Путешествие, почти что на машине времени

Ирина Некрасова
Это наше небольшое путешествие можно смело назвать путешествием на машине времени. Чуть позже расскажу, почему.

Итак, сегодня - выходной день, воскресенье.  С самого утра в городе моросит мелкий дождь. А  мне и моим сотрудникам, предстоит попасть на экскурсию в Соледар, в галаспелеосанаторий. Другими словами, путешествие в санаторий, который представляет собой большую соляную пещеру. Дождь потихоньку себе моросит, только и слышно, как капают недружные дождинки. Можно сказать, что он «шуршит». Небо затянуло тучами, но нам все это – нипочем. Мы, сотрудники нашего института, уже сидим в небольшом автобусе, нас уже посчитали, как цыплят по осени, чтобы во время поездки никого  не потерять. Итак, объявлена готовность №1. 

Но вот настало время нашего отъезда – 10.30 и наш автобус срывается «с места в карьер». Быстро набрав скорость, наш желтого цвета «железный конь» помчался по центральной части города в сторону Путиловского вокзала, сначала по улице Университетской, а потом - по Киевскому проспекту, по дороге прихватив еще несколько человек.

Дорога после дождя серая, пасмурная, но там, куда мы едем, она не играет ровно никакой роли. И все потому, что скоро мы спустимся под землю, в соляную шахту на глубину около 300 метров.   

А пока мы едем по совершенно разухабистой дороге, время от времени, подпрыгивая, на кочках и рытвинах. По пути нам попадается, а вернее, мы специально туда заезжаем,  Горловский музей миниатюрной книги В.О.Разумова. Этот музей был собран этим по-настоящему разумным человеком, а потом передан городу.  Это единственный в таком роде музей во всем СНГ, но и во всем мире не много встретится таких музеев. Музей небольшой, уютный, какой-то «домашний». Количество книг в нем - 8,5 тыс. Книги здесь со специфическим форматом – от маленьких до малюсеньких, и даже малюпусеньких, которые по-научному называются миниатюрными и микрокнигами. Как человеку пришла в голову такая удачная мысль, собирать эти книжки – малышки, это, конечно, вопрос. Это просто удивительно! И в то же время – просто замечательно! Не только содержание, но и форма, и отделка этих книг – светочей знаний – необыкновенна!

Обложки этих миниатюрных источников мудрости всевозможные, как традиционные, так и нетрадиционные – обычные, тканевые, бархатные, шелковые, пластиковые, кожаные, металлические, есть с застежками, обрезы книг – покрыты цветной тонирующей краской, посеребренные и даже позолоченные. Книги помещены в самые различные упаковки, например, в каких-то коробочках, ящичках. Есть книги религиозного содержания, в том числе, Коран, выполненный в виде небольших медальонов.  Есть настоящие цитатники, содержащие только одну фразу, но зато на всех языках мира.  Фигуры животных образуют объемные книги, за счет наложения плотных страничек одна на другую.  Через микроскоп можно увидеть книги на человеческом волоске. Например, том А.С.Пушкина, по размерам равен 1/60 части макового зернышка. Среди книг находятся  и старинные экземпляры  18-19 веков, 2 экземпляра из Эфиопии – сделаны в 16 веке. Есть книги-космонавты, которые побывали в космосе с нашими украинскими космонавтами. Они нам могут рассказать не только о своем содержании, но и непосредственно о космосе, что видели там и что слышали.

Здесь есть и книги, изготовленные и подаренные музею горловскими детьми, которые занимаются творчеством. Эти миниатюрные книжечки представляют собой и вовсе эксклюзив, другой такой не встретишь нигде. Чего только детвора ни придумала!

Короче, в этом музее мы можем найти много удивительного для себя, из того, что было сделано в книгопечатном деле, как профессионалами, так и любителями. 

В музее очень интересно, но мы спешим, поэтому собираемся у выхода, потом бегом добираемся под небольшим дождиком навстречу холодному ветру к нашему «локомотиву», быстро рассаживаемся по местам. Мотор автобуса заработал, и вот мы уже быстро «бежим» в нем по улочкам Горловки, а вскоре выезжаем на трассу и перед нами тянется унылая серая дорога. Но мы не скучаем, потому что заняты беседами, которые, как обычно, словно мед на раны  многим из нас. Ведь мы вместе работаем, нам есть о чем поговорить и много общего.

Часа через два с половиной  после нашего отбытия из Донецка, мы едем уже по Соледару. Город мы как-то объезжаем стороной. Наша девушка – гид от турбюро, которая приставлена к нашей небольшой команде, рассказывает, махнув рукой куда-то в сторону города, что на его территории расположился «мертвый город». Это ни что иное, как  квартал двухэтажных сталинок, которые начали проваливаться под землю. Собственно говоря, они на поверхности, но пришли в аварийное состояние. Их даже не трогают. В  такое состояние они пришли еще раньше, много лет назад. Я там была как-то на проверке фасовочной фабрики вместе с инспектором госторгинспекции. Мы тогда проходили с Лидией Ивановной в сопровождении женщины – технолога через этот, как она его тогда назвала «малинник». Не знаю, как насчет малинника, но идти по этой заброшенной людьми территории было очень грустно и тревожно одновременно. Дело в том, что вообще все заброшенные здания независимо от их целевого назначения, производят очень гнетущее впечатление. А там были заброшенные жилые дома с заколоченными окнами и дверьми. Жутковато, хочу сказать. На следующий день нас с инспектором хотели спустить на экскурсию в действующую соляную шахту, чтобы показать всю ту красоту, какую на деле представляют собой соляные выработки. Но я в первый же день проверки умудрилась простудиться и вечером пришла в общежитие, где мы ночевали, уже с приличной температурой, поэтому на следующий день рано утром мне пришлось уехать домой. А инспектор все-таки попала в тот раз в шахту, которая похожа на чертоги Снежной королевы, но не совсем, как я поняла теперь.

Так вот, мы проехали стороной это, гиблое проваливающееся  место, а стало оно таким по причине очень большой высоты шахтных выработок, из-за чего и сильно почва просела на поверхности земли, приведя прочные здания в негодность.

Итак, после всех этих небольших «страшилок», мы продолжаем мирно ехать к пункту назначения – а именно к галаспелеосанаторию.  Вот мы уже на месте,  зашли на внешнюю территорию санатория, но ждем, пока поднимут на лифте предыдущую группу. Кое-кто успел уже заглянуть в лавку, где продаются  чудо-лампы, в которых лечебными являются нагретые кусочки соли или плафон из соляного монолитного куска. При включении электричества с последующим нагреванием соли, лампы эти выделяют в окружающую среду ионы, польза от которых известна всем нам. 

Между тем, наконец, на поверхность поднимается предыдущая «порция» туристов, а мы заходим в помещение, где находится лифт, забираем у предшественников красно-коричневые пластиковые шлемы, в которых по телевидению обычно показывают металлургов и шахтеров, одеваем их на головы, предварительно подогнав по размеру. Нам не хватает только шахтерских лампочек,  впрочем, там, куда мы отправляемся,  они ни к чему.

Наконец, за нами поднимается лифт. Он большой, поместительный.  И старый. Нас поместилось вместе с гидом двадцать три человека, мы встали строго друг за другом. Лифт чуть приподнялся, заскрипел и стал опускаться вниз. И так 300 метров.  На самом деле мы опускаемся не куда-нибудь, а на дно древнего моря.  Именно на месте плескавшегося 270 млн. лет назад мелководного залива древнего Пермского моря образовались огромные залежи чистейшей каменной соли. Так что, как ни крути, мы, образно говоря, попадаем с помощью своего рода машины времени в пермский период.

Итак, вся наша компания, наконец, внизу, в шахте. Выходим из лифта и сразу попадаем в высокий зал. Края стен в нем неровные, они как бы «гофрированные», потому что гофра это получена благодаря особому комбайну, который режет пласт специальными лопастями, с рифлеными краями. Так этот комбайн и бегает: сначала нарезает верхний слой, потом – нижележащий, потом – следующий. В результате получаются огромной высоты своды. Боковые стены, если сделать их срез, похожи на матросскую тельняшку, потому что светлые слои строго по порядку чередуются с темными.  Как годичные кольца дерева говорят о смене лет, о благоприятности погоды каждый год жизни дерева, точно, так,  разного цвета полосы говорят о смене климатических условий на протяжении столетий. Так что, такая тельняшка на стенах, переходит на своде или потолке в зебру или мозаику  и похожа на шлифованный мрамор, только имеющий более грубый рисунок. Да пожалуй, еще потемней белого мрамора, будет. Как только мы с нашей группой вошли в первый коридор, нас встретила первая соляная фигура шахтера. Наши туристы все побежали фотографироваться рядом с ним. Правда, на некоторых фотографиях он получился совсем какой-то белесый и даже смахивает на приведение. Даже черты его лица, так похожего на лицо манекена, почти не видны на них, так как размыты.

Про приведения же, отдельный разговор у нас будет. Дело в том, что на одной из сделанных фотографий, изображающей шахту именно в том месте, где находился отдельный запасной выход на случай аварии, неожиданно проявились два белых непрозрачных белого цвета силуэта. Считается, что это - отпечаток негативной энергии двух шахтеров, попавших в аварийную ситуацию и спасавшихся. Страх людей сконцентрировался и был «сфотографирован» соляной стеной, находящейся вдоль пути их следования.

В глубине коридоров находится несколько соляных шахтеров – домовых, проживающих в шахте постоянно. Они одеты в рабочую одежду позапрошлого века, вооружены киркой, которая и была раньше единственным орудием производства на подобных предприятиях. Одному из них исполнилось около 130 лет. Это небольшой добродушный Домовенок, или добрый дух шахты, которому посетители, нос и правое плечико, сделанные, как и все в нем, из  соли, отполировали  до совершенно идеальной  гладкости. Почти все туристы, встречающиеся с ним, хотят таким способом поймать за хвост то ли удачу, то ли саму синюю Птицу Счастья. Домовенок же, являющийся на самом деле, полной копией обыкновенного Гнома, помогает в этом всем приходящим сюда совершенно безотказно.

Местная достопримечательность – это также Черепаха, возможно, ее имя Тартила, она же – символ древности и мудрости всего этого заведения.  Тело, голова  и панцирь черепахи сделаны из крупного куска соли, внутри  – лампочки, которые ее нагревают и помогают ей рассеивать вокруг ионизированный воздух.

В одной из неглубоких ниш выросла пальма из соли, копия известной пальмы Мерцалова. Она освещена сзади и снизу, поэтому выглядит воздушно-бриллиантовой, переливаясь в лучах искусственного света. Наш гид рассказал нам о том, как вначале ее поставили в воду для полноты эффекта натуральности. Но, как вы думаете, что с ней произошло? Да, да, правильно! Она начала потихоньку растворяться у своего основания. Воду пришлось срочно откачать.

Но самая главная достопримечательность  здешних мест – это большой зал "Соляная симфония". Да, высота его равна ни больше и ни меньше, высоте девятиэтажного дома. Если здесь включить музыку, что и сделал наш гид, то создается полное впечатление присутствия вашего в зале Большого театра. Там, где стоит музыкальный центр, вам буквально "видится" сцена. Однажды, а именно в октябре 2004 года, здесь выступали музыканты Донбасского симфонического оркестра, под руководством композитора и дирижера - австрийца Курта Шмидта. После концерта он отметил, что такой хорошей акустики нет даже в лучших итальянских театрах, в том числе, в театре Ла Скала. Вот сказанные им слова, взятые из И-нета: "Я просто поражен. Ноты взлетали к сводам пещеры, а затем медленно, как облако, опускались. Это - потрясающе!". По словам маэстро, в мире существуют всего 2-3 театра с такой же великолепной акустикой.

Кроме того, в этом зале стоят, словно законсервированные, несколько лет три сосны, которые не осыпаются, хотя иголки их и суховатые на ощупь.

Все эти помещения – коридоры, давно уже отработанные выработки, они немного потемнели за много лет. Когда проходишь вдоль стен и рассматриваешь их, от света ламп, которые работают от автономного  генератора  электроэнергии, на стенах то тут, то там блеснет в призрачном свете ламп, чешуя кристалликов соли.

Нет, вы не думайте, Снежная королева здесь не живет – ей не подходит здешняя температура, которая постоянна и равна 14 градусам.  Да, тут, в специальных палатах – комнатах, похожих на треугольные ниши, стоят кровати, с соответствующим утеплением.  А те, кто здесь лечится,  не замерзают благодаря ему, потому что микроклимат здесь совсем не  для неженок, из-за температуры воздуха.

Где-то, совсем рядом отсюда, находятся действующие стволы шахты, и там добывается чистая соль. Историки считают, что еще до нашей эры люди могли получать этот жизненно важный минерал путем выпаривания его из соленой рапы Торских и Бахмутских озер, расположенных на месте разведанного позже Артемовского месторождения каменной соли. А там, наверху, на поверхности, находится фасовочный цех, а может быть, их несколько, где очищенная и размолотая предварительно соль фасуется в пакеты, которые мы уже покупаем в магазинах.

Так  заканчивается наше путешествие в районе и даже точно можно сказать, что на дне древнего моря. После этого мы еще посещаем кафе, которое хотя и оформлено далеко не так нарядно и празднично, как находящиеся наверху, но чашечкой чая или кофе вас всегда здесь угостят. Не откажут и в добавке.

В соляной шахте люди лечат аллергии, которые очень популярны в настоящее время среди населения, а также заболевания дыхательных путей. Лечение очень эффективно. Лечится то, что не поддается лечению никакими другими способами (даже там, где бессильны маги и экстрасенсы). 

Лифт прихватывает нас по группам и везет на поверхность шахты туда, откуда началось наше путешествие в пермский период. Потом  все желающие посещают продавцов ламп, и местной керамики. Там идет бойкая торговля.

В это время на небе собираются черного цвета тучи, но они нам не страшны, у нас есть мобильная передвижная крыша над головой на четырех колесах. Вот мотор автобуса зафыркал, чихнул несколько раз, и мы понеслись быстрым темпом обратно, домой. Во рту у нас до сих пор чувствуется еле уловимый привкус соли из тех паров, которыми мы дышали в шахте. Ведь воздух там буквально насыщен почти совершенно чистым соединением, которое мы все знаем еще со школьной скамьи под химической формулой  NaCl.

Мы совсем не устали, но почему-то лично я, как только пришла домой, сразу уснула сном праведницы. Меня буквально сморил сон. О моей поездке напоминает теперь только привезенная керамическая соляная, ионизирующая лампа, сделанная в виде древней амфоры, которую словно только что подняли со дна морского – она вся в водорослях и на ней приютилась маленькая морская звезда. Не исключено, что амфора эта сохранилась еще со времен Атлантиды.