Иисус Навин проповедь

Олег Жиганков
Иисус Навин

Книгу Иисуса Навина нам тяжело порой читать из-за череды войн, из-за тех кровопролитий, которые там совершаются. Из-за того, можно сказать, солдатского послушания, которое у народа там проявляется. Эту книгу нам тяжело читать сегодня, когда все мы такие разные, когда не на одном, наверное, нет одинаковой одежды. Тяжело воспринимать Бога таким, каким Он представлен в книге Иисуса Навина – в  самой воинственной во всем Священном Писании книге. Не будем делать каких-то натяжек.

Мне как-то шутку одну рассказали, которая сюда очень подходит. Детей на субботней школе собрали, и учительница у них спрашивает: «Детки, кто это – такой маленький, рыженький, по деревьям прыгает?» Детки все сидят и молчат, головы повесили. «Ну, детки, кто это такой? Орешки собирает, грибки сушит на зиму?». Детки еще сильнее в себя ушли. «Детки, ну кто такой, рыженький маленький, в лесу живет, по деревьям – прыг-скок?». Одна девочка руку поднимает: «Я знаю, что правильный ответ – Иисус… Но так на белочку похоже!». Я не хочу сказать, что Иисус Навин – это во всем подобие Иисуса Христа, Иисус Навин – это Иисус Навин, а не Иисус Христос. Но тем, как раскрывается Бог в книге Иисуса Навина, я с вами поделюсь. В этой книге сказано нечто о Боге, чего нельзя пропускать. Бог – Он не только Бог милости, но еще и Бог власти. Но почему Бог власти такой непонятный? И как быть нам, подражающим Ему? Ведь мы заявляем: вот, мы, Господи, хотим подражать Тебе, хотим служить Тебе. И читаем о Боге в странной книге Иисуса Навина.

Не так давно я встретил женщину, которая помнит одну мою старую-престарую проповедь, в которой я говорил о страхе Божьем. Я говорил о том, что есть страх рабский, страх наемнический и страх сыновний, и что каждому из этих страхов есть место в нашей жизни – не только сыновнему и наемническому, но и рабскому. Так Господь использует страх Божий для спасения нашего. Она подошла ко мне спустя, наверное, лет пятнадцать, и говорит: «Знаете, я живу в страхе Божьем; то в одном, то в другом, то в третьим, но я постоянно в страхе Божьем живу. Это такое благо!»

Сегодня мы говорим о власти Божьей, потому что Бог – это Бог всякой власти. Когда Иисус Христос был на этой земле, люди признавали, что все что Он делает, Он делает с властью. Он говорит с властью, Он бесам повелевает, Он меновщиков из храма изгоняет, Он запрещает ветру, Он усмиряет воду, Он учит, говорит с властью, и все чувствовали, что в Нем – власть. Та же власть, что ощущается в Боге в книге Иисуса Навина. Даже через Свою смерть и воскресение Иисус Христос обрел всю полноту власти: на земле и на небе, духовную и светскую, всякую власть Господь Наш получил. И вот в книге Иисуса Навина Господь делает первые шаги для того, чтобы открыть перед людьми, какой властью Он все делает, какой властью раздвигает реки, какой властью останавливает солнце, какой властью разгоняет народы. Это власть силы, власть приказа: Бог сказал – и сделалось, повелел – и явилось.

И кто был советником Ему? Кто сказал: «вот так делай?». Бог сказал – и сделалось. Это Божья власть, это Божье всемогущество, это Божий авторитет, это власть приказа, власть задания. И в книге Иисуса Навина мы видим, что именно эту власть Бог и демонстрирует перед своими людьми. Есть другая власть, которой мы коснемся в другой раз, но сегодня мы говорим о книге Иисуса Навина. Власть, с которой Господь говорит: «Слушайте мои заповеди, делайте так, пусть эта книга не отходит от уст твоих, старайтесь в точности исполнить все, что Я вам повелел, и вы будете благословенны».

Мы видим, что народ, действительно получает благословения. Мы видим, что народ откликается. Бог говорит: «Будь тверд и мужественен», и народ говорит Иисусу Навину: «Будь тверд и мужественен». Такая немножко солдатская, что ли, книга. Такие солдатские повеления. Благословение народа зависело от того, принимает ли он эти приказы, старается ли в точности их исполнить. Это так важно, это самый первый шаг, через который многие перескочили, и поэтому лишаются благословений. Это самый первый шаг, через который Господь начинает с каждым человеком работать – с детьми начинает работать. Вы с детьми своими с маленькими не садитесь и не обсуждаете: выбежать ли ему на встречную полосу, или не выбежать, и о том, какое духовное значение будет в том, если ребенок выскочит на дорогу. Есть приказ, который лучше исполнить и не думать долго: зачем мне это нужно. За ним стоит жизнь человека. Господь в этой книге говорит людям: «Не ходите к другим народам, не общайтесь с другими народами, берегитесь их, берегитесь богов их, берегитесь того, чтобы слушать их, потому что они введут вас в искушение». С одной стороны, мы соглашаемся с этим приказом, с другой стороны начинаем его обсуждать. Как это так – не общаться? Как это так – от всех бежать? Но это дети. Господь со всеми общается, и с детьми, и со взрослыми.

Я недавно смотрел отрывок из фильма «Крепкий орешек», в котором все время кто-то бомбы взрывал, и думал: ну что это за человек, что он эти бомбы пихает кругом? Что он за злодей такой? Думаю, вот бы он сам на этой бомбе взорвался. А если бы я этот фильм в детстве посмотрел, то меня бы мучил другой вопрос: а как он эту бомбу сделал? А что он намешал в эту бомбу? А как я могу сделать что-то похожее? И когда Господь говорил с этими людьми, Он знал, что именно бомбу они будут искать в этих народах, и на этой бомбе они сами и взорвутся, если полезут к этим народам. Рано им было туда идти, в эти народы. Господь использовал Свою власть, Господь использовал Свою силу, Господь использовал Свой приказ для того, чтобы сказать этим детям, что надо делать, а что не надо, для того, чтобы остановить, уберечь, спасти.

Когда на стройке мы несем бревно, мы не садимся и не обсуждаем, кто да где его срубил, чем срубил, какое значение стоит за тем, что мы это бревно несем. Мы говорим: «Раз-два, взяли». Это власть, без которой нельзя, это власть, которую Господь употребляет, когда показывает силу Свою в самых критических ситуациях жизни нашей. Когда у нас нет времени на размышления, когда Бог просто вытаскивает нас откуда-то, спасает нас, не спрашивая этого ребенка: хочет ли он, чтобы его сбили машиной, или нет. Он просто его отдергивает оттуда, вытаскивает этого ребенка. И в Ветхом Завете и в Новом Завете есть место этой власти.

На суде в Синедрионе (это из книги Деяний, пятой главы) Петр и апостолы сказали: «Должно повиноваться больше Богу, чем человеку». Можно было поспорить, рассудить в Синедрионе, но они говорят, что повиноваться нужно Богу, а не человеку. В послании к Титу апостол Павел говорит: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, и быть готовыми на всякое доброе дело». Вот власть Божия в чем себя проявляет: Бог говорит – люди слушают.

Господь сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Та власть, о которой мы сейчас говорим – это лишь часть Его власти. У Него есть еще иная власть. У Него есть власть обучающая, власть, которая ведет человека, и которая помогает ему понять, почему же Бог требует от него того, а не иного. И когда народ Израильский осел в своей земле обетованной и осмотрелся, пригляделся, начал жить, то Господь начал учить его, учить через пророков, через обстоятельства жизни. Именно учить, а не просто давать задания. И когда народ хотел, как раньше, услышать конкретный приказ, то Господь показывал, что этого недостаточно, что-то еще надо. Когда народ приносил больше жертв, Господь говорит: «Я милости хочу, а не жертвы, Мне ваши жертвы уже ни к чему. Не хочу Я видеть эти жертвы, потому что вы даже не думаете, что за этим стоит, вы не думаете, что за этим стоит кровь, смерть, спасение через Бога, через самое лучшее и непорочное. Это смерть Непорочного. Вы приносите стадами Мне эти жертвы, но вы даже не задумываетесь, что это значит». И Господь использует власть обученья для того, чтобы люди не просто делали то, что от них требуется, а чтобы задумывались: для чего они это делают? Что за этим стоит?

Наконец, когда Иисус Христос пришел на землю, Он явил еще одну власть – это власть духовная. Это власть, которая не подчиняется приказам, это власть, которую нельзя просто понять и усвоить в школьном курсе, записать в конспекте и с этим всегда жить. Это власть Бога менять нас. Это власть Бога не просто приказывать, это власть Бога не просто учить – это власть Бога менять сердца людей. И это самая непонятная власть, самая таинственная власть Божия. Потому что эта власть уважает каждого человека, потому что эта власть проявляет единство в многообразии, потому что эта власть учитывает, что все мы такие разные, все такие не похожие. Эта власть, которая не давит, это власть, которая дает человеку право выбора, даже тогда, когда человек совершает неправильный выбор.

Красиво звучит, не правда ли? Но вынужден вас разочаровать. Этой власти не достаточно, потому что Бог сказал, что Ему дана всякая власть, вся полнота власти – не только духовная и обучающая власть. Ему дана всякая власть.

Конечно, здорово, что мы все не похожи друг на друга, что мы все – личности, что мы все индивидуальны, и что мы все сами по себе. Но Господь не отражается в полноте Своей и силе Своей только тогда, когда мы часть Его власти признаем. Мы часто признаем Его власть духовную, и не прислушиваемся к тому, что говорит нам Бог Иисуса Навина. Не прислушиваемся к тому, что Иисус Христос есть и Бог Иисуса Навина, Который говорит: «Делай вот так – и будешь благословен». Мы обкрадываем себя, мы обделяем себя благословениями, которые Господь посылает нам. А все из-за того, что мы ограничиваем власть Бога в нашей жизни. А у Господа нет противоречий между тем, что Он отдает приказы, между тем, что Он учит и между тем, что Он изменяет наши сердца. У Него всему этому есть место в нашей жизни.

Я с сожалением отмечаю, что многие учатся спорить, дебатировать и дискутировать, учатся со всем не соглашаться. Этому есть место. Но это еще не все. Мы лишаемся счастья, мы лишаемся поддержки друг друга. Посмотрите, как дружно люди вели себя в книге Иисуса Навина! Как горой стояли один за другого, как готовы были умереть один за другого. «Один за всех – и все за одного». Вот то действие, которое произвел в них Бог, открывшись им, как Бог приказа. Как Бог, который просто указывает, что людям делать, без того, чтобы они долго рассуждали и думали. Этому тоже есть место в нашей духовной жизни. Я разочарую тех, кто привык все ставить под сомнение, на все смотреть скептически, обо всем спорить, быть пессимистом. Бог учит детей Своих еще и подчиняться, Он учит детей Своих, что у Него есть всякая власть – в любой ее форме. Потеряв любую из форм этой власти в своей жизни, мы теряем благословения Божьи, мы искажаем облик Божий.

Многие смотрели замечательный фильм, сериал по роману Достоевского «Идиот». Я смотрел его и думал: да, князь Мышкин во многом отражает характер Иисуса Христа. В одном он его не отражает: у него не было власти, не было власти силы, приказа. А нужна была и эта власть для того, чтобы спасти людей, чтобы изменить что-то. Мы думаем, что если у нас ничего не получается, если мы не можем помочь другим людям, ничего не помогает, когда все наши слова для них не более, чем если бы мы обращались к солнцу, то больше ничего нельзя сделать. А оказывается, это не так, оказывается, Бог слышит людей, и когда Иисус Навин сказал солнцу: «остановись», оно остановилось.

У каждого бывают в жизни моменты, когда мы должны сказать что-то со властью. Как тот князь Мышкин должен был бы сказать любимому человеку, но не сказал, но как Иисус Навин сказал: «Солнце, остановись!» Нам иногда так нужно сказать эти слова: не просто слова увещевания, не просто обучения, не просто на пример чей-то указать. Лик Божий отображается в силе, лик Божий отображается еще и в том, что мы слышим эти слова: «Солнце, остановись!». Если у вас есть дорогие по жизни люди, и, если вы видите, что вы их и увещевали, и пример им духовный показывали, а они идут так уверенно к своей гибели, как солнце, по своей орбите, и вы думаете, что ничего не можете сделать для них, то вспомните, что есть Бог власти всякой. Это Бог, который вдохновляет людей сказать слова: «Солнце, остановись!». И оно остановится. И будет спасение народу тогда, когда всякую власть Иисуса Христа, которая дана Ему на небе и на земле, мы увидим в Нем и будем стараться здесь в себе отображать.

Таков Бог, который не побоялся, что Его обзовут солдафоном в книге Навина. Он подчеркнул: да, Я такой, Я – солдафон, если хотите знать. Но если надо солнце остановить, вы обратитесь не к книгам, не к примерам, а к власти Бога силы, к власти Бога Иисуса Навина.