Блэк-метал Откуда и куда ведет путь

Надежда Шаншайская
Любому человеку, мало мальски знакомому с металом и стилями метала, известен такой стиль, как black metal. Особенности стиля: сырой и размытый гитарный звук, проваленные партии бас-гитары, активное использование бласт-бит, унисонные партии, когда ритм ведущего барабана зачастую совпадает с линией мини-бочки и т.д. Вообще, термин Black metal означает:
1. Стиль тяжелой музыки, сопряженной с темной или сатанинской тематикой, мрачным сценическим обликом музыкантов, более или менее ярко выраженной антихристианской направленностью.
2. Стиль тяжелой музыки, который отличается очень сырым гитарным звуком, иногда даже лишенный студийной обработки, скоростными партиями ударных, хрипло-туберкулезным вокалом, совершенно проваленными низкими частотами.
Откуда же появилось это направление? Кто был его родоначальником? Откуда и куда ведет путь? Многие пытаются начать отсчет истории с прото-команд: Mayhem и Bathory, но это не совсем верно. На самом деле, история началась в 1982 году с альбома Venom “Black Metal”. Точнее, в этом году стиль обрел название. В 1980 Venom выпустили свой самый первый альбом «Welcom To Hell». На тот момент метал изживал себя. Публика  устала от обилия хэви и хард метал — Motorhead, Led Zeppelin, Guns'N'Roses и прочих представителей. Блэк-метал был заявлен свету как ответный удар хэви и харду. Музыканты и публика хотели чего-то нового, агрессивного, они то и получили. К первому поколению блэк-метала относятся такие группы, как Venom, Hellhammer, Bathory, Celtic Frost, Sodom, Mayhem и др. В начале 90-х популярность стиля стала резко расти. В Норвегии грянули такие группы, как Burzum, Immortal, в Германии, Австрии — Absurd, Abigor, в Швеции — Marduk, Lord Belial. Новоиспеченные адепты превратили блэк-метал в одно из самых радикальных и идеалогизированных направлений, которое существует до сих пор.
С чего вообще начался Black metal? Некоторые относят истоки к Black Sabbath, а кто-то предтечей считает Кинга Даймонда и «Mercyful Fate”. Более точного варианта возникновения не известно.
Чтобы понять, как все происходило перенесемся в далекий 1979 год, в Ньюкасл (Англия). Трое молодых людей под влиянием популярных хард-энд-хэви коллективов собрались вместе, чтобы играть музыку. Это были Конрад Мант, Тони Брэй и Джефф Данн. И назваться они решили Venom (пер. - Злоба). Первой их записанной пластинкой была «Welcome To Hell», где в лирике прослеживались антихристианские темы: поклоны в сторону чертей, сатаны и прочей нечисти. Второй альбом ребят назывался «Black Metal», что и дало название целому стилю, который приобрел культовый статус. После выпуска этого альбома участники проекта взяли себе сценические псевдонимы: Лант стал называться Кронос, Тони Брей — Аббадоном, Джефф Дан — Мантасом. Тогда металлическая сцена стала приходить в упадок. Также в сильной своими традициями Анлгии, где многие из семей взращивали детей в жестко христианских традициях, песни, восхваляющие дявольщину и нечисть, были отличным вариантом протеста со стороны родителей. Сами Venom не были дьяволопоклонниками. Возведя нечисть в статус культа, они сами хорошенько стебались над своим творчеством. На самом деле, основателями стиля были обычные рок-н-рольщики, которых больше волновали пиво, секс, удовольствия, а не серьезные религиозные вопросы. Дьявол был просто продуктом, который приносил хорошие деньги.
Далее поведем наше повествование о Германии, 1983 год. Там Angelripper, Agressor и Wichhunter сколотили свой проект и назвали его Sodom. В их творчестве четко прослеживались идеи и влияние Venom. В 1984 году вышел их первый альбом «In The Sigh of Evil». Они поддерживали ориентир на создание жесткого бескомпромиссного звучания, высокого скорости исполнения и темной направленности в лирике. В 1986 году «Sodom» порадовали публику новым альбомом «Obsessed By Cruelty».
Так же к первым представителям блэк-металла хотелось бы упомянть бразильцев Sarcofago (1985 год), хотя материала на русском языке о них практически нет, и они почти нигде не упоминаются как группа, стоящая у истоков блэк-метала. Они первые, кто стали использовать бласт-бит. В состав входили Wagner, Antichrist и Gerald. В 1987 году они выпустили альбом «I.N.R.I».  Материал был настолько злой, но при этом отлично продуманный. Соратниками Sarcofago были, как ни странно, Sepultura. В своих первых альбомах - «Bestial Devastation» и «Morbid Visions» они играли black metal. С выходом «Shizophrenia» их звучание сместилось в сторону trash metal. Но вернемся к Sarcofago. Далее они выпускают альбом «Rotting», который был не так насыщен низкими частотами, но звук стал более острым и песни стали намного быстрее. Этот релиз стал одним из самых типичных для зарождающегося нового поколения black metal. Одновременно он стал последним блэк-металическим альбомом для Sarcofago. В 1991 они выпустили «The Laws Of The Scourge», на котором звучание варьировалось между trash и death metal.
Место действия: Стокгольм, 1983 год. Здесь Эйс Куортон по прозвищу Сет, Йонас Экерлунд — Ванс, и третий, чье настоящее имя неизвестно и который называл себя Ханой, создают группу, которая вначале называется Nosferatu, далее названия менялись на Natas, Mephisto, и, наконец, устаканилось - Bathory. Первый альбом группы был записан в 1985 году Куортоном и сессионными музыкантами и назывался «The Return». В него вошли 9 песен и амбиентное оутро, и записан он был в рекордно кратчайшие сроки. Его звук надолго установил стандарты звучания в black metal, и отличался он мрачной атмосферой, которой не могла похвастаться ни одна команда тех времен. Фенриз из Darkthrone скажет об этом альбоме: «Если ты не понял альбом Bathory “The Return”, то тебе запрещено обсуждать со мной вопросы black metal. Этот альбом наглядно демонстрирует, что такое black metal».
Третий диск Bathory “The Sigh Of The Black Mark” стал образцом для подражания многих блэк-металических команд. На этом альбоме звук стал более рыхлым и грязным. Скорость достигла предела. Это был последний чисто блэк-металический альбом для Bathory. В 1988 году выходит альбом «Blood Fire», звучание на котором сместилось к дэт-метал саунду. Одновременно Куортон умудрился оригинально соединить жесткие трешовые пассажи с балладно-акустическими протяжками. Это был прототип того, что позже назовут viking metal.
И мы просто не может коснуться части истории скандинавского black metal'a, которая была самой скандальной, пожалуй, за всю историю развития стиля. В начале 90-х Скандинавию потрясла череда громких и возмутительных происшествий — осквернение могил, поджоги церквей и убийства. Как стало известно, за этим всем стояла организация «Черный Внутренний Круг Норвегии», позднее участник и ярый активист этой организации Варг Викернес (Burzum — пер. Толкиен «тьма») был арестован по обвинению в убийстве своего друга и партнера по проекту Mayhem — Ойстена Аарсета, более известного под именем Еуронимус, за что получил 21 год лишения свободы и отбывает его по сей день. Шум норвежских беспорядков дали огромный пиар новому стилю.
Началось все в 1984 году, когда Ойстен Аарсет решил собрать свой коллектив. Музыка его проекта ориентировалась на «Bathory” и «Venom”. В первый состав входили басист Necrobutcher, ударник Manheim, вокалист Messiah и гитарист сам Аарсет. Потом он взял себе псевдоним Еуронимус — греческий принц смерти. В качестве имен они использовали сатанинскую Библию Антона Ла Вела.
В 1985 году вышла их первая запись «Pure Fucking Armageddon», которая может восприниматься только закоренелыми фанатами black metal или шумовиками. В 1986 к ним пришел первый настоящий вокалист Свен Эрик Кристиансен по прозвищу Maniac. В 1987 году они выпустили второй альбом «Deathcrush”. В нем гитары и бас уже не сливались в одну дорожку, четко звучала секция ударных, а вокал не напоминал плевки в обернутый ватой микрофон. Из всех альбомов black metal, это один из самых эпохальных. После на место вокалиста Маньяка пришел швед Пер Омен по кличке Dead. Manheim'а сменил Ян Аксл фон Бромберг, который назвался Hellhammer (позже он войдет в элиту самых искусных барабанщиков тяжелой музыки). Именно эта команда с 1987-89 внедрила в сценические образы музыкантов такой атрибут как корпспейнт (пер. - трупная раскраска), который впоследствии стал одной из важнейших составляющих имиджа представителей стиля black metal.
В black metal корпспейнт служит усилением гнетущего впечатления от концертов, он дает обстановке атмосферу «театра ужасов». Наиболее четко корпспейнт можно увидеть в буклете Cradle Of Filth “The Principle of Evil Made Flesh” (1994). Музыканты Mayhem были первыми, кто начал использоваться эту разновидность раскраски для своих шоу. Всего два цвета, нанесенные на кожу, стирают личность, и на сцене музыкант не воспринимается как обыкновенный человек.
В 1991 Пер Омен вскрыл себе вены и выстрелил в голову из охотничьего ружья, патроны к которому подарил ему Варг Викернес. Забавное совпадение, не правда ли? Жуткие фотографии с места кровавого события стали своеобразным предметом культа в среде поклонников блэка. После смерти Dead'а ушел Necrobutcher, и на его место пришел Sitan Occultus, но он продержался недолго, и его место занял Варг Викернес, у которого был параллельный проект Burzum, он же был активистом «Черного Внутреннего Круга Норвегии». Между Варгом и Еуронимусом началась размолвка после записи альбома "De Mysteriis Dom Sathanas",который считается классикой Mayhem и блэка вообще и по сей день. Размолвка переросла в лютую ненависть. Причиной размолвки приписывают финансовые вопросы и идеологические расхождения. События разворачивались так. 10 августа 1993 года Варг Викирнес и новый участник Mayhem Снорре Рух отправились в Осло, чтобы поговорить с Еуронимусом. К 4м часам утра они стояли у его двери. Сначала началась перепалка между Варгом и хозяином дома, которая переросла в драку. В результате — смерть Еуронимуса от нанесенных ему Викернесом 26 колотых ножевых ранений. Варгу дали 21 год заключения, а Руху — 8. После этого в 1994 году Mayhem выпустили релиз альбома «De Misteris Dom Sathanas», который стал откровением. Высочайшее качество исполнения, отличная запись и специфический вокал Атиллы сделали его классикой стиля. После Mayhem не стало, собрали они в 1996 и записали милитаристки настроенный «Wolf's Late Abyss». Но это был уже совершенно другой коллектив. Окончанием истории Mayhem можно считать момент смерти Еуронимуса.
В истории black metal хочется замолвить слово о группах Emperor, Immortal и Darkthrone.
Emperor были основаны в 1991 году. У истоков стояли 14-летние парни Ихсан и Самот. Благодаря сплаву двух гениев — мастера экстрим-металла Самота и композитора-мелодиста Ихсана родилось шедевральное чудовище Emperor. Альбом «Anthems to the Welkin at Dusk» укрепил позиции Emperor как экстремальной команды. В 2001 году вышел самый последний и самый лучший альбом «Prometheus: The Discipline of Fire & Demise». Он остался непревзойденным шедевром уникального в своем роде сплава тяжелой и классической музыки.
В 1990 году Abbath (который до этого учавствовал в проекте Dark Funeral с Варгом) и Demonaz собрались и основали группу. Их творчество было посвящено сказочному королевству Блаширх — место в норвежском лесу, где они любили проводить время. В 1992 году они записывают дебютный альбом «Diabolical Fullmoon Misticism», на котором продемонстрировали свирепый материал, инспирированный переживаниями от природы. Следующей работой группы стал Pure Holocaust, на котором звучание группы начало приобретать ту форму, в которой команда и будет пребывать до конца своей музыкальной карьеры: больший упор на бластбит, густой размытый звук, хриплый вокал. Из-за перестановок в составе за третий полноформатник музыкантам пришлось браться вдвоем. Часть партий им помог исполнить Helhammer из Mayhem, но постоянного ударника они нашли лишь к 1996 году. Третьим релизом вышедшим из под пера команды стал «Battles In The North». Этот альбом показал все возможности блэка по части аудиовизуальной передачи информации. Гитары звучали подобно ветру в сильную пургу. Ударные напоминали звон доспехов, мечей и щитов на поле битвы. Это альбом, на котором музыканты полностью реализовали свои идеи, смогли в полной мере передать их слушателю. На песню «Blashyrkh (Myghty Ravendark)» сняли видеоклип, и песня стала хитом. Immortal отличались от других музыкантов тем, что после прямолинейности ранних альбомов начали делать ставку на виртуозность и мелодичность, которые долгое время были чем то вроде табу для представителей Black Metal сцены. В таком духе был записан альбом 1999 года – «At The Heart Of Winter», на котором драйв и мелодика уступили место монотонности и мрачности предыдущих работ. Незадолго до этого Demonaz вынужден был оставить Immortal из-за проблем с рукой. После «At The Heart Of Winter» музыканты записывают похожие на него по стилистике альбомы «Damned In Black» и «Son Of Northern Darkness», на которых звучание сместилось в сторону Death Metal и расходятся по своим проектам. Из представителей норвежской сцены Immortal стали самой стабильной командой, сохраняя основу первозданного звучания на протяжении всего творческого периода.
Darkthrone. Тоже представители норвежской темной сцены. С 1986 по 1987 группа была дэт-метал формацией. Ее лидерами были Тед Скъеллум и Гилве Нагелл. В 1991 году они выпустили альбом «Southside Journey». О нем частенько забывают и первым альбомом считают «A Blaze In The Northern Sky» 1992 года. Darkthrone — первые, кто стали маркировать свои альбома надписью «true norwegian black metal”. В 1993 году они выпустили «Under The Funeral Moon”, на котором звучание группы было близко к уровню репетиционных записей. Он и считается лучшим в арсенале группы. В 1994 вышел «Transilvation Hungr” - вершина творчества группы. Примитивизм и скорость звука достигли крайней стадии. Непередаваемая атмосфера, а некоторые песни сыграны даже не на трех аккордах, а на одной струне. В альбоме были использованы тексты Варга Викернеса, так как группа поддерживала контакт с Варгом после убийства им Еуронимуса, в то время, когда все отвернулись от него. Тем самым группа подтвердила собственную независимость. В 1999 году Darkthrone выпустили «Ravishing Grimners”, на котором во главу был поставлен панк-рок как основной подход. После этого альбома они двигались именно по этой тропе, несмотря на роптание публики. В целом Darkthrone можно охарактеризовать как одну из самых удачливых команд в Black Metal. Пройдя через период беспорядков в Норвегии, они умудрились остаться чистыми.
Вот мы и отследили развитие стиля black metal. В целом, можно сказать, что black metal возник как противодействие устоявшейся системе, как глоток чистого воздуха среди современной музыкальной культуры того времени. Собственно, это можно сказать в целом о рок-н-ролле и металле. Далее, пройдя через скандалы и смерти, он приобрел вид стиля музыки наших дней и стал популярным. А всему виной были рок-н-рольщики Venom, которые даже не подозревали, что увековечат целое направление метала на все времена...

Автор: Шаншайская
Дата: 12.07.2011

Опубликовано на Musecube. Июль, 2011