Когда щемит сердце

Вера Петрянкина
Финал фильма "Разные судьбы": Таня, героиня во всех отношениях отрицательная, критично оглядывая уходящую по перрону Веру, героиню во всех отношениях положительную, спрашивает свою мать:
- И что он в ней нашёл? - Ольга Жизнева, играющая мать, со значением отвечает:
- Наверное, человека!

Удар в сердце - и мгновенные слёзы... Почему? Кто и какую кнопку во мне нажал, чтобы это произошло? Я не сентиментальна и плачу нечасто. Но есть моменты в некоторых книгах и фильмах, которые неизменно вызывают у меня слёзы.

В ранней юности прочла роман Галины Николаевой "Битва в пути". Роман на производственную тему - помню мартен, втулки, арматуру, чугунное литьё... Но были там и люди со своими растрёпанными чувствами, была Тина Карамыш, полюбившая немолодого женатого инженера Бахирева.

Вот она возвращается после страстного любовного свидания домой, а там её давно и нетерпеливо  ждёт молодой муж Володя (он лежит со сломанной ногой). Тина открывает дверь, и Володя ласково спрашивает:"Кто там пришёл? Ласточка моя пришла?"... Слёзы льются ручьём, сердце щемит, я ничего не вижу, не слышу, не понимаю ни в книге, ни в жизни - всё так сложно, так запутанно, а мне всего 15, и всех до ужаса жалко: и преступную Тину, и запутавшегося Бахирева, но собенно вот этого несмышлёныша Володю!

И во мне уже тогда жило понимание сложности женской судьбы, её важной миссии, во мне в муках созревали будущая жена, мать, но одновременно и осознание возможности слепой, неконтролируемой страсти тоже возникло именно тогда. Все эти роли довелось мне сыграть в жизни! Ничто не прошло впустую. Не потому ли неравнодушное сердце иногда не держит удар и допускает слабость в виде внезапных слёз?