Апокалипсис проповедь

Олег Жиганков
Апокалипсис

Во многих переводах и изданиях Библии последней книге дается название "Откровение Святого Иоанна". С одной стороны это довольно точное название, так как именно Иоанн написал эту книгу (конечно же, по вдохновению Святого Духа). Но с другой стороны название это весьма неверно. Хотя апостол Иоанн и написал книгу Откровения, в действительности это вовсе не книга Иоанна. Это книга Иисуса: с первой и до последней страницы она про Иисуса, а не про Иоанна.

 И уж конечно это не "откровение Иоанна". Самые первые слова книги называют ее "откровением Иисуса Христа" (Откр.1:1) Это может означать как то, что книга открывает нам Иисуса, так и то, что Сам Иисус раскрывает нам в этой книге определенную
весть. Судя по контексту, второе значение вернее. Но на самом деле правильны оба варианта. Откровение не только содержит важную информацию, которую Иисус хочет открыть нам, но также открывает нам Самого Иисуса Христа.

Действительно, Иисус – центральная Личность, вокруг которой вращаются все события книги Откровения. Странные животные и другие загадочные символы могут появляться и исчезать, но они всегда лишь подчеркивают роль и значение Иисуса Христа, главного автора этой книги.

 На чем бы ни фокусировались события книги, Он всегда в центре действий. Так удивительно для нас, живущих в двадцать первом столетии, видеть Иисуса в книге Откровения, осознавать, что она открывает нам Иисуса, нашего Спасителя и также то, что Он Сам дает откровение о событиях, которые будут происходить в последнее время.
Но мы не в силах полностью оценить того, чем это откровение от Господа было для  Иоанна.

Вы были когда-нибудь в разлуке с тем, кого вы любите? И ни на день или два, ни на неделю или две, а на годы и годы? Если да, то вы, возможно, отчасти поймете то, что чувствовал Иоанн, когда в первой главе Откровения он снова увидел Иисуса после долгой разлуки. Вы помните, что Иоанн являлся тем самым учеником, который особо был дорог сердцу Иисуса (Иоан.13:23; 21:7; 20-24). Конечно, Иисус любил всех Своих учеников, но Иоанн, очевидно, отвечал своему Спасителю таким пониманием, что Спаситель особо выделил его среди всех других.

Тогда Иоанн был совсем еще молодым человеком. Его последнее воспоминание об Иисусе относится к тому незабываемому дню, когда на горе Елеонской вместе с другими учениками он видел своего Господа возносящимся в небо. С тех пор минули годы... Он был уже старик, изгнанный за свою веру на небольшой остров Патмос в Средиземном море. Все апостолы, бывшие некогда, как и он, учениками Христа, умерли один за другим. Один Иоанн оставлен, чтобы помнить Господа - как Он выглядит, как звучит Его голос…
Чтобы хранить воспоминание о днях, проведенных вместе.

Что же такого особенного было в Иоанне? Наверное, ничего особенного, кроме того, что он умел сильно любить Бога. Он увидел в Иисусе, еще с юности, все то, что мы ищем (как правило тщетно) повсюду. Юноши ищут красоты и нежности. Девушки надеются найти силу и надежность. Иоанн увидел все это в своем Учителе. Он нашел то, что все ищут. Нашел, буквально, воплощение любви. И это открыло перед ним целый мир. Иоанн смог по-настоящему любить своих ближних (и это так явно в его посланиях), потому что он знал, что такое Любовь. Он не искал уже воплощения любви ни в ком на земле, потому что даже цели себе такой не ставил. Он знал Господа. И потому он мог любить людей просто так, не ожидая увидеть в них воплощение совершенства. Потому он и называл их – дети.

Мы можем только пытаться представить, что чувствовал Иоанн, когда, "находясь в духе", услышал позади себя голос и, повернувшись, увидел своего Друга, Иисуса Христа.
"И когда я увидел Его", - пишет Иоанн, "то пал к ногам Его как мертвый" (Откр.1:1) Это не был уничиженный Иисус, несущий крестное страдание. Это не был даже тот скромный Иисус из Галилеи, который странствовал по Палестине со Своими ученикам. Нет! Это был прославленный Иисус, каким Он был на небе. "Его очи - как пламень огненный. Его голос - как шум вод многих. Его лице - как солнце, манящее в силе своей." (ст.14-16) Не удивительно, что Иоанн пал к Его ногам, как мертвый! Но, в общем, Иисус ничуть не изменился. Он такой же добрый и любящий Учитель, Пастырь, Наставник, Друг. "И Он положил на меня десницу Свою" - продолжает Иоанн, -"и сказал: Не бойся. (ст.17) Знакомый голос. Знакомый не только Иоанну. Всем нам знаком Иисус Христос, Бог, Который есть Любовь.

Это то, что открывает нам книга Откровение об Иисусе, особенно в первых словах: Он по-прежнему близок к нам, по-прежнему любит, по-прежнему заботится о нашей жизни, хотя Он находится на небе, а мы – на земле. Таков неизменный Господь. Человеческой природе свойственно забывать тот мир, то окружение, которое мы покидаем. Да, мы обещаем никогда не забывать, обещаем помогать, обещаем многое. Но уехав куда-то, мы забываем свои обещания. Слава Богу, что Он не таков.

Иисус знал, что Иоанн в течение долгих лет их разлуки мог быть искушаем мыслями и сомнениями: по-прежнему ли любит Иоанна его Друг Иисус? И Иисус знал, что мы, живущие в совершенно другой культуре, по другую сторону той, которая отделяет нас от времени, когда Он жил на земле, мы тоже можем сомневаться временами в Его любви, Его понимании нашей жизни. Действительно ли Он все о нас знает и любит нас так же глубоко, как знал и любил тех, с которыми Он общался, будучи Человеком? В первых трех главах Откровения Иисус предстает ходящим среди церквей. Он поддерживает их, наблюдает за происходящими событиями, советует, ободряет. Он хочет убедить Иоанна (а вместе с ним и нас) в том, что хотя Он и на Небесах, Он не забыл Своих друзей. Что Он по-прежнему такой же, Тот же. Конечно, в этих главах Иисус также и предупреждает, и порицает людей. Он слишком сильно любит нас, чтобы не указывать нам наши недостатки или не упрекать нас строго, когда мы в этом нуждаемся.

 Первая глава этой книги показывает нам прославленного Иисуса - едва не приводящего нас в смятение Своим величием. Однако, вторая и третья главы показывают нам милосердного Иисуса, убеждающего нас в Своей любви и непрекращающемся служении Его. В главах с 4 по 7 мы видим Иисуса в образе Агнца, закланного в жертву за наше спасение, возвеличенного в небесах, достойного поклонения, Того, Кто направляет будущие события. Главы с 12 по 14 представляют Его как "Сына Человеческого", рожденного от девы Марии, и как архангела Михаила, который сражался за Свой народ с "древним змием, называемым дьяволом и сатаною". В 19 главе Иисуса - это победитель, "Царь царей и Господь господствующих", Который грядет на коне белом по небу, поражая всех Своих врагов. В главе 20 Он - Судья; Муж жены, Своей Церкви - в главе 21; и Спаситель, который грядет скоро - в главе 22.  Таким образом, с первых строк книги и до ее благословенного окончания, Иисус - это центр книги Откровения.

Мы пытались представить, что мог чувствовать Иоанн, увидев Иисуса после долгой разлуки. Представьте теперь, что должен был чувствовать Иисус при этой встрече.
 Не только Иоанну не хватило Иисуса, но и Иисусу недоставало Иоанна. И это следующая тема, проходящая через книгу Откровение. Она не только открывает нам Иисуса, она открывает нам не только важные сведения о наших днях. Книга показывает нам, как сильно Бог желает, чтобы небеса могли обвенчаться с землей. Чтобы быть Ему рядом с нами. Конечно, Он по-прежнему остается рядом с нами, даже находясь на небесах. Однако лицом к лицу видеть друг друга – это совсем другое дело.

Эта тема конца греха и воссоединения Иисуса с Его людьми начинается в самой первой главе Откровения: "Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око"( ст.7). В третьей главе Иисус провозглашаает: "Се, гряду скоро" (ст.11). Глава 7 говорит о том, как великое множество людей, которое никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло прде престолом и пред Агнцем" (ст.9). Глава 14 говорит об искупленных, "которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел." (ст.4). И в конце книги
 Иоанн слышит голос, говорящий: "Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом и Сам Бог с ними будет Богом их; И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; и
о прежнее прошло." (Откр.21:3-4) В конце книги Иисус снова подтверждает: "Ей, гряду скоро," на сто Иоанн отвечает: "Аминь! Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр.22:20).

 Мы часто думаем, какими счастливыми мы будем, когда Иисус снова придет к нам, разрушив грех навеки. Но еще счастливее нас будет в тот день Иисус. Грех порождает великую боль и скорбь в нас, живущих на земле. Но мы не видим и маленькую толику из тех несчастий и злодеяний, что обрушиваются на человека, которую видит Господь. Сколько Он видит скорби и боли! Страшно! Поэтому полная победа праведности, конец греху и страданиям – это то, что так дорого нашему Господу.

Иисус Сам хотел явить нам в этой книге Свой образ и убедить в Своей любви и силе, которые будут вести нас по пути жизни, пока Он ни придет на землю во второй раз. Когда мы открываем свою Библию и находим в ней заголовок "Откровение Святого Иоанна Богослова", будем помнить: у вас в руках нечто большее - Откровение Иисуса Христа. Откровение Господа, Который ушел на небо затем, чтобы приготовить нам обители – Он Сам об этом сказал. Вот такой наш Бог. Ему неинтересно сидеть, сложив руки и наслаждаться без нас райскими красотами. Он готовит дома, обители для тех, кого любит. Иначе нет смысла ни в чем. Без любви к кому-либо нет смысла строить дом, готовить обители. И в разлуке мы тоже познаем Божию любовь. Когда Иисус готовит небеса для нас, Он думает о нас с вами. Как человек, приготовляющий жилище для любимого.