Наш Высоцкий

Татьяна Левина
               
                Человек жив, пока о нём помнят. 
                (Народная мудрость)
         

          Впервые песни Владимира Высоцкого я услышала в 1965 году. В тот далёкий год я перешла в новую школу. Класс у нас подобрался дружный - 16 мальчиков и 10 девочек, двадцать шесть 15-летних учеников 9-го класса.

          Практически каждую неделю мы собирались после уроков, болтали о всяких пустяках, танцевали, пели песни. Тогда многие из нас, в том числе я, впервые услушали, как наши одноклассники Слава и Миша играли на гитаре и пели незнакомые и очень необычные песни Высоцкого.

          Помню, они пели: "Большой Каретный", "Красное, зеленое", "Город уши заткнул", "У тебя глаза - как нож", "Зэка Васильев и Петров зэка", "Серебряные струны", "Бал-маскарад", "Про Сережку Фомина", "Штрафные батальоны", "Песня о звездах", "Песня о госпитале", "Все ушли на фронт".

          Песни эти были незнакомы мне, да и большинству из нас, слушали мы их с интересом, узнавали из этих песен много нового, о чём раньше не знали.

          Время шло, мы продолжали встречаться и слушать песни Высоцкого в исполнении наших ребят: "Братские могилы", "Солдаты группы "Центр", "Песня о нейтральной полосе", "Так оно и есть - словно встарь, словно встарь", "Сыт я по горло, до подбородка", и другие. Многие из нас выучили некоторые песни и подпевали.

          Мы также доставали и переписывали магнитафонные записи этих и других песен в исполнении Владимира Высоцкого. Слушать песни в исполнении автора было ещё интереснее. Песни эти были разные, но все они были нам интересны, мы многое начинали понимать.

          В те годы магнитофонные записи появились у друзей, родственников, соседей. Летними вечерами, а также в выходные дни, песни Высоцкого звучали из открытых окон и дверей балконов, многие напевали полюбившиеся песни.

          Песен было всё больше и мы с удовольствием слушали и пели и старые, и новые песни Высоцкого: "Страшно, аж жуть!", "Корабли постоят - и ложатся на курс", "Про дикого вепря", "Дом хрустальный" и другие.

          В 1967 году появился кинофильм "Вертикаль" с песнями Владимира Высоцкого. А на следующий год появилась его первая авторская грампластинка на которой были записаны четыре песни из этого кинофильма: "Прощание с горами", "Песня о друге", "Вершина", "Военная песня". Я немедленно купила эту небольшую гибкую грампластинку и позвонила всем друзьям.

          Летом 1969 года мы с друзьями из института поехали в совхоз, в Крым, где работали на уборке черешни и на виноградниках.

          В первый же выходной день мы решили пойти в клуб на танцы, смотрели на нас там не очень доброжелательно. Думаю, что местные девушки были не довольны, так как их ребята посматривали на наших девушек, а парни были недовольны, что наши ребята лучше одеты, но, возможно, причина была иной. Мы стояли и думали, как разрядить обстановку.

          Среди нас была одна девочка, которая занималась в кружке альпинистов и постоянно ходила в походы в горы. Она запела песню Высоцкого из кинофильма "Вертикаль" - "Песня о друге". Мы, конечно же, стали подпевать Любе, так звали девочку-альпинистку. Но самое интересное, что местная молодёжь через минуту тоже присоединилась к нам, и мы все вместе дружно допели песню Владимира Высоцкого.

          Потом Люба запела песню "Скалолазка", которая также была написана для этого фильма, но  в него не вошла. Местная молодёжь этой песни не знала, все хотели записать слова и запомнить мотив. Так песни Высоцкого помогли нам найти друзей в Крыму.
         
          В 1969 году вышел кинофильм "Опасные гастроли" с участием Владимира Высоцкого.
Его герой, артист Бенгальский, исполнял в фильме песню:
               
          Наши души купались в весне,
          Плыли головы наши в огне.
          И печаль, с ней и боль - далеки,
          И казалось - не будет тоски...

          Слова - Владимир Высоцкий (Романс) 
          Композитор - Александр Билаш

Роль эта была написана специально для Высоцкого, a песню потом слушали и пели все.

          Высоцкий писал и пел новые песни, и с ним вместе пели эти песни мы и вся страна: "Банька по-белому", "Охота на волков", "Я не люблю", "Скажи еще спасибо, что - живой!", "Он не вернулся из боя", "Еще не вечер", "Бег иноходца".
         
          А вот песня вероятно связанная с именем "Марина Влади":

          Украду, если кража тебе по душе, -
          Зря ли я столько сил разбазарил?!
          Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
          Если терем с дворцом кто-то занял!

          И опять пел Высоцкий, и мы вместе с ним: "Кони привередливые", "Тот, который не стрелял", "Диалог у телевизора", "Смотрины", "Песня про Джеймса Бонда, агента 007", "Очи черные", "Баллада о детстве" и другие песни.
 
          В ноябре 1979 года состоялся премьерный показ по Центральному телевидению СССР фильма "Место встречи изменить нельзя" с Владимиром Высоцким в главной роли Глеба Жеглова. Фильм пользовался огромной популярностью у всего народа.

          Я в то время училась на вечернем отделении, и мы планировали всей группой сбежать с лекции, но потом решили поговорить с учительницей, и она, к нашему изумлению, быстро согласилась  отпустить нас с лекции. Только потом мы поняли, что она сама, видимо, не хотела пропустить этот захватывающий фильм.

         Живого Высоцкого я видела только однажды, в спектакле Театра на Таганке "Послушайте!" Пять актёров — В.Высоцкий, Б.Хмельницкий, В.Смехов, В.Золотухин, В. Насонов. Каждый играл свою личную тему в поэзии Маяковского. Высоцкий, да и все актёры, произвели на меня огромное впечатление. Это было незабываемое представление.

          Летние Олимпийские игры 1980 года проходили в Москве, столице СССР, с 19 июля по 3 августа 1980 года. Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980года. Я очень хотела проститься с Высоцким и думала взять с собой своего сына. Денису исполнился 1 год и оставить его было не с кем. Один из моих школьных товарищей, Миша, который к тому же жил в одном подъезде со мной, работал в органах милиции. Он посоветовал мне не делать этого.

          Через 2 дня Миша рассказал мне, что вся площадь и все улицы перед домом Высоцкого были запружены людьми. Люди были повсюду: на улицах, на крышах домов, на деревьях, на заборах. Вокруг было огромное количество милиции, но никто не посмел воспрепятствовать неорганизованному скоплению народа.

          А потом люди рассказывали про гору цветов на могиле Владимира Высоцкого. Цветы просто некуда уже было класть и их убирали, а через час над могилой вырастала новая гора цветов.

                *****

         
          Прошло несколько лет, мы продолжали слушать и петь песни Высоцкого.

          Я всегда любила радио, особенно такие передачи, как "Театр у микрофона", "В мире слов", "Встреча с песней". Однажды я включила радио, шла программa  "Встреча с песней". Вдруг я услышала знакомый хрипловатый, надрывный голос. Высоцкий пел песню "Охота на волков". Это было приятной неожиданностью, раньше я никогда не слышала песен Высоцкого по радио.

          Потом появились фильмы, книги, статьи, воспоминания родных, друзей, знакомых. Даже те, кто не знал Высоцкого лично, пишут о своём отношении к песням кумира, я думаю, что это правильно. Народная мудрость говорит, что человек жив, пока о нём помнят.

          A ещё вышел, записанный 22 января 1980 года, фильм "Монолог". Мне было интересно видеть Высоцкого, поющего свои песни, которые раньше я слышала только на магнитофонных плёнках, грампластинках или в исполнении друзей. Было приятно, когда Высоцкий сказал, что он рад возможности войти в наш дом и найти новых друзей.
И, действительно, oн как будто был здесь, рядом с нами. Высоцкий пел для всех и в то же время для каждого из нас в отдельности. Мне казалось, что он поёт для меня и говорит со мной лично. Потом, когда я делилась своими впечатлениями об этом фильме с друзьями, я узнала, что у всех было такое же ощущение.

          Cвой "Монолог" Высоцкий закончил одной из моих любимых песен - "Баллада о любви":

                "Я поля влюблённым постелю —
                Пусть поют во сне и наяву!..
                Я дышу, и значит — я люблю!
                Я люблю, и значит — я живу!"
               

          У нас дома есть старые, много раз склеенные магнитофонные плёнки, а пару лет назад наш сын Денис записал все песни Высоцкого на диски, и теперь мы слушаем их и в машине, и дома.

          Однажды Сергей, я и наш маленький Павлик, которому было тогда три года, ехали в машине, я включила радио, пел какой-то американский певец. Через минуту Павлик, который родился в США, попросил: "Включите лучше русского дядю." Мы поставили диск с записями песен Высоцкого. Павлик довольным голосом сказал: "Я люблю эти песни, включайте их всегда!"

          В жизни каждого человека бывают трудные минуты, были они много раз и у меня. Помню, иду я однажды по улице и плачу, а Сергей рядом идёт и утешает меня, а я не слушаю и продолжаю плакать. Он перестал меня утешать и запел песню Высоцкого "Ещё не вечер", я перестала плакать и стала слушать, а когда Сергей дошёл до слов:

                Но никогда им не увидеть нас
                Прикованными к веслам на галерах!

мои слёзы окончательно высохли, и я запела вместе с ним. Мы шли по оживлённой улицe и довольно громко пели песню Высоцкого "Ещё не вечер".