Человек в проекте Маркса

Сергей Корягин
 Человек в проекте Маркса. ("Альтернативы".) Господин Першин, Ваши мысли о марксизме мне показались интересными. Маркс, действительно, все человеческое разбил на две части: на природное начало и общественное. Человек – дитя природы (существо биологическое), а его «вторая природа» – общественная жизнь. Его  труд – конкретный и абстрактный – производит потребительную стоимость и меновую стоимость. Его деньги – золото – существуют в двух формах: как потребительная стоимость и как всеобщий эквивалент. Его капитал – это  средства производства и самовозрастающая стоимость (рабочая сила). Его производительным силам противостоят производственные отношения, а производственным отношениям (базису) – соответствует надстройка, то есть общественные учреждения и вся сфера духа. И коммунизм Марксов появляется в истории дважды – как первобытно-общинный (естественный) и как научный. Все это интересно.

Возникает, однако, возражение: человек, став существом общественным, совсем не перестает быть существом индивидуальным. В общественной жизни он становится   личностью и гражданином. Он хочет быть  собственником, свободным предпринимателем, ученым, учителем, инженером, художником, артистом. И не намерен отказываться от того, что дала ему природа – способностей,  таланта, потребностей. Нет, однако, у Маркса в его проекте ни личности, ни гражданина, есть некий член… социалистического общества, а потом коммунистического. Есть некий «обрубок», «оскреток», «винтик», некая «щепка», «шестеренка», «пылинка», если не считать пустых разговоров о свободной личности, которая станет условием свободы для всех. Маниакальная увлеченность Маркса обобществлением с неизбежностью вызвала в нем жажду диктатуры, диктатуры некой касты обученных идеологов – духовных отцов пролетариата. Не случайно Ленин назвал эту «касту» партией особого типа, которая не остановится ни перед чем. («Есть такая партия!» – кричал он.) Да, Маркс был теоретик, но теоретик тоже «особого типа», провозгласивший насилие повивальной бабкой истории. 

Гегелевская необходимость была необходимостью идеи. Маркс счел такую логику недостаточной и предложил свой вариант: необходимость экономическую. Создал теорию так называемого исторического материализма. Все люди хотят есть, многие очень хотят есть. И они пойдут за тем, кто предложит им  программу гарантированной сытости. Иные готовы взять в руки былыжник, оружие и идти поджигать, ломать, отнимать. Производительные силы, развиваясь спонтанно (!), создают адекватные себе производственные отношения – бьет час капиталистической собственности, собственность обобществляется, а производственные отношения с помощью революции,  тоже очень необходимой, создают свой политический орган. Что касается идей, то их роль вторична: их формулируют для укрепления политической власти. Государство диктатуры пролетариата отнимает у граждан все – их тела и души…  Хотел Маркс, чтобы его теорией воспользовались прежде всего развитые капиталистические страны, но воспользовались ею прежде всего страны «проблемные» – разоренные, голодные, народ которых готов к бунту. И первой пошла за Марксом бесприютная интеллигенция России. Война, голод, разруха, бездарность Временного правительства помогли ей совершить невероятное – захватить «престол».

Человек как существо природное в Марксовом «поднятии» его на новую общественную «площадку» превращается в существо пустое, выхолощенное, абстрактное,  коммунистическое, в продукт тоталитарной системы, которое без государства уже шагу ступить не может. Самостоятельная экономическая деятельность ему не позволена, свободное духовное творчество – тем более. Работай, работай, работай. Под присмотром.   Минимальный паек гарантирован, гарантированы благодарность, грамота, звание, даже бюст за послушание. И за непослушание есть свои «премии». Он обречен жить в условиях вечной диктатуры партии, которая наверняка никогда не откажется от своих политических претензий. Чтобы не умереть от тоски, он пьет, поет и пляшет. Четверг, 5 апреля 2012 г.