Долина королей

Лев Израилевич
 
                замок Шамбор  фото: photo.dreamvoyage.ru/photo/98
            
Я трижды побывал во Франции. Если схематично то это: Париж и его пригороды, Лазурный франко-итальянский берег и долина Луары. Париж, конечно, потрясает. Но о нём уже всё сказано. Добавить мне практически нечего. Впрочем, один рассказ у меня есть - «Парижская клубничка» http://www.proza.ru/2011/08/13/607. о легендарном музее эротики.

Лазурный берег – это отдых, Монако http://www.proza.ru/2012/02/01/2119 ,
http://www.proza.ru/2012/02/02/1951, Альпы. Впечатления о самом побережье  я ещё пока не изложил. А вот сокровища долины Луары – это потрясающей красоты старинные замки. Я бы сказал, замки-музеи. Каждый со своим лицом и своей таинственной, буквально детективной историей. Их осмотр с толковым гидом оставляет красочные яркие впечатления, неизгладимые временем.

 Ну, и ещё одна деталь. В Париже и на Лазурном берегу я побывал в составе организованных экскурсией. Не могу сказать, что это плохо. Тем не менее такой вид путешествий малость напрягает и урезает удовольствие по причине неоднородности состава групп по возрасту и интересам.

А вот по долине Луары я путешествовал со своим школьным товарищем Женей. Или, если хотите Жаком на французский манер. Он с 1961 года живёт во Франции. При этом случилось редкое историческое совпадение: Женя трудится гидом. Возит туристов именно вот по этим, самым чудесным в Европе, замкам вдоль  реки Луары.

Жениным родителям судьба предоставила уникальнейшую при советской власти возможность. Ещё в хрущёвские времена они неизвестным мне способом смогли проскользнуть за «железный занавес» и «зацепиться» за Европу. Точнее сказать, за Париж.

Женя стал Жаком, окончил Сорбонну. Затем очень удачно женился на красивой француженке. До начала девяностых преподавал в университете. В свободное от преподавания время проводил экскурсии на французском, английском и испанском языках. Русский почти забыл.

После развала СССР Францию захлестнула волна туристов из СНГ. И тогда «русские» гиды оказались самыми востребованными. А тут ещё подоспели какие-то странные израильтяне, немцы, американцы с канадцами и даже австралийцы, говорящие по-русски.

Наш чичероне подналёг на язык предков, и стал водить русских туристов, зарабатывая приличные деньги. С середины девяностых на голову Жака-Жени, впрочем, и головы других русскоязычных парижских экскурсоводов, просыпалась дополнительная порция манны небесной.

Явилась она в виде лиц российских постсоветских миллионеров и даже миллиардеров. На их счетах, в том числе и в швейцарских банках, хранились многонулевые суммы в американских долларах. И тогда Женя по его словам стал зашибать баснословные деньги.

Мы много часов провели с ним в беседах. Жак-Женя рассказал массу занятных историй на тему о «новых русских». Но главное – я многое записал и  кое-что запомнил. Так что теперь могу поделиться.

Общаться с ребятами, о которых я упомянул выше, мой товарищ стал всего лишь года за полтора до нашей с ним встречи в Париже. Со слов Жени, он заработал столько сколько не получил за все вместе взятые годы преподавания в Сорбонне. Точную сумму не назвал. Сказал только, что в этой цифре порядочно нулей.
 
Вообще-то гид без вранья, что каша без соли. Пресновато. В рассказах приятеля было довольно трудно отделить зёрна от плевел. Но даже с учётом данного обстоятельства Женины истории сплошной сказкой не выглядели. Хотя и трудно поддавались осмыслению.

Он, к примеру, рассказывал, что неоднократно сопровождал персональные экскурсии российских нуворишей по замкам Луары. Точнее сказать, замок, всегда был один. Его на недельку снимал русский Крёз с друзьями. Приглашал туда массу французского народа. Разумеется, не рядовых граждан Франции.

 Это были самые изысканные парижские повара, официанты, массажистки и прочая высококвалифицированная обслуга. Культурная часть отдыха тоже была на уровне. Её организовывали известные музыканты и артисты.

Само собой, не забывали российские ребята и о сексе. Для этих утех из Парижа доставлялись самые дорогие парижские профессионалки. О том, как они там развлекались, Евгений упомянул как-то вскользь. Но надо полагать, время зря новорусские господа не тратили.

Однажды один финансовый магнат из России, обладавший не только огромным состоянием, но и бурной фантазией, пожелал, чтобы в замке, который он снял на прокат, всё происходило ровно так, как это когда-то описал Дюма. С тремя мушкетёрами, поединками, Людовиками и прочими кардиналами.

Даже потребовал, чтобы по ночам являлись приведения в соответствующей униформе. И что же Вы думаете? Лучшие парижские режиссеры и артисты устроили это представление по высшему разряду. Естественно за соответствующую плату. Женя, исполнявший роль переводчика и гида, тоже в накладе не оказался.

На тему «Новые русские в Париже» приятель рассказал кучу баек. Он буквально утопил меня в потоке информации. Не всё, разумеется, было правдой. В его рассказах, конечно, хватало легенд, домыслов и просто откровенного вранья. Тем не менее, вывод напрашивался сам собой.

 Сообщество солидных европейских бизнесменов и финансовых воротил в середине девяностых годов весьма настороженно отнеслось к новоявленным российским коллегам. Возникли они тогда в Европе совершенно неожиданно. Вроде как по мановению палочки волшебника.

В свои ряды европейские акулы бизнеса принимать россиян не спешили. А вот европейский сервис принял «братков» с распростертыми объятиями. Им оказывались почести на уровне английских лордов, потомков французских королей и герцогов, немецких баронов и прочих разных нефтяных шейхов.

А почему бы, собственно, нет? В сфере сервиса, как известно, всё построено исключительно на денежных знаках. Обедневший лорд, несмотря на всё его знаменитое благородство в коммерческом плане, разумеется, менее привлекателен, чем набитые до отказа купюрами хамоватые русские ребята. Происхождением денег новоявленных миллионеров никто тогда всерьёз не интересовался. Ну а всё остальное на тему морали в наш прагматичный век, похоже, особого значения уже не имеет.

Путешествие по замкам долины Луары я совершил в компании очень милой молодой пары из Ленинграда. Женя представил меня, как своего родственника, и ребята великодушно согласились взять собой. Прежде, чем начать рассказ о замках, небольшая историческая преамбула.
 
Трудно однозначно сказать, почему в прямоугольнике двести на сто километров вдоль бассейна реки Луары сосредоточено так много загородных замков. На этот счёт существует много гипотез.

Одна из них гласит, что это место в средние века было наиболее безопасным, так как является географическим центром Франции, равноудалённым от границ. Другая – что Луара в то время была важнейшим водным путём. Естественным выходом к морю. Существует большой набор и других версий.
               
Но один исторический факт известен доподлинно. В конце XV века во Франции возникла новая концепция в вопросах королевского двора и резиденций. Именно в это время долина реки Луары становится очагом интенсивного строительства элегантных замков-особняков для празднеств и различных увеселений.

Причём замки строили не только короли и придворная знать, но и состоятельные дворяне, тяготевшие к образу жизни королевского двора. Со временем короли начинают отдавать предпочтение более вместительным и монументальным дворцам. Замки Луары стали хиреть. Постепенно они вообще сходят со сцены.

Однако и сегодня эти немые свидетели славных страниц многовековой французской истории вызывают искреннее восхищение. Но не только. В последнее время они приносят приличный доход государственной казне Франции. Но особенно, как я уже писал, туристическим гидам.

Всего в долине Луары туристам предлагается для осмотра 25 замков.  Стандартный туристический маршрут включает в себя однодневную поездку и осмотр всего лишь трёх замков . С Женей мы провели три дня. Я бы сказал, трое суток. Часов 10-12 ушло на сон. Всё остальное время – на осмотр замков с очень короткими перерывами на отдых и еду. 

За это время мы смогли основательно познакомиться с пятью самыми красивыми и известными со слов нашего чичероне замками «Королевской долины». Это: Шамбор, Шенонсо,  Амбуаз, Азе-лё-Ридо и Монсоро.

Историки, архитекторы и прочие специалисты сегодня затрудняются определить, какой из замков значимее и красивее других. Не существует даже какой-то их классификации по тем или иным признакам. Что касается пяти осмотренных замков, то мне все они показались великолепными и значимыми. По крайней мере, ранее ничего подобного я не видел. Хотя за свою жизнь много где побывал.

   Ну а теперь о впечатлениях. Начну с замока Шамбор. Его считают самым большим и величественным замком Луары. Он расположен в удивительном по красоте месте. На реке Шер, притоке Луары. Проект замка по заказу герцога Орлеанского, взошедшего позднее на трон под именем Людовика XII, разработал Леонардо да Винчи. Но построить его Леонардо не успел. В 1519 году  он умер.

Строительство и последующие реконструкции продолжались уже без великого Мастера. Вплоть до 1684 года, когда замок приобрёл современный вид. По замыслу Леонардо замок должен был олицетворять собой всю роскошь эпохи Возрождения. Ну и, разумеется, величие французский королей.

И замысел гения, по крайней мере, на мой взгляд, реализован с лихвой. На протяжении многих лет Шамбор являлся резиденцией королевского двора. Здесь протекала повседневная жизнь королевской семьи и других обитателей замка. Здесь же находились апартаменты короля и его рабочий кабинет.
 
Со всех четырёх сторон замок Шамбор имеет великолепный вид. Фото, разумеется, не передаёт всю его красоту и монументальное величие, так что придётся поверить мне на слово.

Шамбор – это подлинный архитектурный шедевр. В замке 440 комнат и 365 каминов. По числу дней в году. Внутренний интерьер потрясает не меньше. Передать словами подобную красоту невозможно, а потому скажу только пару слов об убранстве  апартаментов Людовика XIV.

Прекрасная мебель, старинные гобелены, много замечательной живописи. В большой картинной галерее представлены портреты французских королей и принцев крови. В других залах хранятся вещи и бытовые принадлежности короля Генриха III, герцога Бордо, Графа де Шамбор. На первом этаже выставлена коллекция уникальных карет работы знаменитой в своё время мастерской Гермеса.

      Продолжение следует