Алаверды себе

Николай Шунькин
В марте был в пансионате «Ветеран». Провёл две творческих встречи. На вечер поэзии пришло человек 80. Прозу любят меньше: явилось полтора десятка дедушек и бабушек. Читал рассказы, отрывки из романов. Под занавес прочитал свой рассказ «Я из лесу вышел» http://www.proza.ru/2012/02/08/663

 По окончании ко мне подошёл дряхлый дедушка, старше меня лет на десять, и вкратце рассказал похожую историю. Но его история, в отличие от моей,  не имела конца.  Я посоветовал последовать моему примеру и довести её до логического завершения.  Что он и сделал. Как позже стало известно, он пришёл в гости к внуку, усадил его за компьютер, и мучил весь вечер. Результат получился положительный, хотя и не приятный. О чём он мне и поведал. Считайте, что подарил  сюжет для небольшого рассказа.

История эта произошла в 1946 году. Началось с того, что восемнадцатилетний призывник Пашка обрюхатил двадцатипятилетнюю буфетчицу  Верку. Как это получилось, он и сам не знает. Одногодки ушли служить  в Армию, а его забраковали. Он расстроился,  не мог прийти в себя.

Родители, как впрочем,  и все после Войны, жили бедно. Ходил в лохмотьях, недоедал, спал на солдатской шинели, укрывался плащпалаткой, под голову клал фуфайку.  Вместе с односельчанами мечтал уйти в Армию, там наесться до отвала каши, одеться в новую солдатскую форму, спать на  белых простынях. И вдруг такой облом. 

В село возвратился в слезах. Зашёл в буфет. Выпил рюмку водки. Потом ещё и ещё. Денег не было, Верка давала в долг, записывала в тетрадку. Не заметил, как напился. Остался на ночь. Утром Верка сообщила радостную новость:
- Я, наверно, забеременела, потому что не предохранялась. Раз ты в Армию не идёшь, мы поженимся.

У Пашки были другие планы. Он был влюблён в соседку Лариску. Вместе играли в песочнице, росли, ходили в школу.  Ему нравились её коса, фигура, имя. Он, в отличие от остальных парней, называл её Ларисой. Любил часто повторять это ласкающее слух слово на разные варианты: Лора, Ларочка, Ларисочка,  Лорен, Лориэтта, Лорентина. Ей нравилось.  Мечтали  пожениться.  Родители величали друг друга сватами. Накануне призыва, Лариса откровенно призналась, что любит, будет ждать три  года. Когда его освободили от службы, решил, что сразу женится. А что теперь?

- Ничего не помню. Сильно напился. Я не уверен, что у нас что-то было, - пытался сопротивляться Пашка.
- Зато я уверена!

Пашка знал, что Верка не пропускала ни одного мужика. Ни своего, ни чужого. Колхозные бабы не раз таскали её за волосы. По не подтверждённым  сведениям, отец его тоже к ней захаживал не только выпить в долг. А чужие мужики никогда не проходили мимо. Знали – Верка всегда оставит на ночь. Напоит, накормит и в постель уложит. И на такой жениться?

Ушёл, не сказав ни слова. Мать новости обрадовалась. Но поступок сына осудила:
- Зачем ты ходил к Верке? Не стыдно?
- Всех ребят забрали в Армию, один я остался.
- Иди к Ларисе. Родители нормальные, и девка хорошая, замуж пора. Поговори, завтра сватов зашлём. Свадьбу сыграем.

Лариса на порог не пустила:
- Не для того я себя блюла, чтобы отдаться Веркиному хахалю!
Сказала, захлопнула перед носом дверь.

Вечером пришедший с работы отец ещё больше испортил настроение:
- Куда тебя вчера занесло? Совсем мозги пропил? Она никому не нужна, теперь от тебя не отцепится.
- Я зашёл выпить, успокоиться.
- К ней все заходят выпить и успокоиться.  В очередь стоят. А когда невтерпёжь – сразу по три заходят. Иди с моих глаз, смотреть на тебя тошно.

Пашка собрал нехитрый скарб и подался на край земли, восстанавливать разрушенное войной хозяйство страны.

Через год, ещё на что-то надеясь, приехал в отпуск. Но Ларисы не оказалось. Уехала. Поступила в театральный институт, учиться на актрису.

Пашка женился, завёл детей. Жизнь вошла в нормальное русло. Ларису старался забыть, но не мог. Часто о ней  вспоминал. Спустя десять лет, увидел её в новом кинофильме «Зелёные огни». Вскочил, как ошпаренный. Она была ещё красивее, ещё стройнее, ещё привлекательнее. Друзья не могли понять, почему их бригадир, знатный металлург, в десятый раз смотрит фильм про железнодорожников. Но жена заподозрила что-то неладное. Пашка был порядочным мужиком. Не желая обижать жену и детей, в кино больше не ходил.  Ларису вспоминал молча.

Прошли годы. Жена умерла. Дети  разъехались. Остался один внук, и тот не пожелал жить с дедом. Пашка жил один. Здоровье слабое. Что себе мог позволить – один раз в год подлечиться в льготном пансионате для пенсионеров-металлургов.

Творческий вечер писателя-самоучки разбередил его душу. Давно забытое чувство всплыло на поверхность, зародило искру надежды. Он решил узнать хоть что-нибудь о своей первой любви. Сначала передал внуку содержание моего рассказа. Потом поведал историю о том, что с ним произошёл подобный случай. После чего долго объяснял, что он хочет узнать.

Внуку не доставило большого труда разыскать пассию деда. Используя свои знания, он быстро нашёл фильм «Зелёные огни». Лариса Петровская в нём играла, но в Интернете такого фильма не оказалось.  Не смея утверждать, что это та  самая Лариса, внук нашёл ещё несколько фильмов с участием этой актрисы. Прежде, чем предоставить деду возможность их посмотреть, он поинтересовался её судьбой. Обрадовать деда было нечем. Она умерла несколько лет назад. Званий особых не заслужила, фильмография насчитывает всего семь фильмов. Больше играла в театре. Наугад открыл фильм «Спортивная честь».  Дед подтвердил, что это она.

- Посмотрю все  фильмы с её участием. Потом поеду в Москву, хочу посетить её могилу. Актрисой она стала благодаря мне,  - закончил дед своё повествование.
- Я так не думаю, - возразил я. – Во-первых, если бы ты на ней женился, она была бы дояркой. Твоей заслуги тут нет.
- А во-вторых?
- Во-вторых – не хочу быть причиной твоей смерти.
- Как это?
- Жена твоя умерла пятнадцать лет назад. За это время у тебя ни разу не возникло такое желание. На эту мысль тебя натолкнул мой рассказ. До Москвы доедешь, там умрёшь, я виноват буду.
- Но ты же уехал в Москву, нашёл-таки свою первую любовь.
Не задумываясь, я ответил:
- Я - писатель. Рассказик свой  из пальца высосал. Для гонорара. Не было никакой любви, никакой коряги. Да и Москвы не было. Я же здесь, рядом с тобой.

Дед был разочарован. Долго шевелил губами, что-то шептал про себя. Наконец, согласился с моим мнением:
- Да, я хочу, чтобы меня похоронили рядом с женой. Никуда не поеду.

Унитаз    http://www.proza.ru/2012/03/05/747