71 СОМ

Юрий Матюшко
Поход – это хорошо.
Рыбалка – тоже хорошо.
Водный поход с рыбалкой – это дважды хорошо или просто замечательно. Особенно, если пойманной рыбы хватает не только для создания положительных эмоций тому, кто поймал, но и на ужин для всей группы. Но иногда бывает как-то не совсем замечательно.

71   СОМ

   В 2002 году лето стояло жаркое – в городе асфальт плавился. И решили мы сделать поход не спортивным, а «отдыхательным»: то есть не наматывать километры, не придерживаться ходового графика, а спокойно плыть в своё удовольствие, останавливаясь в красивых местах, рыбачить, купаться – сколько душа пожелает.

 Активных рыбаков у нас было трое: Володя Ромейко (в рыбалке – дока), мой сын Сергей (рыбак очень везучий) и я. (Расшифровывать себя, как рыбака, не стану из принципа.)


   Кстати о сыне: в походы я его брал сызмальства и рыбачить учил, пока он не начал мой родительский авторитет подмачивать.
Он мне до сих пор припоминает, как я его наказал, в угол поставил, ни за что, когда на надувном плоту по Нёману в 1978 году плыли. А как же это ни за что? Я же тогда ему, десятилетнему шкету, русским языком говорил: – Не смей спиннинг брать, не смей!
Не то чтобы мне не хотелось его научить, нет! Судите сами: впереди ещё восемь дней похода, рыбу надо ловить, экипаж кормить, а он же мне «бороды» из лески понаделает, блёсны растеряет…
   На первой же вечерней стоянке взял я спиннинг и пошёл за добычей. Ходил-ходил, бросал-бросал – не берёт! Устал, вернулся к лагерю, начал костровыми делами заниматься. На пять минут отлучился в лес за хворостом – слышу, в лагере нашем все орут, словно стая ворон раскричалась.
   Возвращаюсь к палаткам – Поликарповы в ладоши хлопают, Чемежевский Серёгу по плечу одобряет, а в траве щука подпрыгивает. Невзрачная такая, меньше килограмма, наверное.
      Хотел я этому неслуху уши надрать, да слишком уж много заступников вокруг было. Но когда и на следующий день такая же история повторилась, тут уж я не стерпел. Я его в угол носом поставил. То есть не буквально в угол - какие в лесу могут быть углы! Я его к сосне носом!.. Зато теперь он такой воспитанный! При каждом удобном случае мне блёсны дарит.
   Так вот… Начали мы свой «отдыхательный» поход от Любчи.
На следующий день, когда доплыли до села Николаево, захотелось нашим женщинам что-то в магазине прикупить. Мы с Серёгой и Павликом улеглись подремать на берегу, а Володя Ромейко взял спиннинг и начал на окуней охотиться. Сделал пару забросов, слышим, кричит:
– Есть!
Потом слышим: – Ого!
И тут же: – О-го-го!!!
Что-то крупное попалось – удилище в дугу изгибается. Павлик от восторга подпрыгивает, сам Володя пританцовывает, мы от нетерпения сгораем, да вот незадача: как же это «что-то» вытащить? Наш правый берег крутой, передвинуться ниже по течению нельзя, там обрыв над небольшой бухточкой и деревья… И вообще, непонятно уже, кто кого тащит. Володя постоянно вынужден леску стравливать, совсем мало витков на катушке осталось. Отпустит до конца, и что тогда? А лесочка-то у Володи – 0,2! А блёсенка-то у Володи – вертушечка окунёвая! Фитюлька! Я был на 100% уверен, что такая снасть не выдержит. Щука, небось, килограмм на пять хапнула.
– Это сом! – пророчески сказал Володя. – На дно отдыхать ложится. Давайте на тот берег попробуем перебраться. Здесь его не вытащить!
   Подогнал Сергей байдарку к тому пятачку, на котором Володя извивался.
Я думал, что утащит их этот сом вниз по течению или опрокинет, но обошлось… Серёга траверсом пересёк Нёман и успешно причалил к противоположному пологому берегу. А там уже толпа рыбаков собралась. И на нашем берегу тоже. А тут девчата с покупками пришли – испугались не на шутку. Протиснулись среди зевак и ко мне:
– Что случилось?
– Да ничего страшного… Володю кто-то поймал!
– Как поймал?
– А вон смотрите…
И стали они смотреть, пока не устали. И я смотрел, пока не устал. И зеваки смотрели, пока не устали, а потом устали и разошлись. И рыбаки на том берегу тоже воротились к своим удочкам. Постояли с полчаса и хватит, неизвестно ведь, сколько ещё времени на эту схватку с сомом потребуется. Впрочем, слово «схватка» – это чересчур громко сказано. Не было никакой схватки. Никакой динамики не было! Одна статика! Кто кого перетянет…
      Переехали и мы на тот берег. Время обеденное, перекусили сами и Володю с ложечки покормили. Слоняемся туда-сюда. А он всё тащит…
Наконец сом устал и Володя начал потихоньку подматывать леску. Когда в воде мелькнула длинная тень, мы закричали: – Ого! Какая ры-ы-ба!
Снова сбежались рыбаки.
   Произошло всё очень просто и буднично. Один из «болельщиков» закатал штаны, зашёл в воду и выкатил сома на прибрежный песок. Мы тотчас ринулись на помощь и помогли переместить добычу подальше от воды, а то, как бы не…. И только тут у рыбаков начались «охи» да «ахи»:
 – Как! На леску 0,2? И на такую блесну? Вот это да!
Володя с упоением давал интервью. Он был горд. Оценочный вес пойманной зверюги легко преодолел 10-килограммовый рубеж, а раз больше десяти – то значит это двенадцать.
Мы тоже были очень горды, но виду не показывали.
– Фу! Какая противная морда! – сказала Люда Вайнилович.
– Фу! и Фе! – соответственно согласились Аня и Павлик, отчищая сомовью башку от пиявок, и Светлана тоже фыркнула.
В общем, всё было замечательно! Но что нам с этим сомом делать? Стоит жара… Разделали, посолили, переложили травой и отчалили. А на вечерней стоянке так «уелись», что потом от слова «рыба» всех передергивало. Как ни старались, а даже четверти не съели. О какой теперь рыбалке «в своё удовольствие» могла идти речь? Ни у меня, ни у Сергея рука не поднималась спиннинг взять, а Володе некогда было – он мух от пакета с рыбой постоянно отгонял… Угораздило же этого сома попасться в самом начале похода! Всю охоту отбил!

   И понеслись мы на следующий день мимо заток и заводей… Мимо великолепных коряг, под которыми, конечно же, щуки сидят... Мимо, мимо, мимо… К автостраде, пересекающей Нёман. Скорей, скорей, скорей! И всё это для того, чтобы сом не испортился! Всё для того, чтобы как-то его «неводоплавающим» Ромейкам с попутным транспортом передать...
А те…   Эх!
Как я потом узнал, они этого сома буднично съели как самую обыкновенную треску из магазина, ругая героического Володю за то, что он сомятину чересчур пересолил.

(Через год Володя довёл вес до четырнадцати килограмм…)
– Ну ты и горазд!.. – сказал я. – Весов-то у нас не было!
– Вот именно, – сказал Володя. – Было ровно четырнадцать!

***