Кукла

Алевтина Лепешова
 Вся наша семья ждала приезда Дмитрия, а больше всех –
бабушка. Дмитрий был мужем ее единственной дочери Валентины, которая сразу после замужества уехала с ним на Сахалин. С тех пор – более 20 лет – они не виделись. На Сахалине у Валентины были свой дом и большое хозяйство. Дмитрий работал начальником в шахте, жили обеспеченно. Последнего, двенадцатого ребенка Валентина родила поздно: ей было 48 лет. Девочка в двухлетнем возрасте заболела полиомиелитом, и одна нога у нее высохла. Тогда и вспомнили про бабушку с Урала. Нужен был уход за ребенком, и Валентине с ее хозяйством было тяжело везде управляться.
    Дмитрий приехал неожиданно. Он был солидный, весь ухоженный, холеный, одет, как говорят, с иголочки: дорогой костюм, галстук, туфли начищены до блеска. Вел он себя бесцеремонно, не стесняясь. Угощал всех дорогим вином, фруктами. На столе грудой лежали деликатесы с Сахалина, рыба всякого вида.
   Дмитрий посмеивался над Алькиным отцом, флиртовал с матерью. Бабушку не трогал и никаких разговоров с ней о том, зачем приехал, поначалу не заводил. Но бабушка знала это из письма Валентины.
  Прошло три дня. Утром, побрившись на кухне перед зеркалом и обрызгав себя одеколоном, Дмитрий наконец решил поговорить с бабушкой. Разговор начал издалека. Что пора, мол, ей с дочерью увидеться и с внуками познакомиться. Не хочет ли она пожить у них? Он и приехал-то, собственно, только за этим. Но потом все-таки не удержался и рассказал про свою дочь, которую постигло несчастье.
   Бабушка ждала этого разговора. С одной стороны, она не представляла, как сможет покинуть свой дом, который построили они с мужем еще в самом начале ХХ века. В нем прошла вся ее жизнь. Из этого дома проводила она сыновей на фронт… Как можно оставить все хозяйство, сына и четверых внуков, которых сама выпестовала!
  А с другой стороны, она не виделась с дочерью очень давно, не знала ее двенадцать детей. А ведь они тоже были ее внуками. И горе-то какое: девочка последняя обезножила.Надо помочь Валентине.
   И бабушка решилась: в 80 лет уехала с Дмитрием на Сахалин. Дом сразу опустел и осиротел. Оказывается, все держалось только на ней. Бабушка вынянчила внуков: кормила, лечила, воспитывала, рассказывала сказки. Скотина и огород тоже были в основном на ее плечах. А теперь десятилетней Альке пришлось смотреть за младшими братьями и сестрой. Она уже умела доить корову, кормить кур, носила воду с реки. В общем, была незаменимой палочкой-выручалочкой.
   Алькина мать работала на  железнодорожном вокзале.
Каждый год летом она брала отпуск и уезжала по маршруту Москва-Ленинград-Рига. Благо, билет у нее был бесплатный. Когда бабушка жила с ними, отсутствие
матери  казалось незаметным. Теперь же мать не знала, с кем оставить детей и все хозяйство: отец работал, да и
попивать начал частенько. Мать нет-нет да заводила разговор с Алькой: «Может,ты останешься с ребятами? Корову вроде доить умеешь, воду отец наносит. Не забывай только кормить кур, собаку,кошку. Про свиней она молчала: знала, что Алька их боится. Но в конце концов заключила: «Поросят Иван накормит». Было понятно,что все решено: Алька остается за хозяйку, домовничать.
  Была у Альки мечта:иметь настоящую куклу. У нее была куколка, она сама сделала ее. Правда бабушка
помогала: подсказывала, как сшить ручки, ножки, туловище и набить его опилом.
Осталось только лицо. Алька нарисовала на нем брови, голубые глаза, рот – все как положено. Очень любила она свою куколку: водилась с ней, шила платья из лоскутков. Но у подружек она видела другие куклы: с настоящей головой, руками и ногами. И Алька очень осторожно спросила у матери: не привезет ли она ей настоящую куклу? «Дорогая она,- ответила мать. - Вот голову для куклы можно привезти. Пришьешь к своей – и будет как настоящая».
  И Алька согласилась остаться в доме за старшую. Первые три дня отец не пил. Он топил русскую печь,варил в огромных чугунах картошку, кормил поросят и уходил на работу. Алька в основном приглядывала за ребятами, мыла посуду, убирала в доме. Да еще корову доила  и кур кормила. Но однажды отец не пришел с работы, и Алька напрасно прождала его весь вечер. Поросята- три годовалых кабана – остались некормлеными.
 Утром Алька быстро управилась с коровой: напоила и подоила. В стадо ее отвела младшая сестра Люба:
она помогала Альке как могла. Осталось накормить свиней. Голодные с вечера, они орали на весь двор. Алька намяла картошки в два ведра, добавила воды, хлеба, отрубей. Дрожа от страха, отнесла их в сарай. Надо было отодвинуть засов. Но ничего не получалось. Свиньи изнутри навалились на дверь и засов не поддавался.
  Вернулась сестра, и они вдвоем изо всех сил пытались отодвинуть щеколду. Свиньи дико орали, а Алька
с сестрой ревели. Каким-то образом им все же удалось отжать засов. Еле-еле успели отскочить и прижаться к стене.Свиньи с оглушительным хрюканьем выскочили во двор. Там они перегрызли лежавшие кирпичи и изрыли всю землю. В это время Алька с сестрой быстро вылили
содержимое ведер в корыто. Слава богу, успели! Огромные страшные кабаны, толкая друг друга залетели в свинарник.
  Алька была вся в поту, руки, ноги дрожали. А дома ждали малыши: всех надо накормить. Да и сама голодная. Растапливать русскую печь Альке никогда не приходилось. Она только видела, как это делала бабушка. С большим трудом ей удалось сложить клетку из дров и поджечь ее. Теперь нужно было поставить в печь огромные чугуны с
картошкой, но сил не хватало. Алька стала потихоньку двигать их ухватом, пока те не встали на место.
  Вся в саже, усталая,она ждала, что, может, отец хоть к обеду появится. Но, увы…
  Стукнула калитка,залаяла собака. Это пришла баба Шура, материна мать. Они с дедом жили в бараке в поселке Володинка. Со слезами Алька рассказала ей обо всем. Баба Шура пожила у них два дня, и хоть не привычна была к такому хозяйству, но все таки Альке с
ней было спокойнее и легче. Отец пришел на второй день вечером, и баба Шура засобиралась домой.
   Отец чувствовал себя виноватым. Целый день он убирал навоз из коровника, носил воду, топил печь, в общем, заглаживал вину.
  Прошло еще два дня. Алька по-прежнему по утрам и вечерам поила и доила коров, варила себе и малышам кашу. Отец помогал ей и ходил на работу. Все уладилось.
  Мать пошли встречать всей семьей. Она привезла два мешка вещей и, после того как все успокоились,
стала их выкладывать. А Алька с замиранием сердца ждала только одного: когда же мать достанет куклу или хотя бы голову к ней? Но вот мешки опустели, все стали
примерять обновки.
   «Мама, а голову к кукле ты мне привезла?» - спросила Алька. Мать удивилась: «Какую голову?». Но ты же обещала», голос у Альки задрожал. «Не до нее мне было», ответила мать. С глазами, полными слез, девочка ушла в бабушкину спальню. Здесь, на стареньком
камоде, лежала сшитая ею кукла. Она прижала ее к себе и долго гладила. А слезы все капали и капали на нарисованное лицо.
 … Прошло два года.
Бабушка вернулась домой совсем слепая: повлиял морской климат. Одну, незрячую, дав на дорогу две тысячи рублей, ее отправили обратно на Урал. Как она, ничего не видя, в 82 года добралась с Сахалина до своего дома, знает только Бог. Говорила, что людей добрых на свете много: ей помогали.
    Алька была очень рада, что бабушка вернулась, ведь она ее так любила! И всем-всем рассказывала, что «НАША бабушка приехала!» А через три года ее не стало. Светлую память о самом лучшем для нее человеке Алька сохранила на всю жизнь.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ СЕТИ