Несвободные часть вторая

Мария Кривовяз
Начало 90-ых 

Прошло пять лет.

Ирина медленно плелась по темной,  пустынной улице.  Домой идти не хотелось. Она все время искала причину задержаться на работе. После окончания литературного девушка устроилась в библиотеку. Среди книг, этих немых собеседников, ей было уютнее, чем дома с Ильей. Чтение стало для нее отдушиной. 
Возле подъезда Ирина остановилась и обернулась на детскую площадку. Родной двор. На нее нахлынули воспоминания.
Качели, на которых раскачивал ее Пашка. Тогда она чувствовала себя птичкой, взмывающей к небесам. Все было так легко и просто. Детство - беззаботная пора. Если бы хоть на миг можно было вернуться в то время.
- Ирусь! – покричал с балкона  Илья. – Что ж ты так поздно? Я уже совсем разволновался.
С тяжким вздохом Ирина открыла входную дверь и ступила в холодный подъезд.
Все было каким-то безжизненным, как и она сама.
- Ира, зачем тебе вообще работать? – с порога начал Илья. – Сидела бы дома, отдыхала, жила в свое удовольствие.  Институт уже закончила. Пора бы и о ребенке подумать.
От последних слов Ирину передернуло. Дети. Она даже мысленно не могла представить себя в роли матери Илюшиных детей.
- Давай потом это обсудим, хорошо? Я устала.
- Все важные темы ты все время откладываешь на потом.
- Эти темы важны для тебя. Давай хоть раз обсудим то, что важно мне. – Всегда сдержанную Ирину словно прорвало. – Уже прошло пять лет. Пять! Когда отпустят Пашу? Вы обещали, что сделаете ему УДО.
- Паша, Паша! Теперь понятно, что для тебя важно. Хорошо, я сегодня же поговорю с отцом.  Только на следующей неделе мы уезжаем в Берлин. Завтра будут готовы все документы. Согласна?
Господи, почему ее все время шантажируют Пашкиной свободой, выдвигают какие-то ультиматумы.
- Хорошо, - тихо сказала она и прошла к себе в комнату.

***

Ирина на цыпочках прошла по коридору. Дверь в кухне была плотно закрыта. Илья что-то бурно обсуждал с отцом. Ирина прижала ухо к двери.
- Папа, я тебе говорю: она совсем помешалась на этом Павлике! Мне кажется, она никогда его не забудет. Да причем тут Германия? Его и сейчас вроде как нет с нами, но он постоянно рядом. У меня чувство, что мы живем втроем! Да не кричу я на тебя. Она про УДО вспомнила.  Придумай что-нибудь. Он и без УДО уже через два года может выйти. Этого нельзя допустить, слышишь? Да не истеричка я. 
Илья надолго замолчал. Иринка заерзала на месте.  Интересно, что ответил ему отец?
У Ирки задрожали руки.  Какой же дурой она была! Глупая, наивная девочка, верящая людям.  Ее обманывали с самого начала! Все! Даже родная мать!  Никто ничего не собирался делать для Пашки. Ни о каком УДО не было и речи.
Снова заговорил Илья.
- Это ты хорошо придумал. Дебош на зоне, три года сверху. Добьешься его перевода на север? Вообще блеск!  У тебя,  батя,  голова варит.  Жесткач там, а не условия? А здесь-то он как в доверие ко всей этой шалупони втерся? Там, говоришь, такое не пройдет? Лады. Все, я спокоен. Да, могу спокойно ехать в Берлин. Дождешься ты внуков, дождешься.
Илья повесил трубку. Ирка опрометью кинулась к себе в комнату и прикрыла дверь.
Раздался стук.
- Можно? – В комнату вошел Илья. – Пойдем ужинать.
- Ты поговорил с отцом?
- Поговорил, - Илья наклонился и поцеловал ее в щеку.
Ирка еле сдержалась, чтобы не ударить его по лицу.
- Оформляют документы. Через месяц Пашка будет на свободе, а ты будешь гулять по Берлину. Довольна?
Ирка кивнула.

***
Ночью Ирина собрала вещи в чемодан. Взяла только самое необходимое. Драгоценности, деньги – все оставила Илье.
Утром она как ни в чем не бывало проводила мужа на работу. В последний раз без малейшего сожаления окинула взором свою комнату - хоромы так и не стали для нее родным домом. Взяла чемодан, закрыла входную дверь и облегченно вздохнула.  Впервые за долгое время она почувствовала себя свободной.

***
Вечером Ирина забежала к матери – взять кое-какие вещи и попрощаться.  Антонине Матвеевне о своем уходе от Ильи она решила не говорить. С матерью они были по разные стороны баррикад.
- Мам, от Пашки ничего не было?
- Нет, доченька. Ничего.
Неужели он забыл ее? Неужели за все пять лет, показавшиеся Ирке целой вечностью,  Пашка ни разу не вспомнил о ней?  Решимость начала потихоньку улетучиваться. Может, зря она ушла от Ильи?
- Да забыл тебя уж Пашка давно, - подлила масла в огонь мать.
Ирка отказывалась верить в это.
- А ты что пришла –то, дочь?
- Книги кое-какие хочу взять.
Ирка прошла к себе в комнату и взяла с полки Бодлера. Томик выпал из рук. Ирка подняла книгу с пола и прочла страницу, на которой открылся сборник стихов:

К Тебе, к Тебе одной взываю я из бездны,
В которую душа низринута моя...
Вокруг меня - тоски свинцовые края,
Безжизненна земля и небеса беззвездны.
Шесть месяцев в году здесь стынет солнца свет,
А шесть - кромешный мрак и ночи окаянство..
Как нож, обнажены полярные пространства:
Хотя бы тень куста! Хотя бы волчий след!
Нет ничего страшней жестокости светила,
Что излучает лед. А эта ночь - могила,
Где Хаос погребен! Забыться бы теперь
Тупым, тяжелым сном - как спит в берлоге зверь...
Забыться и забыть и сбросить это бремя,
Покуда свой клубок разматывает время...

У Ирки защемило сердце. Ей показалось, что эти стихи написаны не Бодлером, что это Пашка взывает к ней из заточения. Как он там? Хоть бы что-нибудь узнать о нем.
Она быстро сунула книгу в сумочку и взяла следующую. Взгляд упал на дальний конец полки. За книгами лежала небольшая стопка конвертов. Надо же, вот так невольно обнаружился тайник. Иринка просунула в щель между книгами руку и выудила оттуда несколько писем.
Пашкины! Выходит, он все время помнил о ней и писал. И ни разу не получил ответа! Что он теперь думает о ней?  Ирка открыла одно из писем и достала фото. Свадебное. Только вместо Ильи рядом с ней стоял Паша и лукаво смотрел исподлобья. Пашка! Ирина прижала фото к груди.
За дверью послышались материны шаги.
Ирка быстро сунула письма в сумочку и защелкнула замок.
- Ирусь, нашла, что хотела?
- Да, мам, я пойду.
- Посиди немного. Заскочишь раз в сто лет и побежала. Расскажи, как у вас там с Ильей.
- Нормально.
-Нормально,  и все? Почему я все новости узнаю не от родной дочери? Мне Илья сегодня звонил, сказал, что на следующей неделе вы в Германию летите. Ходить по улицам Берлина. Ооо! Мечта! Вот я всегда говорила, что для девушки главное – удачно выйти замуж.  Если бы не я, ждала бы сейчас своего уголовника. Представляешь, что значит быть женой бывшего зека? Позор! Клеймо на всю жизнь. Испорченная репутация. Ни на одну приличную работу не устроиться.  А  вообще ты неблагодарная, Ирка. Могла бы матери хоть спасибо сказать.
В душе Ирины зарождалась буря.
- Спасибо, - тихо прошептала она, поцеловала мать и выскочила из квартиры.   
В голове зрел план. Домой она не вернется. Это уже решено.  Сейчас главное -  затеряться в городе. Вначале она  снимет квартиру в тихом районе, чтоб родные не смогли найти. На работу тоже возвращаться нельзя – там ее сразу найдут. Надо достать денег – из дома она ушла без единой копейки.  Из разговора Ильи с отцом она поняла, что Пашку отправят в одну из сибирских колоний. Надо попытаться выяснить,  в какую именно. Ирка решила разослать запросы во все исправительные учреждения. Надежды мало, но надо же было с чего-то начинать. Сидеть, сложа руки,  больше не было ни сил, ни желания, ни времени. Тюремные каратели в любой момент могли лишить Павлика жизни. Потом она поедет к нему в колонию и добьется встречи. Это тогда, пять лет назад ее так запросто выставили за дверь. Теперь этот номер не пройдет. Она добьется своего.
Мысли снова вернулись к деньгам. Где их взять? Потребуется приличная сумма. Ирку осенила идея. У сотрудницы муж занимался валютными операциями. А что, если и ей….

***
Полгода спустя.

Ирина сгорбившись, с зажатыми между коленями руками, сидела на скамье подсудимых.
- До оглашения приговора суд удаляется на совещание.
К Ирине подошел Илья.
 Ира подняла на него уставшие, ввалившиеся глаза. Под глазами пролегли огромные тени.
- Хочешь получить развод?
Илья присел рядом и взял ее руки в свои. Выглядел он озабоченным и печальным.
- Ир, я не могу без тебя. Вернись, заклинаю тебя. Еще не все потеряно. Делу можно дать обратный ход, тебя признают невиновной.
Ирина покачала головой. Она уже свыклась с мыслью, что сядет в тюрьму. Да и какая разница? Жизнь с Ильей была для нее тем же заточением.
- Ира, одумайся! Отец похлопотал – с тебя сняли обвинение за незаконные операции с валютой. Это же расстрел, Ира!
Ирка улыбнулась. А что, здорово было бы. Одна пуля – и все проблемы разом решены.
- Ирка, чему ты улыбаешься! Тому, что тебя осудят как спекулянтку? Ты молодая, умная, красивая! Ты жить должна как королева! И я все это могу дать тебе. И-Р-А!!!Услышь ты меня, наконец.
- Я слышу тебя, - невозмутимо ответила девушка. – К тебе я не вернусь. Оформи развод. Зачем тебе пятно на твоей светлой репутации? Найди себе новую жену, настоящую. Мы же никогда не были семьей.
- Ирка, что ты такое говоришь? У нас была самая лучшая семья. Ты – самая лучшая, самая настоящая. Я не могу без тебя! Я искал тебя все это время. Зачем ты ушла тогда? Я люблю тебя.
- Когда любишь, желаешь человеку счастья. А счастлива я могу быть только с Павликом, понимаешь?
- Ирка, ты вбила себе в голову эту чушь. Вернись, я сделаю все для тебя!
Ирка помотала головой.
- Илья, я сказала: НЕТ. Я уже не та наивная дурочка, которая шла с тобой под венец. Понимаешь, у меня словно пелена с глаз спала. Вы же бесконечно меня обманывали, играли моими чувствами, причиняли боль. Вы всегда думали только о себе. Вы загубили жизнь невинного человека.
- Мы все желали тебе только добра.
- Илюша, правильно говорят: благими намерениями вымощена дорога в ад. Я даже не скажу тебе «прости» на прощание, потому что это вы передо мной виноваты, а не я перед вами. Папеньке привет передай.
Ирка закрыла глаза и резко отвернулась в сторону.

***

Ирку грубо толкнули в барак и закрыли дверь. Новую постоялицу казенного дома тут же окружили старожилки.
От  толпы отделилась дородная мужеподобная женщина и вплотную приблизилась к Ирине.
- Пай-девочка к нам прибыла! Надолго?- женщина оглядела  Иринку с головы до ног.
- На два года, - безразлично ответила Ирина, смотря визави прямо в глаза.
- Типа интеллигентка? – хохотнула заключенная. – Тут мы с тебя спесь быстро собьем. Глазом не успеешь моргнуть – человека из тебя сделаем.
К Ирке подошла низкая конопатая девушка, взяла прядь волос, намотала на палец и притянула к себе.
- А ну разбежались, крысы по углам! -  в барак зашел начальник колонии.
- Роза, разговор есть, - обратился он к грузной женщине. – Марш за мной.
- Девочку не трогать, - зыркнул он на своих подопечных.
Начальник колонии завел Розу к себе в кабинет.
- Новенькую к вам сегодня привели. Я заметил, вы уже начали знакомиться. – Мужчина подошел к розе и схватил ее огромными ручищами за горло. – Если с головы девчонки хоть волосок упадет – сгною. Поняла? – Мужчина сильнее сжал горло.
- Поняла,- прохрипела Роза. – Хватку ослабь, начальник.
Мужчина убрал руки. Роза погладила горло.
- Глаз, что ли на нее положил?- с вызовом спросила она. -  Можешь правду говорить – я не ревнивая.
-Дура. Звонок сверху поступил – блатная она. Кто-то за нее хлопочет.
- Че ты гонишь? Блатных не сажают в общую конуру.
- Там запутано все. Нам в эти дебри не надо залазить. Приказ дан – надо выполнять. Твое дело – приглядеть за малышкой. Ты ж нормальная баба, все понимаешь.
- Кто же спорит? Сделаю, начальник. -  Роза похлопала его по щеке. – Я пойду или остаться?
- Иди. А то пока мы тут базарим, твои бабы нашу девочку под орех разделают.
- Ну, пока. -  Роза послала ему воздушный поцелуй.
- Роза, совсем обнаглела!- с улыбкой пригрозил пальцем начальник.
- А ты б с другой и не связался, - игриво ответила Роза.
***
- Ну что, будем знакомы? Роза, - представилась женщина.
- Ира, - ответила девушка.
- За что села?
- За фарцовку.
- Свой человек.
- А ты за что? – поинтересовалась Ирина у Розы.
- А я мужика замочила. Научного руководителя своего. Диссертацию писала. Накануне защиты дома у него сидели, защиту собственно репетировали. А он руки начал распускать, в койку потащил.  У меня нрав горячий.  Я со стола нож схватила и всадила ему в живот. Убивать не хотела – так, припугнуть маленько.  Пырнула неудачно – умер он сразу. Вот тебе и ученье – свет, а неученье тьма.  Наоборот все вышло у меня.  А ты считай, что не на зону попала, а в институт благородных девиц.  Бабы у нас тут все нормальные – Роза обвела всех строгим взглядом. – Правда, бабы, нормальные мы все?
- Нормальные, нормальные, - послышались разрозненные ответы.
Некоторые в замешательстве уставились на Розу.
- Нормальные мы, - еще раз твердо сказала Роза.
- Тебе на что деньги-то нужны были? Какая нужда барыжить заставила?
- Парень у меня в тюрьме. Хотела к нему на север поехать.
- Любовь, что ли?
Ирка кивнула.
- Веришь, значит, в светлые чувства? Любовь до гроба, одна и на всю жизнь? Так, что ли?
 Ирка снова кивнула.
- А, может это и правильно.  Мы вот не верим, потому что у нас такого нет. Но ведь у кого-то  может и по-другому быть. 
- Мне мой Пашка татуировку сделал. – Ирина сняла футболку и повернулась к Розе спиной.
- Эт еще что за цветик-семицветик?
- Лотос – Люблю Одну Тебя Очень Сильно.
- Сильно, - присвистнула Роза.- А я б себе тату набила – Лосось.
- Почему лосось? – Удивилась Ирка.
- Люблю Одну Себя Очень Сильно, - гоготнула Роза.
- А мягкий знак? – улыбнулась Ирина.
- А мягкий знак – это чтобы было. Как в анекдоте. Урок русского. Преподаватель – грузин.
 Так вот, дэти, слова сол и фасол пишутся с мягким знаком,  а слова вилька  и  тарелька — без мягкого знака. Это невозможно понять, это нужно просто запомнить!
Иринка засмеялась.
- А у вас тут весело. Даже лучше, чем дома.
Роза кашлянула и оглядела товарок.
- Да, у нас тут хорошо. – Роза отвела девушку в сторону. Но ты особо не расслабляйся. Держись меня -  я за тобой пригляжу.  Если какие непонятки с бабами возникнут - сразу мне говори.  Разберусь.  Никому не доверяй, бдительности не теряй.
Ирка молча кивнула.  Она чувствовала себя опустошенным сосудом, У нее уже не  осталось ни чувств,  ни эмоций. Происходящее казалось ей затянувшимся сном.
   
***

- Ирусик!- Роза расцеловала девушку в обе щеки и прижала к себе. – Ирка, надо же,  как два года пролетели быстро! Не хочу тебя на свободу отпускать. Ты ж мне как сестра стала, человечек ты мой родненький!
Ирина вытерла со щек подруги слезинку.
- Роза, не плачь, а то я сама сейчас разревусь. Я тебе писать буду. Спасибо тебе за все, сестренка. Береги себя.
- За меня не волнуйся. Здесь все по моим порядкам живут. Нелегко было их установить,  зато теперь можно расслабиться. Ты  как Пашку отыщешь, сразу напиши мне, - инструктировала подруга.
- Мы к тебе с ним приедем, обещаю.
Роза крепко обняла подругу на прощание.
- Все, уходи скорее, не то я совсем расклеюсь. Бабы меня не должны такой видеть.
Иринка чмокнула грозу тюремных барышень в щеку и быстро пошла, не оглядываясь.

***

Ирина глубоко вздохнула. От свежего воздуха у нее закружилась голова, и девушка  еле удержалась на ногах.  Мысленно Иринка прокручивала план предстоящих действий.
Дома она будет только к вечеру. Куда пойти, куда податься? К родителям идти не хотелось.  Илья, наверное, уже в Германии обосновался. Да и останься он дома, она бы к нему не обратилась за помощью.
О крове Ирка решила подумать потом. Вначале она навестит тетю Зину, Пашкину бабушку.
А все остальное обдумает потом.  Увлеченная мыслями, Ирка подошла к  остановке и заскочила в отправлявшийся автобус.
В автобусе Ирку сморил сон, и она задремала.
Она была в гостях у Павлика. Он сидел напротив нее  и увлеченно рассказывал легенду о лотосе.
 - Лотос – это символ чистоты.  Прекрасный цветок рождается в мутной болотной воде, но грязь не пристает к нему,  и он появляется на свет незапятнанным и чистым.  Лотос почитается многими восточными народами. В Китае он считается священным растением. В Древней Индии, например,  земля описывалась как распустившийся гигантский лотос,  а рай представлялся  огромным озером, где росло много розовых лотосов, в которых обитали  праведные души.
- Паша, зачем ты мне все это рассказываешь?- удивленно спросила Ирина.
- А еще в Индии говорили: "Цветы лотоса - корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти свое спасение", - продолжил  Павел, словно не расслышал ее вопроса.
- Паша! Паша! – Ирка потрясла друга за плечо, но тот медленно растворился.
Девушка очнулась и робко огляделась по сторонам, не в силах понять, где находится.

***

Иринка минут пять безрезультатно барабанила в дверь тети Зины. Отчаявшись, стала спускаться, но  дверь приоткрылась, и на пороге появилась  бабушка Павлика.
- Ирка, - женщина сразу узнала гостью.- Ирка, как я тебе рада! – старушка заключила девушку в объятия.
- Теть Зин, от Павлика никаких вестей?
Лицо женщины почернело.
- Да ты заходи, не стой у порога.
Ирка не на шутку взволновалась.  Еще этот странный, дурацкий сон про лотос.
- Тетя Зин, - стала теребить она бабушку за рукав. – Тетя Зин, говори, как есть.
Женщина тяжело опустилась на табуретку.
- Нет больше Павлика.
- Как нет? – Ирку словно окатили ледяной водой.
- Похоронили его на прошлой неделе. Драка в тюрьме была, Павлика зарезали.
- Нет! НЕТ! НЕЕЕЕТТТТ! Вы меня обманываете! Я не верю! Вы врете! Павлик не мог умереть!
- Девочка моя, - баба Зина попыталась успокоить Ирину.
Ирка оттолкнула женщину.
- Паша жив. Я знаю это.
Баба Зина тяжело вздохнула и помотала головой.
- Я тоже не верила.
Женщина взяла Ирину за плечи и повела в комнату.
- Приляг, дочка. Я тебе сейчас валерьяночки  накапаю.
Ирка рухнула на кровать.  Почему она осталась жива? Зачем? На ее долю выпало столько испытаний, и все напрасно.   Зачем с нее тогда сняли обвинение и не приговорили к расстрелу?
Ирка обхватила голову руками.
- Поплачь, дочка, станет легче, - баба Зина погладила ее по голове.
Ирка молча смотрела в потолок. Она ничего не чувствовала. И плакать ей уже не хотелось . Может, она уже выплакала все слезы? Почему жизнь так несправедлива? Паша!
Ирка погрузилась в сон.
Проснулась она от стука в дверь.
- Ирочка, к тебе пришли, - сказала баба Зина.
«Пашка!» - мелькнуло в голове.
Пашка жив! ТО был дурной сон! Ну, конечно же. Ей приснился тот разговор с бабой Зиной.

***

- Можно?
- А, это ты, - разочарованно протянула Ирина. Надежда, едва зародившись, погибла, словно мотылек в огне.  Зачем себя обманывать и тешить мыслями о невозможном?
- Это тебе, - Илья протянул жене букет сирени.
Цветочный аромат разлился по комнате. На Ирку накатила дурнота,  и она отодвинула букет подальше.
- Почему ты не в Германии? – безучастно спросила она.
- Я не поехал. Я не мог оставить тебя одну.
Ирка молча кивнула.
- Ира, вернись ко мне. Мы начнем все с начала. Все будет по-другому, обещаю.
- Да, я уже заметила, что слово ты свое держишь. Тогда, при первой встрече ты обещал Павлику, что уничтожишь его. И вот Пашки больше нет.
- Паши нет, и с этим уже ничего не поделаешь.  Но ты-то должна жить!
  - Зачем? Как можно быть таким жестоким? – бесцветным голосом спросила Ирина. – Как можно играть, распоряжаться чужими жизнями, решать за других, что для них хорошо, а что – нет? Илья, уходи.
Илья покачал головой.
- Нет. Я отсюда уйду только с тобой.
Ирка привстала.
- Илья, я уже не та несмышленая девочка, что была восемь лет назад, когда мы познакомились. Это тогда все ваши козни проходили на-ура и вы с легкостью обводили меня вокруг пальца, кормили обещаниями. Теперь все изменилось.  Я только что с зоны откинулась.  Уголовница я! Ты это понимаешь, Илья?
Ирка взяла с прикроватной тумбочки нож.
 - Илья, я ж тебе глотку перережу – глазом не успеешь моргнуть. Это у вас, таких рафинированных интеллигентиков в очечках вышка – высшая математика.  А у нас вышка – это совсем другое. Кто тебя тогда просил вмешиваться в мою жизнь, снимать с меня обвинение за валютные операции? Сейчас бы я была с Павликом.
Илья попятился к двери.
- Ирка, может, ты все-таки  передумаешь? Я буду ждать, – робко сделал он последний заход.
- Пошел вон, - спокойно сказала Ирина. – Вон пошел!!!
Ирина взяла сирень и запустила в Илью.
Тот выскочил из комнаты, захлопнув за собой дверь.
Ирка истерично расхохоталась. Постепенно смех перешел в рыдания.
Что ей теперь делать? Она не представляла себе жизни без Пашки. Прежде мысли о нем придавали ей силы. Теперь осталась только пустота. Бессмысленное существование.
Иринка повертела в руках нож. Может, перерезать вены? Страшно. Она вспомнила, как бабушка в детстве рассказывала, что самоубийц  даже хоронят за пределами кладбища. А после смерти душа наложившего на себя руки попадает в ад. По коже побежали мурашки.
Трясущимися руками Ирка стала рыться в вещах. В томике Бодлера она нашла свадебный фотоколлаж  и уставилась на него.  Это все, что осталось от Павлика.
Пашка. Такой молодой, красивый.  Лукавый взгляд, глаза, полные жизнью.
Ирка отложила фото и попробовала отвлечься, почитав стихи :

Подальше от людей. С померкших облаков
Я вижу образы утраченных годов,
Всплывает над рекой богиня Сожаленья,
Отравленный Закат под  аркою горит,
И темным саваном с Востока уж летит
Безгорестная Ночь, предвестница Забвенья.

Ирка тяжело вздохнула.  Забвенье. Какое желанное слово!  Ирка повернулась на бок. Книга упала на пол, но девушка даже не заметила.
В дверь тихонько постучали.
В приоткрытой щелочке появился белый лотос. Белый, прекрасный цветок, излучавший свет и чистоту. Ирке словно саданули по сердцу. Лотос – символ любви. Их с Пашкой. Светлой, чистой, возвышенной…
Илья! Какой же он жестокий! Зачем так зло шутить именно сейчас, когда она совсем утратила волю и радость жизни.
- Я убью тебя, - прошипела Иринка.
- Лотос – это корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти свое спасение, - послышался знакомый, родной голос.
- Ты??? – у Ирки потемнело в глазах.