Глава 2. Знать или верить?

Вадим Усланов
Глава 2.

ЗНАТЬ ИЛИ ВЕРИТЬ?

«Чудесное есть дитя невежества, и чем удивительнее явление,
Тем в больших размерах является чудесное».
                Д. Вико, (1668-1744), итальянский философ

«Говорят, бог создал человека по образу своему, надо бы
сказать, что человек по своему образу сочинил себе бога».
                Г. Лихтенберг, (1742-1799) немецкий мыслитель

     «Чудес на свете не бывает», - довольно распространенный афоризм. Не так уж редко, не правда ли,  слышим сие спорное изречение, случается, повторяем и сами. Высказываемся так больше риторически, как бы походя, порой просто не к месту, но чаще когда не сбываются наши ожидания - надежды на удачу при выборе экзаменационного или лотерейного билета, мечты покорить Москву своими несомненными талантами. При этом, иногда безнадежно вздыхая, не пытаемся обмануть себя, о чудесах думаем как о чем-то нереальном, пустом, не сопутствующем нам по жизни,  вообще не достойном внимания.
     И все же, недаром говорят, в каждой шутке есть доля правды, -  не будь чудес, не было бы афоризма. Разве не есть чудо уже то, что мы с вами есть, живем, видим, слышим друг друга. Разве не чудо, что есть Солнце, которое нас согревает, наша Земля, которая нас одевает и кормит? Разве не чудо, что наша вспыхнувшая вдруг любовь к кому-то чаще всего оборачивается взаимной приязнью? И как не верить, если очень хочется верить, особенно в невероятное - расцвет экономики страны в ближайшие два–три месяца и снижение цен на продукты питания на пятьдесят и более процентов. Но это уж да-а, чересчур – запросы, что называется, из области фантастики. Есть мечты приземленней. Один миллион рублей иногда выигрывают в лотерею, причем, бывает, и честно.  Да, маловероятное и желанное, пусть очень редко, но к нашему  удивлению и завидной  радости счастливчиков все-таки случается. С кем-то, не с нами, но случается на самом деле, а не виртуально, не в больном воображении.
     И нет большего чуда, чем сама вера в чудо, в желание верить. Иной раз задумаешься и диву даешься этой неподдающейся осмыслению потребности человека верить, просто верить во что угодно, совсем необязательно в чудо. Подслушал как-то разговор двух дачниц на автобусной остановке. Одна другой говорит:
     - Завтра на земле работать нельзя.
     - Почему? – спрашивает другая.
     - Праздник.
     - Какой?
     - Вознесение.
     - Надо же? А я и забыла.
     Попытался выяснить, что это за праздник такой «Вознесение», что работать - грех, женщины только пожали плечами. «Говорят так», - ответили. Кто? Люди. Какие люди? Какая разница? Говорят - значит, знают. Возможно, у входа в церковь, на паперти делились своими познаниями такие же, как они, «вернувшиеся к Богу» прихожанки, и этого было достаточно, чтобы поверить в греховность работы в святой праздник.
     Однажды в разговоре с родственницей, веселой общительной женщиной, коснулись темы предсказаний астрологов. Чтобы убедить ее в том, что эти предсказания не стоят и выеденного яйца, привел, казалось бы, убедительный факт: людей, родившихся в один день и час сотни миллионов, а число созвездий всего двенадцать. Если поделить эти миллионы на двенадцать, что получим в результате? Десятки миллионов землян с абсолютно одинаковыми судьбами? Не абсурдно ли? Но это не убедило женщину. Без тени сомнений ответила: «Во что-то же надо верить».
     Наивная простота обескураживает. Попробуй, задай таким убежденным в своей правоте вопрос: «Зачем верить?». Они не поймут тебя, удивленно спросят: «Как это зачем?». Вот и солнечный клоун России Олег Попов, который в тяжкие  для страны времена, ее развала перебрался жить в Германию, однажды сказал датской журналистке Наде Кнудсен: «Понимаешь, человек должен во что-то верить. В Бога, в добро. Без веры он пустой». Чуть полнее высказался другой замечательный человек – наше национальное достояние, писатель Валентин Распутин: «Россию спасет триада: «Вера, Власть и Народ».
     Надо ли лишний раз напоминать о том, что именно говорят по поводу верования сами священнослужители? Однако и среди них находятся иногда честные люди. Богослов и писатель Квинт Тертуллиан еще во времена  начала распространения христианства, когда до «назначения» Иисуса Христа Богом оставалось почти два столетия, чистосердечно признался: «Верую, потому что абсурдно».
     Сравним это высказывание с тем, что говорят наши современники. К сожалению, приходится констатировать, люди теряют способность мыслить критически, подвергать сомнению проповеди адептов религий, аргументы сектантов.  Вполне очевидно, что столь длительное, протянувшееся на тысячи лет, навязывание веры в религиозный абсурд, прерванное на короткий период коммунистической, не менее абсурдной идеологией,  откорректировало направление воспитания человека в сторону его духовного обнищания, порабощения личности.
     Впрочем, удивляться тут нечему. Пустоту духовного, личностного самосознания и самоопределения заполнить абсурдом проще, нежели знаниями. На стене дельфийского храма написано: «Познай самого себя, и ты узнаешь Вселенную и Богов». Лишний раз убеждаешься, наши предки были мудрее нас. Они не ленились познавать сначала себя, а потом уж Богов. Мы же знаний боимся, потому что они требуют усилий и немалых, отнимают время от праздного созерцания жизни. Куда проще верить. Вера приходит сама, без стука. Еще проще вообще не думать, жевать бутерброд и смотреть двухсотую серию телефильма «Женщина без прошлого». Кстати сказать, мудрый и честный Тертуллиан незадолго до смерти очистил свою совесть: отрекся от Церкви.
     Верить. Надо верить. Почему надо? Это уже неважно почему. Надо и все. Так принято. А теперь это еще рекомендуется «сверху» - Госдума почти всем своим составом целует руки Патриарху. Если ты неверующий, то вроде как ущербный. Фома.
     И таких, «не ущербных», к сожалению, немало, если не сказать, большинство, чем и пользуются разного рода мошенники. Один прохиндей по имени Виссарион сумел внушить группе людей, что он есть Мессия. На первых порах, правда, скромничал, когда только начал формировать вокруг себя единомышленников, напрямую не объявлял себя Христом, явившимся с миссией Спасителя. На деньги доверчивых начал строить под Красноярском город благодати – «город  Солнца». Молва сделало свое дело, помогло и телевидение – люди потянулись к «светлому», душевному покою. Дальше не имело смысла скромничать. У пастыря появилось новое имя – разумеется, Христос.
     У другого мошенника, Грабового, терпения и «скромности» оказалось поменьше. Он сразу объявил себя Христом. И, чтобы заявление это прозвучало как можно громче, пообещал воскресить всех детей, погибших в Беслане от рук террористов. Было бы странно, если бы было уникально верование в чудо. И все же страшно, что в воскрешение поверили многие, не только убитые горем матери и отцы погибших.
     Да, оказывается, не столь уж безобидна эта особенность человеческой натуры – склонность верить в небылицы. На рубеже ХХ и ХХ1 веков в России зарегистрировано, вдумайтесь только, 82 деструктивных религиозных секты. В их числе насчитывается: сатанинской ориентации – 15 сект, («Общество сатаны», «Черное братство», «Черный ангел», «Синий лотос», «Крысятницы» и др.); восточной ориентации – 21 секта, (небезызвестная своими терактами «АУМ сенрике», «Белый лотос», «Миссия Божественного Света», «Восточный дом», «Сохаджа – йога» и др.); западной ориентации – 11 сект («Секта скопцов», «Церковь откровения», «Свидетели Иеговы», «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» и др.).
     Можно только догадываться, сколько легковерных вовлечено в эти секты. Какие цели преследовали их адепты? Ясно, что далеко небезобидные: воспитания сторонников антиобщественного образа жизни, приверженцев анархии и вандализма, принуждению к «добровольному» пожертвованию материальных ценностей и недвижимости, приобщение к ритуальным убийствам, коллективному суициду.
     В разряд «чудес» я бы отнес еще одно, плохо поддающееся понимаю обстоятельство: мирное «сосуществование» Церкви и науки. Если когда-то священнослужители пресекали малейшие попытки естествоиспытателей, ученых познать природу мироздания, и через свои открытия улучшить быт, существование и обустройство человеческого общества, то нынче они помалкивают. Более того, весьма охотно, что называется, без зазрения совести пользуются благами цивилизации, созданными учеными и инженерно-техническими работниками. Пешком ходят лишь с хоругвями на крестных ходах. А если просто надо куда-то поехать, то подавай им «Land Cruisen», в крайнем случае «Мерседес». На дальние расстояния, в Иерусалим там или в Америку предпочитают летать на «Боингах». Весьма охотно пользуются мобильной связью, интернетом. А уж про телевидение и говорить нечего - хлебом не корми, буквально рвутся на экраны Центрального и местного ТВ. Любят также освящать дьявольскую технику, в том числе космическую «святой» водой, взятой из-под крана центрального водопровода.
   Что же ученые? Тоже помалкивают. А некоторых сегодня можно даже увидеть в храмах, завзято осеняющих себя крестным знамением.
     Занятно выглядит делегация из России под руководством Владимира Якунина,  нашего главного железнодорожника, возглавившего Попечительский Фонд имени Андрея Первозванного, в храме Гроба Господня в Иерусалиме, куда она, делегация, прибыла на Пасху, чтобы лицезреть чудо - сход неизвестно откуда Благодатного огня, «прикурить» и распространить затем по епархиям России. Солидные, казалось бы, люди, интеллектуалы, представляющие государственную власть, вчерашние атеисты-коммунисты, с высшим, надо полагать, техническим образованием, лезут напролом не хуже молодых арабов,  кричат, бесцеремонно толкают друг друга, рвутся в кулуквию, чтобы первыми проникнуть на место схода огня.
     Проходит несколько минут томительного ожидания, и вот мы видим счастливые лица  министра культуры Александра Соколова, заместителя председателя  Совета Федерации Светлану Орлову, вице-спикера Госдумы Любовь Слиску, Тульского губернатора Вячеслава Дудку, президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева, сенатора Сергея Щеблыгина. Они радуются тому, что в руках у Якунина горит лампа, зажженная от Благодатного огня.
     Ему ли инженеру Якунину, как и другим членам делегации с высшим техническим образованием,  не знать, что в лампе, от какого бы источника не поджигался фитиль, горит уже не благодатный огонь, а горючий материал, газ или что там еще. При этом поглощается кислород Иерусалима,  Москвы, Владивостока, Новосибирска, Нижнего Новгорода, то есть воздух тех мест, куда была привезена эта лампа. Никого не смущает, что на транспортировку мифического огня уходят огромные средства. Ради чего? А ради того, чтобы лишний раз задурить голову легковерным. Зачем? А этот вопрос требует отдельного разговора.
      Кстати, уж коли мы коснулись празднования Пасхи, то стоит, наверное, разобраться, что представляет собой этот праздник. Все считают, многие неверующие в том числе, что Пасха знаменует собой воскрешение Христа. И никто не задумывается над тем, почему христианская Пасха созвучна с иудейской Песахой. Почему сдобные куличи христиане и пресные лепешки иудеи пекут практически в одни и те же дни? Знатоки и те немногие, кто познакомился с Библией, знают, благодаря чему Моисею удалось освободить евреев от египетского рабства  и увести их затем на землю Ханаанскую. Через Моисея и его брата Аарона, своих посредников, Господь строил козни над египтянами, чтобы продемонстрировать свое могущество, насылал мошку, лягушек, саранчу, уничтожал градом, жег огнем посевы, травил скот. И в завершение в одну ночь перерезал всех египетских младенцев. Жестокая расправа не коснулась еврейских младенцев. Моисей по совету Господа подсказал своим соплеменникам, чтобы те принесли в жертву агнца или козленка и кровью их обмазали двери своего жилища. И еще: назначенной ночью пекли лепешки из пресного теста. Те так и сделали. Господь, зачем-то создавший всех нас, но полюбивший почему-то только евреев, прошел мимо домов, отмеченных знаками. А дворики египтян не пропустил.
      И вот что вышло в результате карательного похода. Читаем Библию («Исход», гл.12. 29): «В полночь Господь поразил всех, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота». И далее («Исход», гл. 12. 30): «И встал фараон ночью сам и все рабы его, и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской; ибо не было дома, где не было бы мертвеца». Не смогли египтяне после такого жить вместе с евреями. Опустил фараон их на все четыре стороны. Примечательно, что не ожесточились египтяне, не учинили в отместку расправу над евреями. Вот что говорится в священном писании («Исход», гл.12. 36): «Господь же дал милость народу своему в глазах египтян; и они давали ему (вещей серебряных и вещей золотых и одежд), и обобрал он Египтян». Не напоминает тебе ничего, читатель?
     Мы (говорю «мы», потому что яйца красят и пекут куличи не только верующие) справляем Пасху «благородную» - воскрешение Иисуса Христа, иудеи тоже для них благородную – освобождение от рабства. Но вот что удивляет и настораживает. Пасха (по-древнееврейски Песах) в переводе означает прохождение, исход. То, что евреям кровь агнца и пресные лепешки символизируют исход, освобождение, это понятно. Что символизируют наши крашенные яйца и куличи? Воскрешение? Что же, не нашлось другого слова, символизирующего его? Причем здесь пасха? Притом, что еврейский сын Иисус Христос воскрес «случайно» в дни празднования еврейской пасхи? Хорошо, пусть даже случайно, только это не оправдывает знаковое тождество исхода и воскрешения. Все дело в том, что нас фактически понуждают солидарно с евреями радоваться  одному - убийству ни в чем не повинных детей, безгрешных младенцев. Точно так же нас  понуждают солидарно праздновать еврейский кровавый праздник Пурим. Только у нас он называется Международный женский день 8 Марта.
     Таков наш папаша Бог, кровожадный и жестокий. Не потому ли мы о нем помалкиваем, чествуем лишь его сыночка, нашего Мессию, Спасителя? Лишь иногда вспоминает его мамашу Богородицу Марию. Только и она вроде как ни при чем. Ну, родила и родила. И ладно. Спасибо ей, «непорочной». Докапываться до истины – себе дороже. Начнутся сомнения. Зачем? Благодатный огонь сошел с небес? Сошел. Иконы мироточат? Мироточат. Чего еще надо? Какие еще нужны доказательства существования Всевышнего, Христа? Верьте и молитесь. Верьте и молитесь. Не морочьте себе голову глубокими знаниями. «Возлюбите Его, и вы будете жить вечно».
     Церковь и наука стали терпимее относиться друг к другу. Для церкви, понятно, это выгодно во всех отношениях. На одни подношения прихожан не построишь современные храмы, оснащенные дорогостоящим техническим оборудованием. Без ведома и согласия властей не устроишь крестные ходы из Владивостока до Москвы. Без ее «благословения» не получишь минуты и часы на телевидении для пропаганды верований. Но она, Церковь, как и прежде, не любит правды. Без былой остроты, но выпускает все же коготки. Вот что писала газета «Аргументы и факты» (№1-2, за 2009 г.), вышедшая в печать 31 декабря 2008 года: «Экранизация знаменитейшего во всем мире романа Дэна Брауна («Код да Винчи», прим. автора) с Томом Хэнксом и Одри Тоту в главных ролях оказалась для киношников делом непростым. Из-за противодействия  церковных кругов и части общественности создателям фильма пришлось столкнуться с трудностями при съемках за пределами студийных помещений. Церковные власти запретили снимать в церкви Сен-Сюльпис и в Вестминстерском аббатстве. Роль последнего исполнил древний Линкольнский собор. С разрешения французского министерства культуры первая сцена фильма была снята в Лувре. Впрочем, использовать в процессе съемок настоящую «Джоконду» не разрешили – была использована копия».
      Эти запреты можно отнести к разряду комариных укусов. А что было каких-нибудь  четыреста лет назад? Над итальянским ученым Галилео Галилеем (1564 – 1642 г.г.), который защищал гелиоцентрическую систему мира, инквизиция устроила судилище, заставила его публично отречься от учения Николая Коперника (1473 – 1543 г.г.), основоположника, как до сих пор официально считается, этой системы. Еще меньше повезло другому итальянскому ученому - естественнику Джордано Бруно (1548 – 1600 г.г.), так же сторонника гелиоцентрической системы. Инквизиторы сожгли его как еретика на костре в Риме.
      Более страшная участь постигла Гипатию, выдающуюся египтянку. Ее научные труды по математике, астрономии имели огромное значение для науки того времени. Так вот ее, уникальную женщину, выдающегося ученого растерзала толпа прихожан – фанатиков,  которых  на нее натравил александрийский епископ Кирилл. Расправа была просто дикой и ужасной. Вы только представьте: острыми морскими раковинами они содрали с Гипатии кожу и мясо до костей. Потом все это сожгли.
     Сожгли и ее научные труды. Сожжена была и уникальная библиотека Александрии. Случилось это в 391 году, в то самое время, когда окрепшее христианство зашагало по Европе и двинулось на Восток. Пожалуй, стоит напомнить, что в 325 году при поддержке Римского императора Константина  на первом вселенском соборе Христос был официально объявлен Богом. Его верным прислужникам, жаждущим власти и богатства, наука была большой помехой, особенно астрономия, астрофизика и математика. Лучший способ держать людей в повиновении – лишить их знаний.
     Кстати сказать, именно в Александрии, ее знаменитой библиотеки впервые в истории собрались величайшие умы того времени, чтобы коллективно, сообща проводить научные исследования. Сегодня само время подсказывает, что пора бы повторить тот успешный опыт, тем более, что условия обмена информацией нынче намного лучше прежних. Достаточно открыть специальный сайт в Интернете для обмена мнений, дискуссий ученых самых разных направлений и специализаций.
     Сегодня надо бы отдать дань нашим далеким предкам. Не Н. Коперника надо считать основоположником гелиоцентрической системы мира. Планетарная система мира была изучена еще при Пифагоре, то есть еще в VI веке до н.э. Это же сколько лет Церковь держала в тайне знания наших древних предков?! Сколько веков блуждания в темноте и невежестве пришлось прожить человечеству, чтобы вернуться к уже познанным истокам истины?! На две тысячи лет «святые» пастыри руками фанатиков и инквизиторов заморозили научно-технический прогресс, последовательное развитие человеческого общества.  Как же! Держать чернь в узде, управлять мало в чем разбирающимися людьми, было проще. Вот что по этому поводу писал небезызвестный кардинал Арман Ришелье: «Подобно тому, как было бы чудовищным тело, имеющее глаза на всех своих частях, так было бы чудовищным государство, если бы все его подданные были образованными».
     Теперь же священники почти не ропщут. Готовы пойти на любой компромисс с наукой. Ватикан даже теорию эволюции Чарльза Дарвина признал не противоречащей христианской вере. «То, что мы подразумеваем под эволюцией, - это мир, созданный богом», - заявил архиепископ Джанфранко Равази. Хитро. Признают, что человек произошел от обезьяны, и от Христа откреститься не могут. Они по-прежнему считают, что мир создан Богом. Материалисты не могут с этим согласиться, однако научно обосновать, раскрыть все тайны мироздания они также пока не могут. Этим и пользуется Церковь.
     Какую выгоду науке может дать Церковь? Никакую. Может принести только вред. Но, возможно, она полезна для общества, духовного очищения человека? Да, от всего очищается человек, прежде всего от собственного я. Вот, что говориться в Евангелии от Матфея (гл. 19, ст. 29): «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Ему вторит Лука (гл.14, ст. 33): «Тот всякий из вас, не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».  Не случайно группа известных российских ученых, в состав которой входили лауреаты Нобелевской премии Жорес Алферов и Виталий Гинсбург, обратились с открытым письмом к тогдашнему Президенту России Владимиру Путину с просьбой ограничить давление Церкви и участие в воспитательном процессе школьников. Ответа, кстати сказать, не последовало. Не заметило тревогу ученых и наше Центральное телевидение.
   На одном из его каналов телеведущая попыталась как-то поймать ученого с мировым именем Сергея Капицу каверзным вопросом: «Вы верующий?». Было заметно, как смутил этого, высшей степени интеллигентного человека бестактный вопрос. Помедлив, ученый все же честно ответил: «Религия считает, что человека создал Бог, а я думаю, что человек создал Бога».
     Тем не менее, науке, несмотря на величайшие свои достижения, приходится мириться не только с существованием Церкви, но и с ее пагубным влиянием на общество. Почему? Наверное, потому, что она не может ответить на некоторые глобальные вопросы мироздания, например, объяснить бесконечность Пространства и Времени. Гипотез на сей счет немало, но ни одна из них не дает однозначного ответа. А для религий тут нет проблем. Бог захотел создать Свет, - создал. Увидел, что у него это получилось неплохо, захотел создать Землю, твердь, - создал. Потом создал Небо, Воду – моря и реки, растительный и животный мир. И на все это ему потребовалось всего шесть дней. На то он и Бог, чтобы долго не чикаться.
     Вопрос: можно ли примирить Церковь и Науку? Думается, что можно. Собственно, Церковь уже тем, что пользуется благами цивилизации, признает Науку. Однако ей, Церкви придется отказаться от существования своего мифического Бога – волшебника, фокусника в пользу  реального Творца. Понятно, что этот процесс не может быть безболезненным. Легко сказать отказаться? Но как откажешься от кормушки? Как покаяться в преднамеренном обмане? Но уж лучше признать свою ошибку и остаться на пригретом  теплом местечке, чем лишиться всего разом, когда наука откроет глаза народу.  Наука рано или поздно все же скажет свое веское слово, поставит точку в вопросе мироздания. Но и ей придется сначала качнуться в сторону мистического, на первый взгляд, Творца. Сделать этот крен психологически будет сначала непросто. Но все встанет на свои места, когда станет ясно, что Творец имеет вполне реальную материальную суть. Что нужно для этого? Как минимум, не зацикливаться  на гипотезе, будто материальный мир образовался сам по себе в результате вселенского взрыва, что все-таки мир создан Всевышнем Разумом. Кто Он?
     Выше мы уже задавались этим вопросом. Говорю «мы», потому что имею ввиду и тебя, читатель. Надеюсь также, привлечь тебя в свои союзники. Да, будем считать, что мы вместе задавались этим вопросом. И даже ответили на него. Творец – это Время. При этом ссылались на работы ученого астронома Н.А. Козырева. Поддержим же ученого в его интуитивном прозрении. Одно дело высказать гипотезу, и совсем другое дело доказать ее бесспорность. Нужны факты? Нужны. Вот ими и займемся далее.