намного обгоняет его самого. Где-то там, в ночной тишине, африканцы отбивают этот древний-древний ритм. Доносится слабый ответ, настолько слабый, что отдельные его места восполняют, вероятно, так же, как мы восполняем пробел в едва слышной, но знакомой мелодии.

Опубликовано и отснято.