Листая старые газеты

Борис Ящук
                Листая   старые     газеты,  порою  натыкаешься   на  факты, с которыми не поспоришь. Смотрю на  «перлы»   забайкальских  репортёров  в  номерах   кяхтинской  газеты «Байкал»  за   тысяча  девятсот  третьий   год…  С удивлением и   приятным для себя  удовлетворением  узнаю, что  мои  дед  и прадед  были  богатыми, но не жадными. Всегда с лёгким сердцем  помогали нуждающимся,   щедро  помогали  любым  гуманистическим  начинаниям  состоятельных  людей города.    Диапазон  помощи людям  был  огромен:  помощь погорельцам,  вспомоществование  при падёже  скота, лечение пострадавших от несчастных случаев .  В те времена   нередки были случаи  нападения бешеных лисиц и волков  на людей   - жителей  забайкальских  селений – пастухов, крестьян в поле и  в тайге. А так как в ту пору  прививки от бешенства  производили  только  в городе  Самаре, то вся община собирала  пожертвования  от частных лиц для проезда и лечения   пострадавших.  Газета  приводила случаи нападения бешеных волков на детей в Усть-Кяхте и в Наушках.   Нелепый  случай  ружейного  тяжёлого ранения молодого парнишки , служащего у купцов Лушниковых,-  все эти случаи  всколыхнули волну помощи пострадавшим от передовых  жителей  города. Здесь   были и  почётные  горожане  Лушниковы , Немчиновы, Собенниковы, Синицыны и городской  голова Шишмарёв.
      В этом  перечне  непременно  были и мои предки.  Как оказалось, газетчики подтверждают  факты, ранее поведанные мне матерью:   наши Смолёвы  и Спицыны   сделали  много добрых дел  за свою жизнь. И хотя  Советская  власть  старалась  смести с лица земли  моих предков, как представителей  враждебного казачества и купечества, в  нынешней  Усть-Кяхте  уже  в  третьем тысячелетии  прочёл  стихотворение  современного  поэта. Есть в его строках  и  тёплые слова благодарности  моим  предкам.
        Наряду   с  такими  филантропическими  фактами  , газета   приводила   сведения  о разбойных делах  на моей  забайкальской   родине.   В  одном  случае  ограбили   торговца, в  другом  застрелили  полицейского, либо  ограбили  почту. В  торговой   слободе  Маймачен  пятёрка  вооружённых  бандитов   ночью  вывалила  стену  торгового склада  и украла    все тюки  байхового чая, которые  увезли на четырёх  повозках  в сторону  Троицкосавска.   В  ту  пору  среди  состоятельных  семей   многих  сёл  выросло  целое  поколение  бездельников  и тунеядцев.  Они  держали  в страхе  большинство  местных жителей, угрожая  ножами и кистенями.  Пьяные  разгулы нередко  кончались увечьями и убийствами тех
, кто попался  под руку  новоявленным «хозяевам  жизни».
       В   Усть-Кяхте, где  жил  весь  клан   Смолёвых,  особенно  распоясались   «детки»  Мангировых    и   Филька   Черепанов.  Тройка  бандюг  гоняла  всю  округу, а однажды напали на полицмейстера, который   едва  спасся  , укрывшись на подворьи  моего прадеда  Самсона  Смолёва. Сюда они сунуться не решились, ибо  Смолёвы  - известные  охотники- могут и свинцом угостить. Даже  побить  стёкла   в окнах  прадедовского  дома хулиганы не решались.   В  тридцатые  годы  прошлого  века  многое  изменилось  кардинально.  Ушли  в прошлое  «самаритяне»-купцы   и интеллигенты  города. Одни  кончили  свои дни в  лагерях  и тюремных  камерах, другие  активно включились в строительство нового мира. Но  неизменно   непримиримыми  врагами как  старого , так и нового режима     всё    оставалось    прежнее бандитское    отребье.  Так  было в Бичуре  и Окино- Ключах, в Усть_-Урлуке и  в Усть-Кяхте. В  последнем , бандитская троица-  Мангировы и  Черепанов-  оказалась  ярыми  врагами  Советской власти. Когда они  окончательно  встали на путь вооруженной борьбы,  жертвами бандитов стали  и пограничники  Кяхтинского пограничного отряда.    В   ту   пору  мой  отец  был  оперативником   особого отдела.  Рядом с ним  бок о бок  работал  уполномоченный  особого отдела Борис  Жуков.  Парень был   горячий  и несколько самоуверенный, считал себя  мастером  оперативного  дела  и   опытным   розыскником. Поэтому , обнаружив  бандита Фильку Черепанова, решил, что справится с ним  самостоятельно.  При  задержании  бандиту удалось выхватить револьвер  и выстрелить в Жукова. Раненый  уполномоченный скончался в медсанчасти отряда.
            После этого нелепого  случая  задержать бандита  было приказано моему отцу. И хотя   боевой опыт  отца   не вызывал сомнений, операция  закончилась  быстро, но  не так, как требовалось. Осторожный  и  по-звериному  чувствующий  опасность, Черепанов   встречу   начал  стрельбой.  Пришлось его ликвидировать. Последовал  выговор за  невозможность взять бандита живым.   Весть о ликвидации известного бандюги моментально  докатилась до местного населения. Дед мой, увидев  снимок убитого бандита , только и заключил: сколько верёвочке не виться, конец будет….