Неровная дорога Metallic и

Надежда Шаншайская
В судьбе любого даже самого успешного человека есть кочки, о которые он будет спотыкаться, и которые будут доставлять ему дискомфорт или мешать продвигаться дальше. Группа, она как человек, у нее тоже есть судьба и свой жизненный путь. Она тоже испытывает горе и радость, скорбь и веселье. И речь пойдет об одной из самых великих групп, живой легенде, чьи альбомы проданы в общем количестве 100 миллионов экземпляров по всему миру, и которая обладает своей, никем не повторимой судьбой, наполненной как яркими и веселыми событиями, так черными и грустными, которые буквально подорвали боевой дух группы. Мы поговорим о группе Metallica. Историю этой группы знает каждый мало мальски уважающий себя металлист. Не будем ее пересказывать. Пройдемся лишь по самым значимым событиям в жизни этой группы, которые ударили ее, как говорится, не в бровь, а в глаз.
А ведь мало кто знает, что Metallica, как проект могли и не состояться. Когда Хэтфилд и Ульрих встретились, они не понравились друг другу. «Когда они (Ларс и Джеймс) устроили свой первый джем, я подумал, что Ларс - самый худший барабанщик, которого я когда-либо встречал в своей жизни! Он не мог держать ритм! Это был какой-то кошмар, и я сказал Джеймсу: "Слушай, этот парень - полнейший кретин!» - говорит Рон Макгоуни, друг Джеймса. Они расстались с Ларсом и обещали ему позвонить. Но так этого и не сделали. Для более объективного разговора, который стал ключевым моментом для создания костяка группы Metallica, Ульрих и Хэтфилд встретились уже потом.
Теперь непосредственно к событиям, играющих роль «кочек»в жизни Metallica. И первым таким событием стало, пожалуй, конфликт Джеймса Хэтфилда и Дэйва Мастэйна. После дебютных концертов в клубах, заключения контракта со звукозаписывающей компанией Megaforce Records, Дэйв Мастейн, гитарист Metallica, увлекся алкоголем и другими наркотическими веществами. Вообще, Дэйв вел себя на сцене как лидер, пытаясь кричать в микрофон и заглушать Хэтфилда, это положило начало конфликту между двумя лидерами. Серьезная ссора между Хэтфилдом и Мастейном вспыхнула, когда второй привел в студию свою собаку, а первый с досады ее пнул, ссора вылилась в драку. После чего Мастэйна попросили покинуть группу. На его место пришел более адекватный Кирк Хэмметт, который в группе находится и по сей день. Хотя увольнение из Metallica пошло Мастейну на пользу — он создал свою группу Megadeth, которая вместе с Metallica стоит у истоков стиля трэш-металл.
Еще одной «кочкой» стала смерть Клиффа Бертона, басиста Metallica, после которой вообще встал вопрос, будет ли группа существовать дальше. Ведь в те годы работа над любым произведением начиналась только тогда, когда Клифф одобрит его. Он погиб 29 сентября 1987 года во время европейского тура по Швеции в автокатастрофе. По некоторым версиям, причиной катастрофы было то, что водитель заснул за рулем, другая версия, что причиной стал сильный гололед. Во время того тура музыканты должны были спать в неудобных койках своего гастрольного автобуса. Той роковой ночью борьба между членами группы за койку поудобнее решилась колодой карт. Клиф вытянул туз пик, посмотрел на него и сказал: «Вот теперь на этом месте сплю я». При падении автобуса он выпал через окно, автобус упал сверху. «Я видел, как из-под автобуса торчали его ноги. Помню, водитель пытался вытащить из-под него одеяло, чтобы им могли воспользоваться оставшиеся в живых. Тут меня прорвало: «Не трогай его, твою мать...». Я готов был избить его. Я не знаю, был ли он пьян или виной всему гололед. Я только знал, что он был за рулем и Клиффа больше нет», - вспоминал Джеймс Хэтфилд в 1993 году события того времени.
Однако, несмотря на перенесенный стресс и потерю одного из лучших своих «бойцов» было принято найти ему замену и продолжать деятельность группы, началось прослушивание, в котором приняло участие несколько десятков человек. Выбор был сделан в пользу Джейсона Ньюстеда из группы Flotsam&Jetsam, где он выполнял функции басиста, композитора и автора текстов. Во время прослушивания Джейсон сыграл не только все вещи Клиффа, но и несколько раз попытался импровизировать и внести что-то свое, чтобы показать, какой он на самом деле бас-гитарист. В конце его спросили: "Хочешь работать?" В ответ раздался вопль, который насмерть перепугал всех посетителей бара. Новый басист хорошо вписался в группу, придав звучанию дополнительную упругость.
Очень много неблагополучных происшествий происходило с Джеймсом Хэтфилдом, которые напрямую влияли на музыку и деятельность группы. Например, в 1987 году он сломал руку, катаясь на скейтборде, в следствие чего пришлось перенести запись альбома «...And Justice For All». в 1991 году Джеймс сорвал голос. С изменением голоса вокалиста изменилось и творчество группы: гитары стали настраиваться на тон ниже, а Джейсон стал использовать пятиструнную бас-гитару. В связи с этим изменился и темп песен Metallica. Примерно такая же ситуация возникла с ним и в 2003 году после записи альбома «St.Anger». Из-за того, что на этом альбоме использовалась низкая, по сравнению со стандартной, настройка гитары, Джеймсу приходилось буквально "выплевывать" слова, что повлекло за собой проблемы с голосом. Постепенно к Джеймсу стал возвращаться голос, что мы слышим, сравнивая более новые концертные записи с записями времен St. Anger. Но самый известный несчастный случай с Хетфилдом произошел еще в 1992 году на концерте с Guns'N'Roses на Олимпийском стадионе Монреаля. Во время исполнения песни «Fade To Back», Хэтфилд прошел под пиротехническим оборудованием в тот момент, когда оно сработало. Это привело к тому, что Джеймс заработал ожоги левой рукии лица второй и третьей степени, и был вынужден отказаться от игры на гитаре. Вместо ритм-гитариста на время тура был приглашен Джон Маршал из Metal Church.
Далее был огромный успешный промежуток, когда были записаны несколько альбомов: «Load”, “Reload”, “Garage Inc”, “The Black Album”, трек для фильма «Миссия невыполнима-2» и прошла череда очень успешных концертов по США и Европе. Но в 2001 году снова под ногами группы появилась кочка - Ньюстед покидает группу из-за «физического вреда, который он нанес себе за годы игры музыки, которую он любит». В дальнейшем выяснилось, что причины ухода музыканта были несколько иными. А именно, желание Ньюстеда выпустить запись своего проекта Echobrain и отправиться в турне с ним и активное сопротивление этому Хэтфилда, а также шутки в его сторону, что он новичок, непрекращающиеся еще со времен, как он только пришел в группу. Видимо, это его очень задевало. К тому же у него не было статуса партнера в написании песен, который был у Клиффа Бёртона. Документальный фильм 2004 года «Some Kind Of Monster» пролил больше света на уход Ньюстеда. А сам Ньюстед сказал: «Я никогда не жалел об уходе из Metallica», на что Metallica отвечала: «Мы никогда не жалели об уходе Джейсона Ньюстеда», хотя последняя фраза всего лишь шутка.
Следующий удар «по почкам» почти в прямом смысле слова пришелся на июль 2001 года, когда Хэтфилд вернулся с охоты в Сибири и сразу же загремел в клинику проходить курс реабилитации в связи с алкоголизмом и другими вредными привычками. Около года группа ничего не делала. Ларс Ульрих уже начал настраиваться на конец музыкальной деятельности Metallica, но Хэтфилд вернулся. Правда, стал проводить с группой всего по 4 часа в сутки. Писался новый альбом. Медленно, но писался. Боб Рок исполнял партии баса, пока никого не было на месте Ньюстеда. В 2003 году Metallica приступила к прослушиваю басистов и выбрала из всех желающих Роберта Трульхио — бывшего участника группы Suicidal Tendencies и Ozzy Osbourne.
Однако, несмотря на все эти кочки, о которые спотыкалась группа в течение своей музыкальной карьеры, она действует и по сей день. И ого-го как действует, не смотря на преклонный возраст участников Metallica - Джеймсу Хэтфилду и Ларсу Ульриху по 48 лет: выступает и выпускает альбомы. 15 июня 2011 года было сообщено, что группа готовит «секретный проект», про который ничего пока рассказывать не желает. Секретным проектом  является полноформатный альбом из 10 песен с участием Лу Рида. Альбом записан на студии штаб-квартиры Metallica. Дата релиза пока не разглашается.
Так в чем же секрет такого супер-успеха этой четверки из Сан-Франциско? Ведь ничего ей не помешало развиваться и работать дальше, не свернуть с прямого пути к вершине Олимпа. Несомненно, без невероятно энергетических концертов и бесконечных турне по всему миру они никогда бы не достигли такого звездного уровня. Однако решающими факторами успеха Мetallica являются их бесспорный талант, верность своему делу и честность, объясняющиеся словами всех четверых: "Мы никогда не стремились быть группой для всех. Мы всегда играли и играем только для себя, делаем только то, что хотим делать. И то, что людям нравится наша музыка - это просто прекрасно!"
Снова задавася вопросом к секретам успеха этой группы, остается добавить безграничную преданность музыкантов своей группе. Лет десять назад Ларс Ульрих, основатель и идеолог Metallica, произнес речь: «Если когда-нибудь, когда мне будет, лет так, скажем, 38-40, и Мetallica придет конец, вряд ли у меня хватит духа и сил начать какой-нибудь другой проект. Я ни за что не объявлю: "Известный барабанщик ищет музыкантов для новой группы". Когда Мetallica завершит свое существование, я просто положу свои палочки на полку, и все. Это единственная группа, в которой я когда-либо играл, равно как и единственная группа, участником которой я когда-либо хотел быть. И ни во что другое я уже не смогу вложить столько энергии и веры. И потом мне всегда придется все сравнивать с Мetallica, ведь Мetallica - это вся моя жизнь!».
И напоследок, слова от Джейсона Ньюстеда: «Я верю, что Мetallica доживет до уровня Led Zeppelin, Black Sabbath, Джимми Хендрикса - то есть до тех, кого мы любим уже не один десяток лет. Моя мечта, что бы лет через 20 люди слушали Мetallica и говорили: "Да, это действительно самое лучшее! К чертям все это новое электронное дерьмо!" Я очень хочу этого, и это не пустые мечты - это обязательно произойдет. Или мы умрем на своем пути".

Автор: Шаншайская
Дата: 11.08.2011

Опубликовано: журнал Rockcor 2011 год