106. ВИ. Агошков. Становой Колодезь. Госкрестьяне

Василий Иванович Агошков
106. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
 

 
Государственные крестьяне, особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра Первого из оставшегося незакрепощённого сельского населения (черносошных крестьян и половников Северного Поморья, сибирских пашенных кресть-ян, однодворцев, нерусских народностей Поволжья и Приуралья).

В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (позднее — удельные крестьяне), Г.к. жили на казённых землях и, пользу-ясь отведёнными наделами, были подчинены управлению госу-дарственных органов и считались лично свободными.

По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось (в Европейской России и Сибири) 1049287 душ мужского пола, т.е. 19% всего земледельческого населения страны; по 10-й ревизии (1858), — 9345342 души мужского пола, т.е. 45,2% земледельче-ского населения Европейской России.

Сословие Г.к. увеличива-лось за счёт крестьян секуляризованных церковных владений и вновь присоединённых территорий (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), украинских ка-заков, бывших крепостных конфискованных польских имений и т.д. В конце 30-х гг. 19в средний земельный надел Г.к. в 30 гу-берниях из 43 был меньше 5 десятин и лишь в немногих губер-ниях достигал установленной нормы (8 десятин в малоземель-ных и 15 десятин в многоземельных губерниях).

Основная масса Г.к. вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и губерний, присоединённых от Польши, казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и Г.к. отбывали преимущественно барщину; пашенные крестьяне Си-бири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее — денежный.
В 1-й половине 19в оброк Г.к. колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере усиления эксплуатации удель-ных и помещичьих крестьян денежный оброк Г.к. становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности других категорий крестьян. Кроме того, Г.к. обязаны были вно-сить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с другими категориями крестьян платили подушную подать и от-бывали натуральные повинности (например, дорожную, подвод-ную, постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой.
Развитие торговли и промышленности в 18—1-й половине 19 вв. повлекло расширение прав Г.к.: им было разрешено вес-ти торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть "ненаселён-ными" землями (т.е. без крепостных крестьян) и т.д.
Но одновременно, в связи с ростом помещичьего пред-принимательства, дворянство систематически присваивало го-сударственные земли и стремилось обратить свободных Г.к. в своих крепостных (см. Генеральное межевание).

Во 2-й половине 18в правительство роздало дворянству миллионы десятин казённой земли и сотни тысяч Г.к.; в 1-й по-ловине 19в практиковалась массовая продажа государственных имений и передача их в удельное ведомство.

Многие дворяне требовали ликвидировать сословие Г.к., передав казённые земли с их населением в частные руки. В ре-зультате роста малоземелья и повышения феодальных повинно-стей в начале 19в обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г.к. Всё чаще повторялись массовые волнения Г.к., направленные против сокращения наделов, тяжести обро-ков, произвола арендаторов и чиновников.

опрос об изменении управления Г.к. вызвал многочислен-ные проекты как крепостнические, так и либерально- буржуаз-ные. Обостряющийся кризис феодально-крепостнического строя заставил правительство Николая I приступить к реформе управ-ления государственной деревней с целью поддержать государст-венные финансы, подняв производительные силы государствен-ной деревни, и приблизить помещичьих крепостных к положе-нию "свободных сельских обывателей".
В течение 1837—1841 под руководством генерала П.Д. Ки-селёва было учреждено специальное министерство государст-венных имуществ со сложной иерархией бюрократических ор-ганов. На созданную администрацию было возложено "попечи-тельство" над Г.к. через посредство традиционной сельской об-щины, опекаемой правительственными чиновниками.
Программа хозяйственного подъёма государственной де-ревни также не могла быть осуществлена. Относительно про-грессивное значение имели такие меры, как ликвидация бар-щинных повинностей Г.к. в Литве, Белоруссии и на Правобереж-ной Украине, прекращение сдачи государственных имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным земельно-промысловым сбором.

Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение Г.к. Малоземелье не было ликвидировано. Количест-во недоимок не уменьшилось, а выросло ещё более; агротехни-ческие меры оказались недоступными для крестьянской массы; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное — вся система управления на началах фео-дальной опеки сопровождалась чудовищными насилиями и по-борами. Феодальное управление государственной деревней на-ходилось в резком противоречии с экономическими процесса-ми 40—50-х гг. 19в, препятствовало росту крестьянской торговли и промышленности, мешало развитию сельского хозяйства и сковывало рост производительных сил крестьянства.

Результатом реформы был рост крестьянского движения, которое приняло особенно бурные формы в районах Северного Поморья, Приуралья и Поволжья, где Г.к. жили крупными ком-пактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнического государства наблюдались также в центральных и западных районах (см. "Картофельные бунты", "Холерные бунты" и др.).

После окончания Крымской войны 1853—56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г.к. с движением удельных и помещичьих крестьян.

В свою очередь дворянство, встревоженное планами пра-вительства, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением — с другой, негодовало против реформы Киселёва и требовало ликвидации системы "попечительства". В 1857 Алек-сандр II, назначив новым министром государственных иму-ществ реакционера М. Н. Муравьева, одобрил проект контрре-формы — приближения Г.к. к положению удельных крестьян.

19 февраля 1861 крепостное право в России было отме-нено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г.к. и формы их "само-управления", установленные законами 1838-41.

Государственные крестьяне в 1866 были подчинены об-щей системе сельского управления и признаны "крестьянами-собственниками", хотя продолжали платить оброчную подать.
Права полной собственности на землю Г.к. получили по за-кону 1886 об обязательном выкупе земельных наделов, причём размеры наделов Г.к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян.

//Н.М. Дружинин. Яндекс.
Словари›Большая советская энциклопедия.//