Иллюзорное высшее образование

Татьяна Шамсетдинова
Не секрет, что мы живем в мире иллюзий. Иллюзий честной и неподкупной власти, бесплатной медицины, лучшей в мире системы образования. Трудно сказать, чего больше от этих иллюзий – пользы или вреда. С одной стороны, приятно осознавать, что живешь в стране с признанной системой высшего профессионального образования. С другой стороны, иллюзии заканчиваются, когда понимаешь, что эта система признана только нами самими. Зарубежные корпорации не так рады дипломам наших российских ВУЗов, как почему-то кажется всем нам.

Высшее образование в нашей стране – мир бескрайних  иллюзий. Иллюзий наличия знаний у абитуриентов, зачисленных по результатам ЕГЭ. Иллюзий бесплатного обучения, когда на «дефицитных» популярных специальностях имеется всего пять бюджетных мест, прочно занятых подчас сомнительными льготниками. Как результат - ребята даже с действительно хорошими знаниями и высокими баллами не имеют никаких шансов получить бесплатно именно то образование, которое они хотят. Другая сторона медали – практически отсутствующий нижний предел баллов на коммерческое обучение, когда зачисляются абитуриенты, фактически набравшие оценки уровня «два с плюсом» по ЕГЭ.

Зачисление в ВУЗ – это только начало всех иллюзий. Их будет еще очень много. Например, иллюзии сдачи экзаменов в сессию. Университеты очень неохотно идут на отчисление неуспевающих коммерческих студентов и потерю их денег. Преподаватель при этом несет личную ответственность за выставленные им же плохие оценки. Логика деканатов проста: «Средний балл низкий – значит, плохо работаешь». Преподаватели фактически загнаны в рамки невозможности выставления неудов на пересдачах. И при этом, каждый преподаватель обязан обеспечить высокий результат своих студентов при аккредитации ВУЗа, например, при сдаче так называемых тестов ФЭПО – Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Не секрет, что в большинстве случаев сами преподаватели и сдают за своих студентов эти тесты. А как иначе тут получить нужный проходной для аккредитации балл?

А у студентов свои иллюзии. У прагматичных - что многие проблемы можно решить с помощью денег своих родителей, у наивных - что их учат именно тому, что им и понадобится в дальнейшей жизни. И все они питают иллюзии, что найдут достойную их высокооплачиваемую работу, смогут «приложить» свой диплом в реальный мир.

Еще одна из иллюзий – это такая уж необходимость для нас перехода к модным понятиям «бакалавр» и «магистр». Да, это в русле болонского процесса. Да, эти слова понятнее в Европе, чем наш зависший между бакалавром и магистром «специалист». Но мы живем в России. И мы имели свою проверенную годами модель высшего образования, адаптированную к условиям нашей страны. Что ждет теперь наших бакалавров-недоучек с дипломами уровня техникумов предыдущих эпох – пока непонятно. Или, правильнее сказать, – кому как повезет. Но повезет точно не всем.

Ну и еще одна иллюзия напоследок – развитие отечественной науки. С ее падающими Протонами, нераскрывающимися телескопами и «непослушными», живущими своей собственно жизнью космическими спутниками. Сколково - иллюзия или нет?  Миллиарды бюджетных денег, красивые макеты и проекты на бумаге. Но очень хочется надеяться. А вдруг?

Как говорят, с иллюзиями надо расставаться легко. Но сможем ли мы это сделать? Жизнь покажет. Это тоже одна из иллюзий – считать, что можешь просчитать все наперед.