Мужчины России

Валерий Зиновьев
Эссе

        Из окна моей спальни открывается вид на мусорные баки, в которых постоянно копаются какие-то люди неопределённого возраста. С азартом и живостью разрывают мусорные пакеты и что-то там выискивают. Имеют они при себе объемные сумки, в которые складывают алюминиевые баночки из под напитков, предварительно сминая их каблуком, и стеклотару. Ковыряются, в выброшенной хозяевами и отслужившей свой век, бытовой технике, выдирая из её внутренностей цветной металл. Тут же примеривают что-то из одежды, громко разговаривают и как-то вяло и беззлобно спорят. Чешутся, лазая пятернёй в брюки или подмышки. Пьют какую-то гадость из мутной бутылки, передёргивая плечами от мерзости её содержимого, и, вынимая из мусорного бака какую-то снедь, закусывают. Тут же поливают ближайший кустик, а то и присаживаются «по надобности».
        В основной массе эти изгои — мужчины, попадают экземпляры совсем молодые. Очень редко наблюдаются средь них женщины. Юморно наблюдать, как они пытаются быть с дамой галантными. Предупреждают каждое её желание: лучшее место, лучший кусок, лучшая одёжка из мусора — женщина среди них редкость, и это чувствуется.
        В былые времена увидеть старушку, роющуюся в мусоре, было диковинной редкостью. Картина подобная «резала глаз», и зрелище сие вносило дискомфорт в души простых обывателей. Теперь мы пообвыклись к новым реалиям и многого почти не замечаем. Короток век этих людей и страшен, не видим мы, как умирают они в судорогах боли в норах своих. Что за тернистый путь привёл их к жизни такой?
        Хочу поговорить о российских мужчинах. Получилось начать с самого «дна». Но ведь и это наши люди. Чьи-то дети, братья, возможно мужья и отцы. Бесхарактерные и слабые духом оказываются на самом «дне». Другие же жизнь ведут — на мужскую мало похожую. Наиболее «рейтинговыми» профессиями стали: предприниматели всех мастей, банкиры, бухгалтеры, продавцы, модели и дистрибьюторы электроники, коим наличие мужских качеств не требуется вовсе. Сегодня престижный список серьёзно потеснил «офис-персонал» — всякого рода чиновники и менеджеры. Проблема только в том, что из всего спектра «мужественности» от них требуется только одно — умение носить брюки. Фактически современный офис — это идеальное место обитания мутер-мужчин. Идеальные условия существования: мягкий микроклимат, хорошая кормёжка, отсутствие какой-либо внешней опасности и полный набор удовольствий прямо на рабочем месте —  от женщин до Интернета.
         Противоречива национальная культура в России. С одной стороны, это культура патриархальная, а с другой стороны — роль матери очень высока. Русский характер считается мягким и женственным. Долгое время не поощрялись у нас истинно мужские качества: инициативность и самостоятельность, способность принимать решения и отвечать за них. Эти качества могли реализоваться только с уходом в дворовые компании или другие мужские сообщества. Остальные мужчины свои психологические проблемы заливали водкой, становились «домашними деспотами», вечными мальчиками, для которых вся жизнь — игра, или, не несущими ни за что ответственности, «подкаблучниками». Происходило всё на фоне феминизации всей нашей жизни: мальчиков воспитывали женщины — мамы, воспитательницы, учительницы, пионервожатые.
        Прошедшее двадцатилетие, словно бульдозером прошлось по статусу мужчины в России. Тому было много причин. Традиционно большая часть представителей сильного пола была занята в госсекторе. Закрывались заводы, банкротились предприятия. Демонтировались целые отрасли. Миллионы мужчин оказались либо совсем без работы, либо на грани полной нищеты.
        Исторически сложилось, что один из самых ярких типов «настоящего» мужчины был русский офицер. Так, традиционно «мужской» работой в России была «государева служба», и лучший мужской генофонд сосредотачивался именно там. К 1991 году почти миллион офицеров и прапорщиков МО и КГБ был не только весьма привилегированной социальной группой, но и «племенным» заповедником страны. Создать семью с военным было престижно, даже иметь связь с военным считалось удачной партией. Именно «служивые» в России исповедовали мужскую этику, и, соответственно, «мужественность» армии, образ защитника, солдата были одной из главных опор мужского психотипа России.
        Но после 1991 года эта социальная группа подверглась тотальному разгрому. Фактически всего за десять лет из армии ушло больше 85% всех офицеров, служивших там до 91-го года. Профессия военного превратилась в одну из самых непрестижных и малооплачиваемых работ, обрекающая на беспросветную нищету и безнадёгу.
        Ещё одной многочисленной группой, «культивирующей» мужской психотип, было крестьянство. Связано это было, в первую очередь, с образом жизни деревенского подростка, который с малых лет включался в помощь по хозяйству и рос в почти спартанских условиях, рано взрослея и становясь полноценным хозяином и помощником родителям.
        Но после 1991 года село оказалось отброшенным фактически в феодальный строй. Большая часть совхозов и колхозов разорилась. Сельское население оказалось за чертой бедности и стремительно деградировало. Массовое пьянство, тотальная безработица и нищета превратили село в зону социального бедствия.
        В результате реформ мужское население оказалось до крайности деморализовано. В итоге катастрофически сократилось число мальчишек, полноценно воспитываемых отцами и развивающихся по мужскому типу. И одним из разрушителей мужского психотипа России сегодня являются… женщины. По статистике в России около трети детей растёт в неполных семьях — ребёнка воспитывает мать. Если к этому прибавить семьи, где отец пьёт или вынужден работать вдалеке от дома, то фактически каждый второй мальчишка в России не получает мужского воспитания.
        Но даже там, где в семьях есть отцы, не часто встретишь ситуацию, когда мужчина является главой семьи. Куда чаще наоборот. Женщина планирует бюджет, женщина ведёт семейную бухгалтерию, женщина принимает решения, какие покупки нужны семье, куда ехать отдыхать летом. Функция же мужчины одна — зарабатывать деньги и отдавать их жене. Даже секс в семьях сегодня чаще ориентирован на желания женщин, чем мужчин. Фактически, в большей части российских семей царствует мягкий матриархат.
        В неполных семьях изменился вектор воспитания мальчиков. Теперь одинокая женщина выращивает сына «для себя». Не для безымянной девицы, которая станет женой её сына, не для того, что бы однажды он вырос и ушёл из дома в море, в горы, в казарму. И уж точно не для Родины. А для себя, для собственной старости, чтобы до гробовой доски рядом с ней был единственный мужчина её жизни — её сын. И как когда-то мальчишки следовали за отцами, за вожаками компаний, за тренерами или командирами, так сегодня мальчишки начинают следовать за мамами.
        Если в парне сохранятся мальчишеская агрессивность, стремление к мужскому коллективу, настрой на мужские игры и мужской тип общения, он просто «уйдёт» в подростковом возрасте во двор, и мать уже вряд ли сможет что-то этому противопоставить. Но если в мальчишеском возрасте вовремя его «обабить» — увлечь «пограничными» занятиями — танцами, музыкой, плаванием, теннисом; отрезать от мальчишеской компании… Заполнить его досуг совместными поездками, путешествиями, и всячески давить его «агрессивность» — наказывать за драки… Вытеснять из его жизни мужественные игры, предметы, книги…То в итоге из мальчишки постепенно формируется тип «домашнего» ребёнка, который жёстко ориентирован на мать, как на лидера своей жизни. Этакий «маменькин сынок». Полное его формирование  завершается к 25-27 годам, когда, окончив институт, и вступив во взрослую самостоятельную жизнь, он по-прежнему остаётся жить с матерью под одной крышей и становится фактически её собственностью.
        Женщины в его жизни обычно долго не задерживаются. Очевидными признаками такого «мутер-мужчины» является его неспособность брать на себя ответственность за кого-либо, отсутствие инстинкта защитника и покровителя и чёткая установка на выстраивание отношений с женщинами по схеме приходящего жиголо, который никому ничего не должен. В семье он не способен становиться лидером и даже равным партнёром. «Мутер-мужчина» так и остаётся вечным «старшим сыном», при собственной жене, как он и жил при маме.
        В итоге мы сегодня имеем удручающую картину, с которой сталкивается большинство родителей девушек: шансы встретить сегодня порядочного самостоятельного парня, способного к серьёзным отношениям, очень невелики. Очевидной проблемой современности является несоответствие мужского материала России качеству женского, и проблема эта продолжает усугубляться..

P.S. Конечно, есть настоящие мужчины и в наше время, и отдельные примеры мужества и стойкости! Мы говорим об общей тенденции. Это небольшой анализ особенностей нашего времени, перекосы которого исправлять, боюсь, придётся не одному поколению наших людей.
И ещё. Военные конфликты и войны «выбивают» лучших. И, дай Бог, нам миновать этого. Мы уже заплатили с лихвой за последнее столетие жизнями наших мужчин!!!

Валерий Зиновьев.