Спасённые дети вспоминают 5

Маргарита Школьниксон-Смишко
В марте 2003 года сын Йозефа Zysman друга Ирены) - Пётер в интервью шведскому журналисту (он проживает в Стокгольме) рассказывал:" У меня перед глазами как сцена из кинофильма: мы с моей на 2 года младшей кузиной протискиваемся в дыру, которая ведёт через каналы на "арийскую" сторону. Я вижу спину мужчины, который идёт перед нами и освещает путь карманным фонарём. Потом я учусь не думать о моей прежней жизни. Я её в себе заглушаю. Мне сказали, что я должен прятаться, поэтому я прятался на чердаке. Я знал, что мне ни с кем нельзя контактировать кроме монахинь. Я понимал, что меня спрятали, потому что я был не таким, как другие дети, я был беженцем. Я акцептировал это положение дел, чтобы выжить."
В сентябре 2003 г. Пётер пишет:
"Из семейных рассказов я знаю об Ирененой работе перед войной в комитете по социальной помощи. Вместе с моим отцом она помогала в нём бедным и потерянным людям, найти выход из бюрократических и юридических лабиринтов.
Мой папа был адвокатом, Ирена Сендлерова - как добрая фея, если процитировать Михаила Гловински "Чёрную книгу".
Я не хочу ничего писать о военных годах, тогдашнюю работу Ирены уже описали другие, я сам могу только немногое вспомнить. Я знаю, что после моего побега через канализационную систему, Ирена обо мне заботилась (мне тогда было 4 года) и нашла для меня место, где я смог спрятаться, вернее сказать, многие места, потому что мне их всё время приходилось менять. Это я знаю из рассказов других людей, потому что Ирена Сендлерова никогда не рассказывала о себе. Она считала, что делала то, что каждый должен был бы на её месте сделать.
Из послевоенного времени я хочу рассказать только об одной встрече.
Однажды поздней весной 1968 г. пани Сендлерова пригласила меня к себе в квартиру на площади Rozdrozu. О том, что тогда вокруг нас творилось, она была поражена не менее меня. Однако она не хотела со мной говорить о своих подозрениях, но о том, что она намеривалась предпринять. Она сказала, что уже связалась со своими подругами по военному времени. "Если ситуация ухудшится, так что нужно будет активно действовать, как во время аккупации, мы к этому готовы. Вы и ваша семья можите на нас положиться."
Эти слова врезались в мою память. Пани Сендлерова была и осталась для меня, как и для многих других, доброй феей."